СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Буквы Ы-И после Ц".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку "Буквы Ы-И после Ц". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Буквы Ы-И после Ц".»

Ф. И. О. учителя: Еркина Светлана Владимировна

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник/М.М. Разумовская и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2018.

Класс: 5

Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;

- научить обосновывать выбор гласных И-Ы после Ц;

- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;

- корректировать и развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы), умение связно и грамотно излагать свои мысли, внимание, память, эмоциональную сферу, коммуникативные качества речи.

Задачи урока:

- обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;

- формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц, смогут на практике применять теоретические знания.

УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Оборудование урока: компьютер, доска, раздаточный материал, презентация, учебник.

Аннотация - урок для 5 класса по теме «Буквы И-Ы после Ц» построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения.



п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности

Организация направленного внимания на начало урока, формирование эмоционального настроя на урок.

Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

2.

Этап актуализации ранее полученных знаний

Создать условия для совершенствования своего лексического запаса путём повторения по теме «Правописание приставок на -з (-с)» через комментированный диктант.

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям вспомнить материал по теме «Правописание приставок на -з (-с)» через комментированный диктант: бе..граничный, бе..крайний, ра..брос ать, ра..пустить, и..вестить, и..портить, в..дыхать, в..помнить, во..местить, во..хвалять, ни..вергать, ни..падать.






Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на -з (-с)», объясняют написание изученной орфограммы в диктанте.




3.

Этап мотивации к учебной деятельности. Возникновение проблемной ситуации

Подвести детей к самостоятельному определению темы урока и постановке познавательной цели.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Предлагает слова: циркуль, станция, лестницы, лисицына. Слайд 1

- Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Сформулируйте цель нашего урока.


Выясняют с помощью дискуссии в парах, в чем схожесть и различия данных слов, высказывают свою точку зрения.

После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы?

Определяют тему урока.

Формулируют цель урока.

4.

Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием

Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.

Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило:

цирк птицын птицы

цифра сестрицын рукавицы

цитата лисицын огурцы Слайд 2


- Попробуйте выявить закономерность.


Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц.

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы:

- От чего зависит выбор букв?

- Когда пишется И, а когда – Ы после Ц?


Организует самопроверку с помощью учебника (правило на стр. 128).

Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на -ЦИЯ, слова-исключения: цыган, цыпленок, на цыпочки, цыц, цыкнуть).

- Что нового вы обнаружили?

- Дополните таблицу в тетрадях.

Предлагает проговорить правило в парах.

Физкультминутка









Работают в группах, высказывают свою точку зрения.

Заполняют таблицу.

Лидер каждой группы представляет результат работы.

Задают выступающим вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки, если есть, в своих работах.

Отвечают на вопрос учителя.

Дополняют таблицу, выявляя новые части правила.



Проговаривают правило в парах.

5.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике.

Организует работу индивидуальную и в парах :

1.Комментированное письмо. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание в словах: станц..я, ц..пленок, ц..трус, ц..ц, синиц..н, улиц.., дисц..плина, ц..ган, гусениц.., круглолиц..й, ц..нга, ц..новка, Грец..я. Слайд 3

2.Работа по карточкам в парах:

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.

первая ц..фра

хитрый ц..ганѐнок

стоять на ц..почках

ц..плячья шея

смуглолиц..е матросы

краснолиц..й сторож

научная лекц..я

генеральная репетиц..я

куриц..но перо

лисиц..н след

загорелые дачниц..

русские императриц..

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы.

ц..рковой артист

ц..тата из романа

жѐлтенький ц..плѐнок

металлический ц..ркуль

вязальные спиц..

большие луковиц..



тигриц..н хвост

волчиц..н нюх

демонстрац..я мод

белая акац..я

свежие устриц..

соленые огурц..

Дополнительно прорабатывает слова-исключения.

Выполняют разные виды работ:

индивидуальная (комментированное письмо);

в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления).



























Дополнительно прорабатывают слова-исключения.

6.

Этап проверки усвоения знаний

Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму.

Проводит мини-тест. Слайд 4

В какой строке во всех словах пишется буква Ы?

а) улиц.., ц..пленок, бледнолиц..й

б) станц..я, синиц..н, ц..ган

в) ц..трусовый, ц..рк, нарц..сс

Проверяет усвоение правила.

Предлагает выполнить упр. 358 (стр. в учебнике 128)

Решают мини-тест.







Повторяют правило.

Выполняют упражнение.

7.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке



Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.





Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает выполнить самооценку.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу:

- Я не допустил ни одной ошибки

- Я ошибался 1-3 раза

- Я ошибался более 3 раз

- Я не понял материал Слайд 5


Учитель выставляет оценки в дневник.





Выполняют самооценку уровня усвоения знаний.

Вспоминают цель, которую ставили перед собой в начале урока.



Оценивают свою работу.

8.

Домашнее задание

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:
1.Параграф 45, упражнение 361 (выполняют все).

2. Составить текст, в котором бы встретилось не менее 10 слов на изученную орфограмму (дополнительное задание).



Записывают домашнее задание.