Тема: Газообразные вещества
Цели урока: актуализировать знания кадет о газообразных вещества, их некоторых свойствах.
Задачи урока:
- образовательные:
- установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких; - повторить закон Авогадро,
- обобщить и систематизировать знания кадет о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена.
– развивающие:
- развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемой теме,
- развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать,
-расширить кругозор обучающихся,
-формировать научное мировоззрение.
– воспитательные:
- воспитание личности активной, мобильной, адаптивной ,
- содействовать нравственно-этическому воспитанию обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы: практический (практическая работа), словесный (диалогический, беседа по вопросам), наглядный.
Оборудование и реактивы: таблицы, хим. оборудование (пробирки, сухое горючее, пробиркодержатель, пробка с газоотводной трубкой), хим. реактивы (соляная кислота, мел, цинк, перекись водорода, оксид марганца, индикаторная бумага).
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Формирование новых учебных знаний.
Первичное закрепление.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
-Вы знаете, что в зависимости от условий вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Назовите эти состояния.
Предполагаемый ответ:В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, твердом или газообразном состояниях.
: -Рассмотрите рис. 1 на инструктивных картах. Что характерно для газообразных веществ? Чем строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состояниях?
Предполагаемы ответ: В газовой фазе расстояния между молекулами во много раз превышает размеры самих частиц.
-При атмосферном давлении объем сосуда в сотни тысяч раз больше объема молекул газа, поэтому для газов выполняется закон Авогадро:
В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
-Вспомните, сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?
Предполагаемый ответ: Один моль любого газа при нормальных условиях содержит 6х1023 молекул.
-Как называется это число?
Предполагаемый ответ: Это число называется число Авогадро.
-Какие условия считаются нормальными?
Предполагаемый ответ: 760 мм. рт.ст. и 0 0С.
-Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при нормальных условиях? Как называют такой объем?
Предполагаемый ответ: 1 моль любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л. Такой объем называется молярным.
-ознакомьтесь на инструктивной карте с описанием основных свойств газообразных веществ.
1.Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором находятся.2.Газы легко сжимаются.3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любом отношении.
IV. Целеполагание.
- Учитывая все мои вопросы и ваши ответы, предположите, о чем мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить сегодня? Предполагаемый ответ: Тема – газообразные вещества.
V. Формирование новых учебных знаний.
-При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу. Открываем тетрадь для практических работ. Записываем: Практическая работа № 1 «Получение и собирание газов»
Записываем цель работы.
Оборудование.
Техника безопасности!
В тетради оформляем таблицу:
Что делал | Что наблюдал | Уравнение |
| | |
Повторяем свойства водорода.
Водород – это самый легкий газ. В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Кипа взаимодействием цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.
- Так как водород самый легкий газ, его собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
Опыт первый.
-Вспомните, как распознают водород?
Предполагаемый ответ: К отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси.
- Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. А какое явление связано с большим накоплением углекислого газа в воздухе? (парниковый эффект) . В чем его суть? В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция, который может быть представлен и кусочком мела и кусочком мрамора: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Опыт второй.
- Вспомните, как можно распознать углекислый газ
.Предполагаемый ответ: Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.
- Почему горящая лучина гаснет в атмосфере углекислого газа?
Предполагаемый ответ :Потому что углекислый газ не поддерживает горение.
- Где используют это свойство углекислого газа? Кадеты: Свойство углекислого газа не поддерживать горение применяют при тушении пожаров.
- Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3. Вспомните, какими сведениями вы обладаете об озоновом слое? Составе воздуха? В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .
Опыт третий.
- Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или методом вытеснения воды. Почему?
Предполагаемый ответ: Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он мало растворим в воде.
- Вспомните, как распознают кислород.
Предполагаемый ответ: Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.
Оформляем практическую работу. В конце делаем вывод по работе, согласно поставленной цели.
Газ(краткая характеристика) | Получение (уравнения реакций) | Собирание | Распознавание |
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха. | Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. | В перевернутую вверх дном пробирку. | При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук. |
Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде. | 1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑; 2.Разложением пероксида водорода 2H2O2 = 2Н2О + О2↑ . | 1.Вытеснением воздуха. 2.Вытеснением воды. | Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом. |
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде. | 1.В промышленности: CaCO3 = СаО + СО2^; 2.В лаборатории: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑. | Вытеснением воздуха. | 1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2. 2.По помутнению известковой воды: СО2 + Са(ОН)2= СаСО3v + Н2О |
Аммиак (NН3) | | | |
Этилен | | | |
V!.Закрепление.
