Тема урока:
«Западно-Сибирская равнина: особенности природы»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона.
Задачи урока:
I. Дидактические:
Составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;
объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;
объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири;
II. Развивающие:
Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.
Развитие способностей проектировать.
III. Воспитательные: формировать ценностное отношения к региону - Западная Сибирь. Осуществлять экологическое воспитание.
Тип урока: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).
Технология: критическое мышление
Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.
Учебно-наглядный комплекс:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран .
Физическая карта Западной Сибири.
Учебник: География: Геграфия России. Природа. 8класс, И.И.Баринова, издательство Москва, «Дрофа», 2014г
Атлас: География 8 класс — М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2015.
Презентация « Западная Сибирь».
План урока
1 этап. Организационный (активация внимания) – 1мин
2 этап. Постановка темы, цели и задач урока – 3 мин
3 этап. Изучение нового материала – 30 мин
4 этап. Закрепление и обобщение новых знаний – 3 мин
5 этап. Домашнее задание – 2 мин
6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия – 1 мин
Ход урока
Основные этапы деятельности на уроке
Организационный. Целеполагание
Мотивация проектной деятельности.
2. Постановка темы, цели и задач урока.
- Природу какого региона мы с вами уже изучили?
- А на какой равнине мы живем?
- Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, тема нашего урока: «Западно - Сибирская равнина. Особенности природы».
«Неведомая, дикая седая
Медведицею белою Сибирь,
За камни, за Уралом пропадая,
Звала, звала меня в неведомую ширь.
Что в этой шири, где конец раздолью,
А может быть, и нет у ней конца,
Но к ней тянулись за вольготной долей
Отчаянные русские сердца»
- Откройте в атласе «Физическую карту Западной Сибири»
стр. 51
- Что мы уже знаем о Западной Сибири?
Запишите свои сведения о Западной Сибири в первую колонку таблицы
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать |
| | |
- Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию по Западно-Сибирской равнине. Каждый выступит в роли молодого ученого. Какие цели и задачи мы должны поставить перед собой в путешествии?
ЦЕЛЬ: Получить как можно больше знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно- Сибирской равнины.
ЗАДАЧИ:
1) Оценить особенности природы Западно- Сибирской равнины, как географического объекта.
2)С помощью различных источников географической информации собрать как можно больше сведений о природе Западно-Сибирской равнины, проанализировать полученный материал, сделать выводы.
- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. географическое положение. Определите по карте границы равнины.
Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:
- на западе – восточнее предгорий Урала,
- на востоке – долина р. Енисей,
- на севере – береговая линия Карского моря,
- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау
3 этап. Изучение нового материала
(Класс предварительно поделен на группы по 4 — 5 человек, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).
1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»
2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно- Сибирской равнины?»
3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно- Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно- Сибирской равнины?»
4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно- Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»
(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:
- учебник географии,
- атласы,
- дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,
- словари).
Организация дискуссии.
( Отчёт по группам).
1.Составление кластера по теме (Западная Сибирь)
Интерактивная доска
2.Работа с контурными картами
Подведение итогов дискуссии.
- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири.
- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!
Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов. Вот, например,
поэт И. Фролов написал о ней такие строки:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой – то гигантский утюг!
4 этап. Закрепление и обобщение новых знаний
1.Для обобщения и закрепления изученного материала выполняем мини-тест
2. Вернемся к таблице и заполним вторую графу(Узнал Новое)
3.Составьте СИНКВЕЙ (пятистишье)
Придумайте к слову «Сибирь»
1строчка- главное слово
2строчка-2-а прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – крылатая фраза, утверждение
5строчка – существительное –синоним, который выражает суть слова Сибирь
5 этап. Домашнее задание.
- Для того чтобы ещё раз убедиться, что наши выводы правильные, мы применим полученные знания на практике, выполняя в качестве домашнего задания самостоятельную работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнины».
КАРТОЧКА
Географическое положение и особенности природы | Восточно- Европейская равнина | Западная Сибирь |
В каком полушарии находится | | |
В какой части материка | | |
Омывается водами океанов | | |
Примерные широты | | |
В основании равнин лежат | | |
Тип поверхности | | |
Преобладающие высоты | | |
Климатообразующие факторы | | |
Тип климата | | |
Средняя температура января и июля | | |
Среднегодовое количество осадков | | |
Внутренние воды, их особенности | | |
Природные зоны | | |
Вывод: |
(Учитель раздаёт карточки всем учащимся). Параграф № 40, 41, выполнить самостоятельную работу в тетради.
6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Чему научились на уроке?
- О чём бы вы хотели узнать больше?
Раздает мордашки детям
Спасибо за урок.
Приложение
Карточки-задания
Задания группе № 1
ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие рельеф земной поверхности.
1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая карта» - стр. 10-11).ирской равнины? равнины.
000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая карта»- стр.4-5).
3. Преобладающие высоты.
4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?
5. Что такое Северные Увалы?
6.Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине
(см «Тектоническая карта» - стр. 10-11, «Западная Сибирь» - стр.51).
ирской равнины? равнины.
ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной Сибири?
Рельеф:
- в основании Западно- Сибирской низменности лежит ___________, перекрытая мощным слоем (3-4 км)_________________,
-рельеф _____________,
Задания группе № 2
КЛИМАТОЛОГИ - учёные, изучающие климат.
1. Работа по «Климатической карте» - стр. 14-15, и по «Западная Сибирь» - стр.51.
2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?
3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?
- широта,
- рельеф,
- океаны,
- атмосферные фронты, циклоны,
- горы на периферии.
ВЫВОД: Чем характеризуется климат Западной Сибири?
Климат:
- климат Западной Сибири _____________.
Причины сурового климата Западной Сибири:
- положение в основном в _________ климатическом поясе,
- удаленность от __________ и Тихого океана,
- равнинность территории,
Задания группе № 3
ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.
1. Работа по карте «Западная Сибирь» - стр.51 и по карте «Водные ресурсы» - стр.16-17
2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?
3. Привести пример. Показать на карте
4. К бассейну какого океана относятся реки и почему?
5. Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?
6.Почему весной река Обь разливается на десятки км.?
Дополнительный материал - (Обская губа, р. Иртыш).
ВЫВОД: Каковы особенности речной системы Западной Сибири?
Внутренние воды:
- территория равнины богата ________,_________,__________,___________,
- наиболее крупные водные объекты ______, __________,
- крупнейшее из озёр ______,
Причины заболоченности равнины:
- плоский рельеф,
- многолетняя _______,
- избыточное увлажнение,
- бич болот ____, _______, _______,_________
Задания группе № 4
ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.
1.Работа по картам «Почвы» - стр.18-19, «Растительный мир» - стр.20-21, «Животный мир» - стр.22-23
2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине?
3.Какая природная зона занимает большую площадь?
4.Какие виды хвойных пород преобладают?
5.В чём особенность лесостепи и степи, их хозяйственное использование?
6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.
ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?
Природные зоны:
- от тундры до _____________,
- таёжная лесоболотная зона – это царство - ели, пихты, _____,______,_____________,
- самая большая по площади,
- южная часть тайги - берёзово – осиновые мелколиственные леса,
- отсутствует зона широколиственных лесов.
Лесостепь:
- её ширина небольшая,
- много озёр,
- почвы________ ,
- пашни.
Степи:
- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,
- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм.,
- с плодородными ________ и каштановыми почвами,