Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки Унечского районаБрянской области Тема урока: «Жизнь и занятия древних славян» 4 класс Разработал: учитель начальных классов Матвеенко Т.Г. 2022 год |
Разработка урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Жизнь и занятия древних славян". 4-й классЦели урока:
приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению
Оборудование: презентация “Жизнь древних славян”, статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”, фрагмент видеомультфильма
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Подарите улыбки друг другу и нашим сегодняшним гостям. Добрый день, уважаемые гости. Садитесь.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Нам историю России
Интересно изучать.
2.Закрепление пройденного материала.
Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина, место , где мы родились и живем). Слайд №1
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)
Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – | Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. Н Кончаловская |
Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: вспомним основные временные периоды мировой истории: Слайд №3
1 | Первобытная история | Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад |
2 | История древнего мира: Египет Греция, Рим | 5 тыс. лет назад 3-4 тыс. лет назад |
3 | Средние века. | С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.) |
4 | Новое время. | С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет) |
5 | Новейшее время. | С начала 20 века |
3. Актуализация знаний
Сегодня мы отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки. О ком пойдет на уроке речь, вы узнаете сами, разгадав кроссворд. Слайд 4
Наука о прошлом.
Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом
Большое животное, на которое охотились древние люди.
Отрезок времени в 100 лет.
Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
На берегах какой реки возникло Египетское государство.
Наука о древности, которую называют «наукой лопаты».
Какое слово получилось? Кто уже может назвать тему урока?
4. Работа над изучением нового материала.
- Жизнь древних славян. Слайд 5
Давайте выстроим план урока, т.е. то что нам предстоит узнать.
Кто такие славяне ?
Поселение древних славян
Занятия древних славян
Дом, одежда , предметы быта.
Представление о мире (боги) Слайд № 6
Слайд 7 запись
Наши предки, славяне, более полторы тысячи лет назад (5-8 века нашей эры) пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. (читает автор)
Слайд 8.
Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Это были южные славяне. Другая часть славян пошла дальше на север. Это западные славяне. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам. Эти восточные славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.
Восточные славяне – это русские, украинцы и белорусы.
Сегодня, все эти земли на карте нашей страны находятся на Восточно - Европейской равнине. Слайд 9
1. Кто такие славяне?
– Так кто же они такие, славяне?
– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст (карточки 1)
Письменный источник древних византийских путешественников.
Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. Слайд 10
«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…
… Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны….
… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде …
… В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы.
– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
– А какие они были по характеру?
Итак, на 1 пункт плана ответили. Идем дальше.
2. Поселения славян. Слайд 11 читает автор
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Он строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. ( читает автор
Я: Жили славяне родами и племенами. Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. Слайд № 12 (Словарная работа) Род – это поселения, объединяющие несколько семей, состоящих в родстве между собой. Племя – это объединение нескольких родов .
- Где любили селиться славяне?
3. Жилища славян.
– А теперь, ребята, узнаем, в каких жилищах жили наши предки. (Слайд 13) Поможет мне в этом Кузин Александр.
– Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
слайд 14 (читает автор)
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимал стол и две-три деревянные лавки. В углу лежала несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постель. Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
(Саша) слайд 15 Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки да столы, посудой служили глиняные горшки да чашки, деревянные плетенки и бочонки. (Слайд 16 )
Я: (Слайд 17) Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
4. Занятия славян.
– Как вы думаете, чем могли заниматься славяне, живя у воды?
Об этом нам расскажет Фомичев Юрий.
Слайд 18.
Самое главное занятие славян - земледелие . Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Хлеб называли «жито» - от слова жить, так как являлся главным продуктом питания.
Славяне занимались охотой. В лесах было много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков… Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Так как славяне жили у воды, значит они занимались рыболовством. В озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу.
Так же славяне занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Наши предки занимались собирательством (сбор диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки) .
Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Итак, чем занимались славяне?
5. Боги.
Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне, не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке- они приписывали таинственным силам.
Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
Славян называли язычниками. Что такое язычество? (Слайд 19)
Поклонение многим богам называется язычеством.
Каким же богам поклонялись славяне? Слайд 20 Чтобы вырастить урожай, накормить скот, необходимы - свет, влага, тепло. Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли . Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца – Даждьбог. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной – гремит гром, стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.
Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:
богиня Земли- Макошь , бог неба - Сварог , Бог скота – Велес, Бог весны – Ярило, Бог лета – Купала, Богиня красоты – Лада
Видеофрагмент Праздники Богам.
- Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу- посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестаёт убывать. Следующий – масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой
праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшен Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен. Они молили о милости грозное божество.
Слайд 21.
- Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства»
5. Итог урока. Слайд 22
– Вот мы и узнали, как жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы небольшого теста (2 ученика – компьютер, 2 на карточках) . (Карточка 2) Кто ответил на вопросы теста ? Какое слово получилось? (славяне)
– Что нового вы узнали на уроке?
что вспомнили?
чему удивились?
6.Оценивание.
7.Домашнее задание.
Изучить материал учебника с.48-53
Вы сегодня молодцы! Спасибо за урок!