СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ для 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План

проведения урока по физике в 8 классе

Тема :   «Электрическое поле» 

Цель :

1)  Формирование понятия электрического поля как особого вида материи, с помощью которого осуществляется взаимодействие между зарядами; демонстрация основных свойств электрического поля;объяснение электрических явлений путем создания проблемных ситуаций;

2) Развитие логического мышления, анализа результатов опытов, умений выдвигать гипотезы, обобщать результаты наблюдений.

3)Развитие творческого потенциала, навыков исследовательской деятельности.

4)Содействовать развитию воли и настойчивости в учении (посредством решения проблемных задач, вовлечения учащихся в дискуссии ).

5) Развивать эмоции учащихся (посредством создания на уроке ситуаций удивления, радости, занимательности, парадоксальности, эмоциональных переживаний ).

6) Развивать интерес учащихся  к учению ( посредством показа значимости изучаемых вопросов для развития науки, техники, производства, метеорологии и др.).

Тип урокаКомбинированный урок

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ для 8 класса»

СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1

ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ





ПЛАН


ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ФИЗИКЕ


В 8 КЛАССЕ



Тема : «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ»

Автор : Асеев Игорь Григорьевич

учитель физики высшей

категории






г. Свердловск – 2007 г.




План

проведения урока по физике в 8 классе

Тема : «Электрическое поле»

Цель :

1) Формирование понятия электрического поля как особого вида материи, с помощью которого осуществляется взаимодействие между зарядами; демонстрация основных свойств электрического поля;объяснение электрических явлений путем создания проблемных ситуаций;

2) Развитие логического мышления, анализа результатов опытов, умений выдвигать гипотезы, обобщать результаты наблюдений.

3)Развитие творческого потенциала, навыков исследовательской деятельности.

4)Содействовать развитию воли и настойчивости в учении (посредством решения проблемных задач, вовлечения учащихся в дискуссии ).

5) Развивать эмоции учащихся (посредством создания на уроке ситуаций удивления, радости, занимательности, парадоксальности, эмоциональных переживаний ).

6) Развивать интерес учащихся к учению ( посредством показа значимости изучаемых вопросов для развития науки, техники, производства, метеорологии и др.).

Тип урока: Комбинированный урок


Ход занятия

  1. Вступительная часть. (2-3мин.)

Сегодня мы попробуем проанализировать изученные Вами электрические явления, познакомимся с новыми примерами этих явлений, их практическим использованием. Многие опыты будут сложными для объяснения и понимания, их изучение предполагается только в старших классах, однако мы вместе попробуем сегодня разобраться и решить многие проблемы данной темы.

  1. Защита самодельных приборов. (5-7мин.)

а) демонстрация самодельных электроскопов;

б) объяснение принципа действия приборов.


  1. Повторение основных вопросов темы (10мин.)

Задание №1 «Объяснить опыт».

Демонстрируются три опыта, которые необходимо объяснить письменно по вариантам.

1-й вариант:

- зарядка электроскопа сыплющимся через пластмассовую воронку песком.

2-й вариант:

- передача заряда станиолевым гильзам наэлектризованным телом через металлический и стеклянный стержень.

3-й вариант:

- опыт «танцующая» ватка с электрофорной машиной.

После окончания самостоятельной работы анализируются правильные ответы.

Задание №2

Какой из шаров на рисунке имеет положительный, отрицательный, не имеет заряда?



  1. Изложение нового материала (20 мин.)


Подведение итогов прошлого урока:

  • Взаимодействуют между собой только наэлектри-зованные тела;

  • Наэлектризовать тело можно при помощи трения;

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

«Наэлектризовать» тело можно и не прикасаясь к нему!

Опыт №1 «Вращение металлического стержня».

Металлический стержень, установленный на оси от магнитной стрелки, начинает поворачиваться к приближаемой к нему наэлектризованной стеклянной палочке.

Почему поворачивается металлический стержень, ведь он не был заряжен?

Опыт №2 «Электростатическая индукция».

Влияние заряженных «султанов» на электроскоп и электрометры, находящиеся на разных расстояниях от зарядов.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

1.Почему отклоняются стрелки электрометров?

2. Как стержень «почувствовал» приближение заряженной палочки?

3. Как передается воздействие на расстоянии?

Этими вопросами занимались ученые многих стран. Ответы на них дали в своих работах английские ученые М. Фарадей и Дж. Максвелл.

Вокруг зарядов есть что-то особенное!

В пространстве, где находится электрический заряд, существует электрическое поле.


«ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ»

- особый вид материи, который мы не можем видеть, слышать, осязать и т. д., т. к. оно не действует непосредственно на наши органы чувств;

- электрическое поле может существовать и в вакууме;

- электрическое поле материально.


Как можно обнаружить электрическое поле и каковы его свойства?


Опыт №3 «Электрический колокольчик».



Электрическое поле действует на заряды с некоторой силой.

Электрическое поле может совершать работу.

Задание №3 Заряд какого из шариков больший? Почему?

Свойства поля зависят от величины зарядов и расстояния между ними (электрическая сила).

Далее учащимся предлагается проанализировать опыты и назвать действия (свойства) электрического поля. Опыты №№ 4-7 проводятся в затемненном кабинете.


Опыт №4 Свечение разрядных трубок от наэлектризованных тел (палочки, пакета, и т. п.).

Опыт №5 Электризация и свечение лампы дневного света.

Опыт №6 Свечение неоновой лампы и трубок от электрофорной машины.

Опыт №7 Свечение разрядных трубок и ламп в поле высоковольтного индуктора.

Опыт №8, 9 Демонстрация действия школьного трансформатора (горение электрической лампы накаливания, движение алюминиевого кольца и его нагревание электрическим полем).

С помощью электрического поля можно передавать информацию.

Опыт №7 Демонстрация действия радио-приемника, телевизора, компьютера.


  1. Заключительная часть (обобщение знаний) (5 мин.)

Подведение итогов урока в виде плаката:


  • ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СУЩЕСТВУЕТ ВОКРУГ ЗАРЯДОВ. «НЕТ ЗАРЯДОВ – НЕТ ПОЛЯ»

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ДЕЙСТВУЕТ НА ЗАРЯДЫ С НЕКОТОРОЙ СИЛОЙ

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СПОСОБНО СОВЕРШАТЬ РАБОТУ

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ СВЕЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГАЗОВ

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ МОЖНО ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ


ВЫВОД: Электрическое поле не выдумка, а реальность!


  1. Домашнее задание

§ 24 , повторить § 21 – 23.

Написать творческий отчет о сегодняшнем уроке, в котором описать увиденные опыты, перечислить все, что было непонятно или трудно объяснимо, объяснить те опыты, которые с вашей точки зрения были простыми и понятными, а также отметить самые запомнившиеся и эффектные моменты занятия.


РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ:


1. Как, имея два воздушных шарика, газету, мех, нитки показать, что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются?

2. Как, имея полиэтиленовый кулек и газету показать. Что при трении электризуются оба тела, причем зарядами разного знака?

3. Можно ли наэлектризовать человека? Как?


7