СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач православного воспитания - помочь ученику познать себя. Жизнь святых отцов всегда будет примером и неиссякаемым источником для духовного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию»

Разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Незговорова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 класса А МБОУ «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»

Классный час

Архимандрит Гавриил – наш небесный заступник

Форма проведения классного часа - круглый стол

Процесс воспитания, c точки зрения православного педагогического мышления, немыслим без процесса воцерковления личности, причем последнее не следует понимать лишь как процесс получения религиозного образования. Воцерковить - это значит научить жить и мыслить по-христиански, не исправлять и формировать личность, а освящать и преображать ее. Поэтому главным началом, правилом воспитания в православной педагогике является следующее: «старайся образовать воспитанника так, чтобы он как живой член Христовой Церкви, любил Бога всем сердцем, и ближних, как самого себя; или: старайся, чтобы твой воспитанник был свят и совершенен так, как свят и совершенен Отец наш Небесный»

Следовательно, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить как «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков». Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее.

Решаемые задачи:

· помощь в становлении добродетелей;

· направление внутренних сил, формирование мировоззрения;

· передача душеполезного опыта;

· сохранение церковных традиций в семье, в школе.

Одна из основных задач православного воспитания – помочь ученику познать себя.

Ход занятия

Каждая благородная жизнь

оставляет свои нити

навсегда вплетёнными в

дело мира, и таким образом

всё более и более растёт

мощь человечества со

здоровыми корнями и с

ветвями, всё выше

подымающим (Д.Рескин)

I Слово учителя

Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источ­ником для духовного питания и подражания. Их мысли, чувства и все дей­ствия были благоугодны Богу. Жизнь каждого святого отца - это один из путей к спасению.

Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел все скорби и лишения.

Канониза́ция (от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать) — процесс причисления кого-либо к лику официальных святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

Ульяновская область, небольшая по территории, богата людьми, причисленных к лику святых. Наиболее почитаемые их них: канонизированные блаженный Андрей Симбирский - покровитель Симбирска (Ульяновска) и преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский - покровитель наше-го города, а также священномученики Александр Телемаков - пресвитер Чумакин-ский, Екатерина (Декалина), и Александр Гневушев - пресвитер Бряндинский.

Жизнь этих людей можно сравнить с подвигом. Непреклонная воля и вера в Бога навсегда оставила их имена в народной памяти.


II Круглый стол


1 ученик. Святитель Григорий Двоеслов пишет: "...Есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к Отечеству Небесному не столько наставлениями, сколько примерами". Таким является наш земляк, преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский, покровитель нашего города. С христианским именем Святого угодника мы получаем ближайшего сильного помощника, покровителя и наставника, что становится нашим естественным долгом знать его и земную жизнь. Одна общая мысль о нем уже показывает нам, куда должны стремиться наши желания и куда ведет нас широкий, суетный путь мира, по которому идут толпы.

Преподобноисповедник Гавриил (в миру Иван Игошкин) родился в деревне Самодуровка Пензенской области 5 июня 1888 года. Его родители были весьма благочестивыми, религиозными, богобоязненными людьми, которые и своих детей вырастили в страхе Божьем. Очевидно, родители не противились желанию сына стать иноком, так как на 16-м году жизни, осенью 1903 года, Иван становится послушником Жадовской пустыни близ Симбирска. Божия Матерь с этих пор взяла его под Свой покров. Пришлось послушнику Иоанну через 6 лет идти служить в армию, где он был солдатом с 1909 по 1917 год. Когда Иоанн в 1917 году вернулся домой к родителям, в стране все сдвинулось с места. Вместе со своими братьями Афанасием и Григорием он уехал из родного края в город Покровск Саратовской области. Здесь он и был в 1921 году рукоположен в сан диакона, а в следующем году – в сан священника.

2 ученик. С 1922 года отец Иоанн служит в Москве, вторым священником Покровского храма знаменитой Марфо-Мариинской обители. Целых четыре года он имел счастье сослужить и учиться истинному пастырскому служению у замечательного священника - духовника Марфо-Мариинской обители протоиерея Митрофана Серебрянского, которого сослали в Сибирь в 1926 году. А сама обитель была закрыта в 1928 году, и отец Иоанн стал служить в храме святителя Николая в Пыжах.

