СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока.Разные люди - разные характеры

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: познакомить с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера; развитие умения описывать черты характера.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока.Разные люди - разные характеры»




Разные люди - разные характеры

Павленко Н. В., МБОУ СОШ № 49.

Цели деятельности учителя: познакомить с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера; развитие умения описывать черты характера.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение понятия «характер» и основных его свойств

Метапредметные универсальные учебные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать полученную информацию; уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, уметь ставить вопросы.

Личностные: формирование адекватной самооценки, позитивного самоотношения.

Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно- демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Основные понятия и термины: характер.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

(слайд с изображением людей разного возраста, разной национальности).

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок литературы, а интегрированный, соединенный с психологией.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите : «Чем люди не похожи друг на друга?» (Ответы детей).

-А кроме внешности, возраста. чем они еще отличаются? (Правильно, своим поведением и характером).

-Как вы думаете, какова может быть тема нашего урока? (Ответы детей). Молодцы.

На слайде появляется тема урока «Разные люди - разные характеры».

Практически на каждом уроке литературы мы обсуждаем характеры литературных героев.

А кто- нибудь из вас задумывался, что означает слово характер?


II. Постановка цели и задач урока.


III. Работа над темой урока

  1. «Давайте разберемся»

Слово учителя с элементами беседы.

-Ребята, обратите еще раз внимание на название темы нашего урока. Что значит «У разных людей - разные характеры?» Как вы это понимаете? (Да, это значит, что люди различаются своими характерами: одни- добрые, другие- злые, одни – щедрые, а другие – жадные).

В характере человека сочетаются очень разные черты, например, у одного – ум, смелость, замкнутость, а у другого- справедливость, аккуратность, лень, а у третьего- трудолюбие, скромность, трусость. В характере каждого человека наиболее ярко выражены те или иные черты.

(На слайде дается определение)

Характер в переводе с древнегреческого языка означает «чеканка», «отпечаток». Под характером понимаются особенности личности, проявляющиеся в поведении. Именно слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяет понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки»

  1. Игра «Знатоки черт характера».

Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете черты характера. Я буду называть черту характера, а вы противоположную.

Добрый - злой

Смелый - трусливый

Щедрый - жадный

Общительный - замкнутый

Умный - глупый

Заботливый - равнодушный

Честный - лживый

Скромный - хвастливый

Вежливый - грубый

Трудолюбивый - ленивый

Аккуратный – неряшливый

Находчивый – тугодум

Доверчивый - черствый

Простодушный – хитрый

Покладистый – упрямый

Осторожный – рискованный

Дисциплинированный - шаловливый

Настойчивый - беспечный

Благородный – подлый

Молодцы! Хорошо поработали.

3. А теперь сядьте поудобнее и внимательно послушайте сказку, которую вам расскажут одноклассницы. Выразительное чтение подготовленными детьми сказки о деревьях – характерах (автор И. Вачков).

(Изображение дерева на слайде). Во время чтения появляются надписи: «Отношение к людям», «Отношение к делу», «Отношение к себе», «Отношение к вещам».

«В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья- характеры. Это были необычные деревья. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко- далеко за горами.

У каждого Дерева- характера от ствола отходили четыре мощные ветви, а от них- множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название: первая называлась «Отношение к людям», вторая – «Отношение к делу», третья имела имя Отношение к себе, четвертая- Отношение к вещам.

У каждого Дерева- характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве- характере ветвь Отношение к людям была вытянута, потому что несла веточку Правдивости, а на другом была скручена кольцом ветка Лжи. Где- то ветвь Отношение к себе вызывающе торчала веточкой самовлюбленности, где – то опускалась почти до земли от своей приниженности, а где- то спокойно поднималась к солнцу среди других как воплощение Скромности. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях- характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья- характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Деревьями- характерами трескалась земля- такими они были тяжелыми. Другие Деревья – характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были очень прямые характеры. Твердые Деревья – характеры не смогла бы распилить даже бензопила, а легкие Деревья – характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья – характеры друг на друга, потому что росли на разных почвах, по- разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по- разному, верно?)

Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья – характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть свое Дерево, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево- характер. Но попасть в него не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно только изучая самого себя и свои поступки.

4 – Вы прослушали сказку. Расскажите, о чем вы узнали из нее? (Обсуждение)

5.. Попробуйте нарисовать свое дерево- характер ( большое или маленькое, высокое или стелющееся по земле. Нарисуйте, какие есть ветви на этом дереве- толстые, средние, тонкие и напишите, как они называются. Каждая ветка- это определенная черта характера).

Готовые рисунки помещаются на доску. По желанию ребята рассказывают о своих деревьях- характерах.

6. Слово учителя. Учитель говорит ученикам о том, какие разные получились рисунки, и это замечательно.

На слайде надпись: «Познай себя»- эта надпись украшала один из храмов в Греции. Перед каждым человеком, но в разное время, встают вопросы: кто я? какой я? знаю ли себя? На что способен в той или иной ситуации?

Надеюсь, что урок поможет вам начать разбираться в своих сильных и слабых сторонах характера, поможет лучше разбираться в окружающих вас людях и в характерах литературных героев.

Физкультминутка.

IV. Проверка домашнего задания. Каждому ряду было дано задание подготовить презентацию характера героя из прочитанных вами ранних рассказов А. П. Чехова («Радость», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»). Вы сделали иллюстрации. Ребята оформляют доску рисунками.

Я думаю, что вы внимательно и с интересом читали рассказ, а теперь объединитесь в три группы и попробуйте составить кластер, называя качества характера героя прочитанного произведения, опираясь на полученные сегодня знания о характере человека.

Реклама героев рассказов по группам. Обсуждение.

V. Рефлексия.«Кувшин познания». Перед каждым учащимся лежит лист бумаги, на котором нарисован силуэт кувшина.

-Ребята, перед каждым из вас лежит лист с нарисованным силуэтом кувшина. Это кувшин новых знаний, он заполнен тем новым, что вы сегодня узнали. Отметьте уровень ваших новых знаний линией и разукрасьте содержимое кувшина». После рисования проходит обсуждение.


Использованная литература:

  • Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения.- Школьные технологии, № 6.

  • Рудякова Н. О. Развитие культуры общения в подростковой среде.- Волгоград: Учитель, 2011.

  • Щербакова Н. М. Психологические методики для определения характера. -Иркутск,1996.