Конспект урока по русскому языку в 5»Б» классе
Учитель русского языка и литературы Картохина Л.Р. МБОУ СОШ №31
Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
развивать память, воображение, речь.
развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
1. Оргмомент.
- Доброе утро, дорогие ребята! Очень рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.
2.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
В задании есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)
Задание №1.
ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.
Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова).
3.Постановка проблемы.
- А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.
Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.
4. Открытие новых знаний.
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.
(Запишите тему урока)
приЛАГАется -------------------------- приЛОЖить
изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить
возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение
приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение
Вопросы и задания учащимся:
- В какой морфеме находится орфограмма?
- Какие гласные пишутся в корнях?
- Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?
1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.
2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
О, если этого суффикса нет.
3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.
-Сделайте вывод — сформулируйте правило
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.
- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О.
Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.
5. Выявление цели урока.
С правилом мы ознакомились.
- Какая проблема стоит перед нами теперь?
- Какой цели мы должны достичь на уроке?
6. Тренировочные упражнения
1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг)
Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать
2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
-ЛАГ-А -ЛОЖ –
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)
- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.
Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.
- МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.
Грамматическая зарядка
Задание
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
Радостное предпол…жение
Распол…житься у костра.
Лингвистический футбол.
От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).
Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
Слагать песни 2. Отложить празднование
Предложить кофе 3. Возлагать надежды
Сложить вещи 4. Предложить блины
Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра
Загадки.
Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран)
Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
Весёлое стихотворение:
На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?
7. Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .
Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях -лаг- -лож-.
Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
Выполните упражнение № 571
8. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
СПАСИБО ЗА УРОК.