Монашеский постриг о. Иоанн принимает в 1929 году. Отныне он носит имя Гавриил. Уже в следующем году его возводят в сан игумена. Однако недолго пришлось послужить игумену Гавриилу. Пришло время ему пострадать за Христа. Первый арест последовал в апреле 1931 года. Три года он отбывал в Вишерском лагере в Свердловской области, в Ярославской области, во Владимире. В 1934 году он был возведен в сан архимандрита. С тех пор недолгие периода свободы перемежаются в его житии с затяжными периодами пребывания в лагерях. Мученический венец принимает и его брат Афанасий, который был сторожем Вознесенской церкви г. Энгельса, за что и был расстрелян с ложным обвинением в феврале 1938 года.

3 ученик. Новый, "симбирский", период жизни подвижника начался в 1942 году. В Симбирск тогда была эвакуирована Московская Патриархия. Освободившись после очередного заключения, о. Гавриил решил идти в Симбирск, но по дороге заглянул для совета и благословения к блаженному старцу Василию Дмитриевичу Струеву в село Копышовка (недалеко от Ульяновска). Старец Василий не отпустил от себя сильно заболевшего в дороге отца Гавриила, а благословил его жить в Базарном Урене у сестёр Беляковых. Анна и Матрона Беляковы (а им было уже по 80 лет) были истинные Рабы Божии, они не побоялись принять "врага народа", отбывшего в лагерях уже два срока. Да и могли ли они сомневаться, имея благословение самого старца Василия, когда даже и после своей смерти старец давал указания многим людям в их жизни. У сестер Беляковых архимандрит Гавриил подлечился.

В домике блаженного старца Василия, несмотря на строгий надзор властей, отец Гавриил часто служил Божественную Литургию. Батюшка ощущал служение Богу как величайший свой долг. Он был как священник и христианин счастлив исповедовать, причащать Святых Христовых Тайн людей, насильственно оторванных от Матери-Церкви. Поистине это было исповедническое служение. Причащал он и старца Василия. В их духовной близости нетрудно увидеть Промысел Божий. Старец Василий, человек особых духовных дарований и прозорливости, прекрасно дополнял в этом глухом, но густонаселённом уголке Симбирской Епархии отца Гавриила. Вдвоём они духовно окормляли народ, собиравшийся отовсюду. Между ними происходили долгие беседы. По свидетельству очевидцев, на исповеди отец Гавриил своими речами вызывал у людей слёзы.

4 ученик. В 1946 году его назначают настоятелем храма Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины в Ульяновске, но слишком большое влияние на прихожан этого высоко духовного пастыря испугало ульяновские власти. Батюшке отказали в прописке, и он был переведен в Никольский храм города Мелекесса.

В этом храме, видимо, всегда была весьма непростая обстановка. Активисты церкви пользовались поддержкой властей, а потому и позволяли себе пьянство, скандалы, воровство церковной кассы. На любого, пытавшегося остановить безобразия, они могли написать донос. В июне 1949 года св. преподобноисповедник архимандрит Гавриил был арестован. Сотрудники КГБ посадили архиепископа –в насмешку – на машину с углем, так что он приехал весь черный от угольной пыли. "Вот сидит ваш поп", – сказали сотрудники подбежавшим к милиции женщинам.

– Отец Гавриил, – за что вас так?

– За грехи, люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет.

Верующие люди уже успели хорошо узнать своего настоятеля и, конечно, поняли, что он ни в какой антигосударственной, антисоветской деятельности не виновен. Они подходили к батюшке под благословение, но их не подпускали к нему. Ему вменили в вину враждебное отношение к политике коммунистической партии, привлечение к Церкви детей и молодежи, игнорирование запрещения упоминать на проповедях имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. На допросах над батюшкой издевались, били его. Наконец, приговор: 10 лет лишения свободы с лишением избирательных прав сроком на 5 лет и конфискацией дома.

