СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме «Лексическое значение слова» во 2 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме «Лексическое значение слова» во 2 классе»

Урок русского языка во 2 «А» классе . УМК «Школа России»

Тема : «Лексическое значение слова»

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока:- способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации

познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научитьсяв коллективном диалоге ставить конкретную учебнуюзадачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.



Оборудование :словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация









Этапы урока

Содержание этапа

Организационный момент.

Цель. которая должна быть достигнута обучающимися :подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:словесные, объяснительно-иллюстративные


1. Организационный момент.

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох. Повторяем за мной:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!

2. Психологический настрой. (Слайд 4)

– Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.


Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:закрепить навыки каллиграфического письма;

показать умение находить в словах парные согласные и проверять их;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение обучающихся в подборе проверочных слов с парными согласными, выявить затруднения в деятельности обучающихся.

Задача для учителя: учить самооценке.

Методы организации работы:словесные

Методы стимулирования: похвала

Методы оценивания:самооценка с помощью сигнальных карточек.

































Изучение учебного материала.

1. Постановка проблемы.

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать умение выделять часть из целого.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задача для учителя: заинтересовать обучающихся в выполнении задания



























2.Открытие новых знаний

Цель, которую учитель ставит перед учениками: выделить общее понятие о лексике .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию у обучающихся знаний о лексическом строе языка.

Задача:активизировать знания детей , полученные на других уроках.















Закрепление учебного материала

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:- выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях,

-умения подбирать родственные слова.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:- создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова; для работы в парах.

Задачи: - выработать алгоритм рассказа о предмете;

-развивать способность давать адекватную самооценку.

Методы: репродуктивные



























































































































Рефлексия

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать степень усвоения пройденного на уроке материала.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: -.проверить степень усвоения нового материала; осознания учебной деятельности классом.

Задача: выявить эмоциональный настрой класса

Чистописание. (Слайд 4)

3. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка. (Слайд _______)

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Снег,деревья, пушистый, накрыл

- Составьте предложение из слов, запишите его.

Пушистый снег накрыл деревья.

-Проверьте, просигнализируйте

– Найти знакомые орфограммы (пушистый-ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.

найти и подчеркните основу предложения,

(Слайд 5)

4.Изучение учебного материала.(Слайд ____)

- Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы продолжите раскрывать тайну слов.

Успехов вам! Мудрая сова.

Перед вами загадка. Давайте разгадаем ее.

-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово

.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

Повторение изученного материала.

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Как вы думаете, являются ли слова лопата и лопух близкими по значению?

-Чтобы ответить на этот вопрос мы прочитаем статью о происхождении слов на стр 44

-О значении какого слова мы еще узнали?(Лопоухий) Слово лопата является словарным. Давайте запишем его. Обратите внимание на орфограмму. Словарная работа слова «Лопата»

-Значит какая тема нашего урока будет? О чем мы будем говорить? ( О лексическом значении слов)

-Лексическое значение слов мы можем узнать в толковом словаре. Выполним устно упр 51.

Выполнение упр: 53 (что обозначают выделенные слова) Запишем 2 преддложения. Повторим что такое подл и сказ( главные члены)

Упр54 словарная работа ягода. Что такое ягода. Какие ягоды вы знаете? Кушали?

ФИЗМИНУТКА со словом ягода

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!!!!

Запишем преджение со словом ягода.

РЕФЛЕКСИЯ упр 56 ( на карточка слова на доске) –у вас должно быть 4 столбика ( 2 человека к доске) на какие 4 группы мы можем разделить? Как можно озаглавить каждую из них. (звери, насек, птицы, рыбы) ( закрываю доску и прошу разделить на 4 столбика)

-Почему носорога и медведя так назвали?

Если останется время 57 и 55

Игра «Отгадай слово»

  • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

  • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

  • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

_ т.е мы описывали его …лексическое значение

Групповая работа.(Слайд 9)

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы.

(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)

5.Физминутка.(Слайд ____________)

6. закрепление теоретического материала.

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети: (Слайд ______)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов

Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд __________)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…


баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…


ленивый

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…


пожилой

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…


жизнерадостный

Вести себя безобразно-(что делать?)…


кувыркаться

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…


трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…


гостить


Игра «Опиши предмет» Самостоятельно(Слайд 19)

- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

7.Рефлексия ( Слайд________)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?-Ответьте на вопросы

Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»

Дзупр 52 стр. 45