Организационный момент, сообщение темы и цели урока. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! (С. Погореловский) В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.) Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России» (записать на доске и в тетрадях). А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.) Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.) Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие - светлые?» Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия. Актуализация знаний учащихся. 1. Фронтальная работа. - По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) - Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. Заслушивается ответ ученика и дополнения класса. - О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам? Заслушивание сообщений, приготовленных дома. 2.Индивидуальные карточки. Тест «Тундра» 1. Зона тундры расположена ... а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена... а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 3. В тундре ... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения тундры - ... а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 5. Растения тундры ... а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 6. К тундровым растениям относятся ... а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 7. В тундре обитают ... а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 8. Укажи верную цепь питания: а) растения — лемминги - полярные совы; б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы; в) растения - кречеты — волки. 9. Тундровый заповедник расположен ... а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове. (Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).) Работа над новой темой. - Мы продолжаем работу нашего исследовательского общества. И сегодня, совершим виртуальное путешествие в лес, где работают наши специалисты. - Наше исследование будет проходить по следующему плану: 1. Географическое положение зоны лесов. 2. Части лесной зоны. 3. Растения. 4. Животные зоны лесов. 5. Птицы. 6. Подведение итогов. - Итак, дорогие исследователи всем вам понятен план нашей деятельности? Начинаем работу. - Откройте, пожалуйста, атласы и найдите на карте зону лесов. - Географы готовы сделать сообщение о географическом положении зоны лесов? (Да). Сообщение . Смотреть приложение №1 - Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Теперь мы имеем представление о том, что мы будем изучать. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.) - А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне, как, например, лесостепи, полупустыни.) - Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим - меньше. - Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться таёжная группа ботаников. Что растет в смешанных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа ботаников. А зоологи изучат, кто живет в лесной зоне. - Но перед этой работой нам надо немного отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. - Вы уже узнали, что наибольшую территорию зоны лесов занимает тайга. Что это, какие растения преобладают в этой части зоны, изучала таёжная группа ботаников. Сообщения . Смотреть приложение № 2 - Молодцы, ребята! У вас, дорогие исследователи, есть дополнения к тому, что вы услышали? Вопросы? ( Дети добавляют материал, задают вопросы, на которые отвечают участники группы) - Хорошо, переходим к изучению особенностей и растений следующей части лесной зоны. Как она называется? (Смешанный лес). Сообщения. Смотреть приложение № 3. - Назовите основное отличие смешанного леса от тайги. (Вместе с хвойными растениями растут лиственные с некрупными листочками). - Молодцы. Это исследование прошло успешно. И мы можем переходить к следующему вопросу. Сообщения о широколиственном лесе и его растениях. Смотреть приложение № 4. - Спасибо вам, ботаники, за проделанную работу. - - Итак, мы продолжаем исследовательскую работу. - Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. - Слово предоставляется группе зоологов. Сообщения . Смотреть приложение № 5. - О животном мире леса можно говорить бесконечно. Это и птицы, живущие в лесной полосе. Огромное разнообразие животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Закрепление. - Молодцы, исследовательские группы. Вы хорошо потрудились и сделали прекрасные сообщения о лесе. - А сейчас маленькая работа, которая проверит, как вы усвоили материалы исследований. - Назовите части леса. - Посмотрите на экран и выберите правильный ответ. Подведение итогов. - Вы правильно ответили на вопросы и теперь можем сделать вывод — ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? - Лес – воздух для лёгких, влага и тень. - Лес – дом для зверей и птиц. - Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. - Лес – зелёный наряд нашей планеты. Выставление оценок. |