5 ученик. Отбывал наказание отец Гавриил в лагере в Кемеровской области. Поселили его специально в бараке с уголовниками-рецидивистами, – в надежде, что его убьют в первую же ночь. А он вошел в камеру со словами: "Мир вам!", сказал, что он священник, стал молиться. Молитвой освятил камеру. Заключенные вначале возмутились, а потом притихли. Вскоре его избрали старшим по камере, он пользовался уважением у несчастных, озлобленных людей: они чувствовали Божию благодать, исходящую от него. Здесь батюшка, несмотря на все запреты, продолжал исполнять свой пастырский долг: духовно и нравственно наставлял, исповедовал, отпевал умерших, проводил в строгой тайне богослужения. Ему было уже 65 лет, и лагерь был тяжел для него, так как гоняли его на самые тяжкие работы. Одна из заключенных, Ольга, которая потом жила на одной улице с отцом Гавриилом, вспоминает: "Когда я работала на кухне в лагере, пекла на Пасху куличи для всех заключенных, а батюшка служил Пасхальную службу и благословлял их. Батюшка из тюрьмы сделал тайный монастырь". Иногда даже надзиратели приходили слушать батюшку.

В общей сложности он провел в лагерях 17,5 лет. Никогда не жаловался на то, что ему довелось там пережить. Только повторял: "На все воля Господня. Слава Богу за все!"

За пережитые страдания Господь дал ему дары прозорливости и исцеления. Его дом после возвращения в Мелекесс превратился в место паломничества. Откуда только не ехали люди!

Из древних и современных житий святых известно, что враг воздвигает на Божьих угодников козни – даже в церковной и монашеской среде. Вот и с архимандритом Гавриилом было так. В Мелекессе священники запретили ему входить в алтарь, несмотря на его чин и духовный авторитет. И вот этот орел духа стоял на Божественной Литургии у порога – вместе с нищими. Но и там его слышал Господь!

6 ученик. В начале 1959 года в коридоре его дома увидели неизвестно как попавшего туда белого голубя. Батюшка уже сильно болен и не выходил из комнаты. Голубя по его просьбе занесли в комнату. Когда батюшка писал, – птица сидела на плече. Весной голубя выпустили – и улетел он прямо вверх, растворился в высоте.

В последний день своей жизни, это было воскресенье, отец Гавриил отслужил дома Божественную Литургию, причастился Святых Христовых Тайн, в течение дня много писал, отслужил всенощную. При чтении молитвы почувствовал себя плохо: "Грудь давит и тяжело дышать". Стал прощаться со всеми, просил крестить его с головы до ног, посмотрел на все четыре стороны Божьего света и тихо, блаженно заснул. Кончина его была столь тиха, столь необычна, что окружающие подумали, будто он заснул.


При обретении мощей преподобноисповедника Гавриила в 2000 году солнце играло. И вспомнилось, что перед кончиной он видел в столбе света Иисуса Христа, разговаривал с ним и услышал от Него, что все приходившие к нему спасутся.


7 ученица. Недавно моя мама и ее хорошие знакомые принимали участие в написании сборника воспоминаний о чудесах, связанных с именем преподобного Гавриила. Рассказы о добродетелях земной его жизни, о чудесных явлениях, случаях, произошедших с именем святого преподобноисповедника Гавриила, предлагаются нашему вниманию в данной книге. Это документальное издание основано на воспоминаниях наших земляков и иногородних христиан, кому посчастливилось каким-то образом получить благодатную силу и помощь в делах православных. Небесная сила покровителя нашего города не раз спасала и выручала людей в житейских и общественных делах. Поэтому со всех уголков России едут люди поклониться мощам Святого угодника Божьего и молитвенно просить его о помощи. Это рукописное издание в скором времени будет находиться в Свято-Никольском кафедральном храме, и каждый, кто что-либо слышал и знает о нашем святом земляке, может пополнить эту книгу.

Я хочу привести всего два воспоминания о покровителе нашего города.

