Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1) Что такое рынок? 2) Что такое конкуренция? 3) Что такое потребление? 4) Раскройте понятие «рыночная экономика». 5) Назовите исторические условия возникновения рынка. 6) Перечислите основные модели рыночных систем. 7) Охарактеризуйте шведскую модель рыночной экономики. (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 5, стр.22-26 (учебник). 1. Работа с текстом (чтение). Человеческое общество в ходе своего развития использовало и использует разные экономические системы. Одной из них является плановая экономика, отличие которой от других систем заключается в подходах и методах решения главных экономических задач. Данный тип экономики – государственная экономическая система, при которой все важнейшие материальные ресурсы, включая природные ископаемые вкупе со средствами производства — являются государственной (общественной) собственностью и не могут ни при каких обстоятельствах передаваться в частное владение. При плановой экономике государство определяет важнейшие вопросы, а именно: объемы производства, регуляцию цен, баланс отраслей производства, инвестиции и пр. Плановые задания предприятиям направляются непосредственно из центра посредством министерств. Таким же образом планируется обмен товарами и проходит через систему предприятий госторговли к потребителю. Подобный тип экономики сопровождается, как правило, жесткой централизацией, когда решения на предприятиях принимаются исключительно с оглядкой на государственные органы отрасли. Основным недостатком подобной системы является отсутствие конкуренции, а также недостаточное стимулирование производителей к улучшению качества товаров вкупе с повышением показателей производства. Итогом становится стагнация, рецессия. Трудоемкость процесса планирования, а также сложность оперативного реагирования так же оказывают свое пагубное влияние. Возможно с развитием вычислительной техники эти проблемы решаться, во всяком случае на более мелких масштабах, например, в рамка ритейл бизнеса - у крупных компаний, вроде Валмарт, это решается, причём очень успешно. Даже в плане прогнозирования. Плановая экономика может сопровождаться волюнтаристскими действиями государственных деятелей, вызванные исключительно их желаниям и устремлениями, однако не соответствующими экономическим законам. Например, легендарные хрущевские целинные и кукурузные эпопеи. И более мелкие масштабы вроде цеховиков. Оба случая решаются либо карательными органами, либо системой сдержек-противовесов, если речь заходит о крупных представителях гос. власти. В чистом виде административно плановая система на даёт свободу творчеству, предпринимательской активности. В СССР пытались заменить конкуренцию социалистическим соревнованием, движениями (стахановцы), однако подобные решения действуют точечно и имеют более психологический эффект. Впрочем, главный негатив плановой экономики в состоявшемся опыте её использования: крушение СССР, которое стало тяжелейшим испытанием для жителей страны, во многом состоялось из-за недостатков плановой системы. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Что такое государственная (общественная) собственность? 2) Что такое план? 3) Раскройте понятие «плановая экономика». 4) В чём особенность плановой экономики? 5) Назовите признаки плановой экономики. 6) Какие явления характерны для плановой экономики? 7) Назовите авторов научной теории плановой экономики. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия нежизнеспособности плановой (социалистической) экономики. 4. Заполнить таблицу «Характерные черты плановой экономики». 5. Написать историческое заключение: «Характеристика признаков плановой экономики». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: Всемирная история. Учебник для 11 класса. / Каирбекова Р.Р., Ибраева А.С., Аязбаева Г.Н. – Алматы: издательство «Мектеп», 2020. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 5, стр.22-26, учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |