1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) -
| I Организационный момент. Цели для учителя: Цели для учащихся: Метод организации: словесный Форма организации деятельности: индивидуальная. Я хочу сегодняшний урок начать словами русского геолога Карла Дитмара: « Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее глубоко западающих в душу.»  Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, наблюдательность, умение высказывать своё мнение, выражать эмоции. И я хочу, ребята, чтобы наш сегодняшний урок запомнился. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| II Проверка домашнего задания Цели для учителя: Цели для учащихся: Задачи: Развивать умение слушать и понимать речь других обучающихся. Развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции. Воспитывать интерес к чтению. Метод организации: словесный, наглядный. Форма организации деятельности: индивидуальная. Форма оценивания: похвала. Методы мотивации: поощрение, похвала. Дома вы прочитали сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и зарисовали понравившийся эпизод из сказки. Сейчас вам предстоит представить свои рисунки. (Дети зачитывают строки из сказки к своему рисунку). Молодцы, ребята. Все остальные положите свои рисунки на край парты. В конце урока я их соберу и оценю. Продолжаем наш урок. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; | III Изучение нового учебного материала. Актуализация опорных знаний. Цели для учителя: Цели для учащихся: Задачи: Метод организации: частично-поисковый. Форма организации деятельности: индивидуальная, работа в парах. Форма оценивания: похвала. Методы мотивации: поощрение, похвала, создание ситуации успеха. Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя, отчество и фамилию писателя, которому будет посвящён наш урок. Антиципация гласных: М…х……л …рь…в…ч Л…рм…нт…в  Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841гг Тема нашего урока: « Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова». Сформулируйте цели урока: Познакомиться с жизнью выдающего поэта. 2 . Познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова. И начнём мы со статьи, посвящённой М. Ю. Лермонтову, которую написал Аким Павлович Шан-Гирей  Предположите, статью мог написать знающий Лермонтова человек или совершенно посторонний человек? Правильно Шан-Гирей является троюродным братом и другом детства М. Ю. Лермонтова. Ребята, вам предстоит очень серьёзная работа. Откройте учебник на стр. 96 и самостоятельно прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова. И сразу в парах подчеркните личные качества юного Лермонтова. (Работа в парах) – Какие открытия сделали? Давайте зачитаем то, что вы подчеркнули. ( Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.) Предлагаю вам узнать ещё немного нового об этом удивительном человеке? (доклад Ситниковой Юлии) Лермонтов Михаил Юрьевич - великий русский поэт. Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. Брак был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Летом бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Далее семья переезжает в Москву, Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского пансиона, где и получает столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Потом переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу. К концу жизни Лермонтов возвращается на Кавказ в город Пятигорск. Там он находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. Что нового вы узнали о поэте? ФИЗ. МИНУТКА Презентация Power Point (Танцевальная физминутка «Весёлая зарядка») Мы познакомились с жизнью великого поэта, теперь поговорим о творчестве М. Ю. Лермонтова Название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, состоит из двух слов. Для этого из пяти слов выберите сначала слово из двух, а потом из трёх слогов.   Как вы думаете, о чем это стихотворение? Вы знаете, что такое Терек? (Терек — горная река на Северном Кавказе. Впадает в Каспийское море. Длина ее 623 км (показываю на карте и включаю шум горной реки).  Первичное восприятие стихотворения учащимися. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы следите за мои чтением и подчёркивайте слова и выражения, которые вам не понятны. Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад: Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит:
«Распустись, о старец-море, Дай приют моей волне! Погулял я на просторе, Отдохнуть пора бы мне. Я родился у Казбека, Вскоромлен грудью облаков, Чуждой властью человека Вечно спорить был готов. Я, сынам твоим в забаву, Разорил родной Дарьял И валунов им на славу Стадо целое пригнал».
3. Анализ стихотворения. 
 Какие средства художественной выразительности использовал поэт в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты) Что такое олицетворение? Найдите олицетворения в стихотворении.(Терек воет, дик, злобен…) Олицетворение пронизывает всё стихотворение. Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в стихотворении (утёсистых, лукавых…) Выразительное чтение стихотворения детьми. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цели для учителя: Цели для учащихся: Задачи: Развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции. Воспитывать внимательность, интерес к предмету. Метод организации: работа под руководством учителя. Форма организации деятельности: индивидуальная Форма оценивания: похвала. Методы мотивации: поощрение, похвала, создание ситуации успеха. Давайте вернёмся к словам русского геолога Карла Дитмара: « Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее глубоко западающих в душу».  А у М.Ю.Лермонтова были ли в жизни моменты, которые глубоко западали ему в душу? Докажите (Побывав на Кавказе, его впечатлила река Терек. Детские впечатления от кавказской природы остались в его раннем творчестве. Стихотворение «Дары Терека» этому подтверждение.) |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цели для учителя: Цели для учащихся: Итог урока: Ребята, давайте вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Достигли вы этих целей? Какое впечатление осталось у вас от урока? (Ответы детей) Домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению стихотворение «Дары Терека» на стр. 93 и по желанию можно проиллюстрировать данное стихотворение. Записывают домашнее задание в дневник. А закончу наш урок словами древнегреческого философа, поэта Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». Так желаю вам, чтобы вы всегда с радостью на крыльях летели на любой урок.  Учитель: -Спасибо за урок! Учитель собирает иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». |