Вспоминает Анна Васильевна (врач-неонатолог): «Пять лет назад в роддоме находилась пациентка К., бывшая наркоманка. Во время беседы о состоянии здоровья ее и ребенка выяснилось, что она исцелилась от этой страсти молитвой к отцу Гавриилу. Женщина совершенно не знала, как его зовут, не знала ничего о вере. Она рассказала о своем прошлом: «Мужа посадили за наркотики, я осталась одна с двумя детьми, принимала героин. Ге-ро-ин!!! Хотела бросить, но не могла. В отчаянии и безысходности пошла в церковь, там святой есть, ухватилась за него, держалась, плакала и просила о помощи. Вышла из церкви и почувствовала, что не хочу больше принимать наркотик. С тех пор и не принимала! Не знала ничего о Боге, родители были неверующие».

Женщина была с нательным крестиком, истощенная. Через два года она родила еще ребенка. Преподобноисповедник Гавриил услышал сердечный вопль женщины, осознавшей свою беду и мгновенно исцелил ее от зависимости».

А вот воспоминания Ольги Александровны (р.п. Новая Майна): «Моему папе поставили страшный диагноз – лейкоз. К сожалению, мы вспоминаем о Боге, когда у нас беда. Меня сердце привело в храм Божий, где покоятся святые мощи преподобного Гавриила. Одним их первых, кого я просила о помощи, стал преподобный отче Гавриил!

Папа долго лечился. Мы, близкие, молили Бога и святых помочь ему, руками врачей исцелить его душу и тело. После химиотерапии папе стало очень плохо, была сильная депрессия. В день памяти преподобного Гавриила мы привезли папу из больницы в храм. Мы усиленно молились святому Гавриилу, приложились к его мощам. Когда вышли из храма, папа сам сел за руль машины, и мы поехали домой. Папа пошел на поправку. Он чувствует помощь святого Гавриила и теперь сам приезжает приложиться к святым мощам».

III Заключительное слово учителя

Хотя на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года архимандрит Гавриил (Игошкин) прославлен от Московской епархии, его имя нельзя не упомянуть среди святых и праведников Симбирска. Дело в том, что он и начал, и закончил свой духовный путь в Симбирской епархии, долгие годы служил здесь, здесь же, в городе Мелекессе (Димитровграде) обретаются его святые мощи. Когда я прихожу в Свято-Никольский храм, всегда прикладываюсь к раке с мощами нашего покровителя.

Подвиг всех святых основывается на Евангелии и учит нас, как деятельно исполнять его в жизни. Жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, христианин может найти для себя спасительное средство от своих недугов.

Жизнь святых — своего рода православная энциклопедия: в них можно

найти все, что необходимо жаждущей истины душе. Если ты ищешь веры, найдешь ее в изобилии и насытишь душу свою. Если ты ищешь любви, истины, надежды, кротости, покаяния, если ищешь подвига и добродетели, в них ты найдешь учителей во всяком подвиге и получишь благодатную помощь в стяжании любой добродетели.

Каждый человек задумывается о смысле жизни, о нравственной природе бытия человека и его отношениях с окружающими людьми и миром в целом, о Добре и Зле, Вечности и Памяти. Ставит перед собой вопрос: «Кто я? Зачем я?» Чтобы ответить на эти вопросы, надо прислушаться к себе, почитать Библию, попробовать изменить себя в лучшую сторону, другими словами, научиться делать добро, как это делали святые заступники Руси.

В нашей стране церковь отделена от государства. Но жизнь праведных христиан не отделена от родины – России. Их жизнь - это пример служения отечеству, идеал мужества и трудолюбия, верности и долга.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И действительно, совершая хорошие поступки, человек приносит радость, пользу окружающим и в то же время становится лучше. Но хороший поступок является таковым, если он бескорыстен. Только такие люди оставляют о себе добрую память в истории». Чтобы оставить добрую память о себе, надо очень сильно любить людей, тогда обязательно совершишь доброе дело и оставишь память о себе.

Пусть примером для нас станут святые покровители земли Симбирской, которые любили всех людей и дарили им только добро.

IV В конце классного часа все дети получают в подарок иконку с ликом Гавриила и белого голубка с надписью: «Дари добро!»