Урок биологии в 6 классе
Тема: Половое размножение организмов
Цель: сформировать у учащихся представления о половом размножении, половых клетках, процессах наружного и внутреннего оплодотворения
Прогнозируемый результат урока:
Учащиеся понимают сущность полового размножения организмов;
Знают особенности женских и мужских гамет;
Различают особенности наружного и внутреннего оплодотворения живых организмов;
Узнают половые клетки на схемах;
Владеют понятиями: оплодотворение, зигота, гаметы.
Личная значимость для школьников: Люди размножаются половым путем. Понимание сущности этого процесса важно для каждого человека.
План изучения нового материала:
Отличительные особенности мужских и женских половых клеток;
Оплодотворение и его типы: наружное и внутреннее.
Проблема урока: Какой способ размножения более эффективен, половой или бесполый? В чем преимущества и недостатки полового размножения по сравнению с бесполым?
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Тип урока: урок комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Проверка первичного понимания.
Закрепление материала урока.
Подведение итогов урока, выставление отметок и задание на дом.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем разговор о способах размножения живых организмов.
На прошлом уроке мы говорили о бесполом размножении, а сегодня подробно рассмотрим еще один способ размножения живых организмов – половое размножение.
Но, что бы весь материал понятно логически выстроить, мы с вами сначала вспомним материал прошлого урока и проверим домашнее задание, а уже затем перейдем к изучению новой темы.
Проверка домашнего задания.
Составить схему «Размножение» из слов : половое, половые клетки, деление клетки, почкование, бесполое, спорообразование, размножение, вегетативное размножение.
Найти соответствие:
Делением надвое
Спорами
Листовыми черенками
Клубнями
Усами
Почкованием
Стеблевыми черенками
А) лук, чеснок, тюльпаны; Б)клубника; В) гидра; Г)бактерии; Д)фиалка; Е)мхи, грибы; Ж)картофель; З)крыжовник, малина.
Слова-перевертыши: мегата (гамета), ропас (спора),коповачнеи (почкование), жемноразние (размножение), знижь (жизнь).
Термины :
Гаметы | |
Споры | |
Бесполое размножение | |
Половое размножение | |
Актуализация знаний.
Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова русского поэта Тютчева:
«Невозмутимы строй во всем.
Созвучье полное в природе….»
Изучая биологию. Мы не раз обращали внимание на то, что случайностей в природе нет. Все взаимосвязано. Все можно объяснить логически.
В процессе эволюции на Земле возникло огромное количество жизненных форм, но все они обладают основными признаками, характерными для живого организма.
??? Назовите основные признаки живого организма.
Человек, не является исключением. И для него характерны все эти признаки. На прошлом уроке мы рассмотрели, какие организмы делятся бесполым путем.
??? Человек среди них был?
А это значит, что человек будет относиться к группе организмов с другим типом размножения. А поскольку типов размножение только два, то отсюда следует, что человеку характерно половое размножение.
Итак, тема урока «Половое размножение организмов»
Постоим свою работу следующим образом:
Отличительные особенности мужских и женских половых клеток;
Оплодотворение и его типы: наружное и внутреннее.
Изучение нового материала.
Учитель: совсем недавно мы с вами прошли тему «Основные группы живых организмов» и говорили о том, что одни группы организмов разделяются по половому признаку, а другие – не разделяются
??? Как называются животные, которые внутри своей группы разделены по полу?
В половом размножении участие принимают две особи, различающиеся по полу. Такие особи называются раздельнополыми.
Раздельнополые особи, а именно мужские и женские, имеют специальные органы, в которых развиваются половые клетки – гаметы.
Мужские гаметы у животных и человека называются – сперматозоидами.
Женские гаметы у животных и человека называются – яйцеклетками.
Задание 1. Прочитать текст на карточках сначала про себя. Потом вслух читает один ученик. Потом читает учитель, а выделенные слова – хором.
Текст: Специальные половые клетки, участвующие в процессе размножения называются гаметами. Гаметы несут в себе хромосомы, в которых заключена информация о наследственных признаках. У животных и человека мужские гаметы называются сперматозоидами, женские – яйцеклетками.
Сперматозоиды – мелкие клетки с одним или несколькими жгутиками. У разных видов животных сперматозоиды имеют различную форму. С помощью жгутиков сперматозоиды быстро движутся в жидкой среде по направлению к яйцеклетке.
Яйцеклетки обычно крупнее сперматозоидов и содержат запас питательных веществ. У большинства живых организмов яйцеклетки неподвижны, они не имеют жгутиков.
Задание 2. Заполнить таблицу «Характерные особенности сперматозоида и яйцеклетки»
Признак | Яйцеклетка | Сперматозоид |
Форма | | |
Подвижность | | |
Питательные вещества | | |
Учитель: Как мы уже сказали, гаметы несут в себе хромосомы, в которых заключена информация о наследственных признаках.
Для зарождения нового организма необходимо, что бы сперматозоид встретился с яйцеклеткой, слился с ней.
Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки называется оплодотворением.
В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало новому организму.
??? Как вы думаете, почему новый организм всегда и на материнский и на отцовский?
Ответ в тексте на стр. 72. Мелкий шрифт
Учитель: Оплодотворение может быть наружным и внутренним.
А вот определить в чем разница, я предлагаю вам самим.
Задание 3. Заполнить пропуски в тексте.
Текст: Оплодотворение может быть наружным или внутренним. ……. Оплодотворение осуществляется во внешней среде. Наружное оплодотворение характерно для ………… Что бы повысить вероятность оплодотворения, животные с наружным оплодотворением выметывают ………количество икринок.
Внутреннее оплодотворение происходит в …….. Такое оплодотворение характерно для ……..При внутреннем оплодотворении образование потомства происходит вне зависимости от условий внешней среды.. Именно ………..оплодотворение является важнейшим приспособлением к жизни на суше.
Проверка первичного понимания.
Составить связный рассказ о половом размножении из предложенных слов.
Слова: «в половом процессе», « а яйцеклетки, наоборот неподвижные, крупные», «яйцеклетки – женские гаметы», «принимают участие специализированные клетки – гаметы», «гаметы образуются», «а сперматозоиды – это мужские», «обычно сперматозоиды – это», «в половых органах», «с большим запасом питательных веществ», «мелкие подвижные клетки».
Закрепление материала урока.
Составление синквейна к слову «яйцеклетка» и «сперматозоид».
Подведение итогов, выставление отметок, задание на дом.