Беседа по вопросам. (При ответах использовать таблицу.)
Какие газообразные вещества были рассмотрены на уроке?
Какие способы получения рассматривали?
От чего зависит способ собирания того или иного газа?
VП. Домашнее задание.
1.Выучить записи в таблице.
2.Используя текст §8, заполнить таблицу: про аммиак и этилен.
VIП. Подведение итогов.
-На сегодняшнем уроке вы изучили общие свойства газообразных веществ. Вспомнили закон Авогадро. Повторили способы получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, углекислого газа.
Рефлексия. – Что вам запомнилось на уроке? Что осталось непонятным? Над чем еще нужно поработать ?

Газ(краткая характеристика) | Получение (уравнения реакций) | Собирание | Распознавание |
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха. | Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. | В перевернутую вверх дном пробирку. | При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук. |
Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде. | 1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑; 2.Разложением пероксида водорода 2H2O2 = 2Н2О + О2↑ . | 1.Вытеснением воздуха. 2.Вытеснением воды. | Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом. |
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде. | 1.В промышленности: CaCO3 = СаО + СО2^; 2.В лаборатории: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑. | Вытеснением воздуха. | 1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2. 2.По помутнению известковой воды: СО2 + Са(ОН)2= СаСО3v + Н2О |
Аммиак (NН3) | | | |
Этилен | | | |
Практическая работа №1 «Получение газов и изучение их свойств.»
Цель: Получить газы: водород, углекислый газ, кислород. Изучить их свойства.
Оборудование: пробирки, газоотводная трубка, спички, цинк, соляная кислота, мрамор, известковая вода, перманганат калия, пробиркодержатель, сухое горючее, лучинка.
Опыт №1. Получение водорода и его сжигание.
Описание эксперимента: в пробирку положите 3 гранулы цинка, прилейте соляной кислоты так, чтобы она полностью накрыла металл и еще 2 мл сверху. Закройте пробирку газоотводной трубкой , направив ее вверх, и соберите водород в пробирку методом вытеснения воздуха. Пробирка для сбора водорода должна быть расположена на газоотводной трубке донышком вверх.
Проверьте наличие водорода, быстро опустив горящую спичку в пробирку с водородом.
Водород сгорает с характерным звуком. Опыт завершен.
Будьте аккуратны с соляной кислотой, спичками и спиртовкой!
Задание к опыту №1: составьте уравнения реакций получения водорода и его сгорания в кислороде воздуха.
Опыт №2. Получение углекислого газа и обнаружение его известковой водой.
Описание эксперимента: в пробирку положите 3 кусочка мрамора , прилейте соляную кислоту, чтобы она по объему была в 2 раза больше мрамора. Закройте отверстие пробирки газоотводной трубкой, конец которой опустите в раствор известковой воды другой пробирки. Появление белого осадка говорит о реакции углекислого газа с известковой водой. Продолжайте пропускать углекислый газ через образовавшийся осадок. Вскоре осадок исчезнет, и раствор опять станет прозрачным. Опыт завершен.
Будьте аккуратны, работая с соляной кислотой и гидроксидом кальция !
Задание к опыту №2. Составьте уравнения реакций:
А) получения углекислого газа из мрамора и соляной кислоты;
Б) взаимодействия известковой воды с оксидом углерода(IV) с образованием осадка карбоната кальция;
Опыт №3. Получение кислорода и его обнаружение.
Описание эксперимента: возьмите пробирку с перманганатом калия из своего штатива, закрепите газоотводную трубку, опустив ее в пробирку, направленную донышком вниз. Пробирку с перманганатом закрепите в пробиркодержателе и аккуратно нагрейте, соблюдая ТБ. Чтобы проверить наличие кислорода в пробирке, опустите в нее тлеющую лучину.
Будьте осторожны со спичками, спиртовкой, нагревайте пробирку, соблюдая правила нагрева стеклянных приборов.
Задание к опыту №3. Составьте уравнение реакции получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании.
Во время работы соблюдайте технику безопасности.
Уберите рабочее место на столе и сдайте тетрадь учителю.