СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного занятия"Овеянною славой флаг наш и герб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного занятия"Овеянною славой флаг наш и герб"»







Внеклассное мероприятие


Овеянные славою флаг наш и герб”






















Классный час в 5 «Б» классе на тему: «Овеянные славою флаг наш и герб».

Цель:

-закрепить знания учащимся о родном крае, пополнить запас знаний; -развивать речь, внимание, память, мышление; -воспитывать чувство любви к природе, интерес получения знаний о своей Родине; -формировать чувство гордости за свою Родину; -дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории адыгейского герба и флага, об их функциональном предназначении; -воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину. Оборудование: -флаг, герб республики Адыгея; -текст и музыка гимна; -пословицы о родине, ребусы; -планшет с фотографиями, кроссворд, наглядные пособия. Ход классного часа. I. Организационный момент. Постановка целей и задач внеклассного мероприятия. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, и узнаем много нового и интересного. Разгадывание ребуса. Р1А (Р+один+А- Родина) Учитель: Ребята, а как называется наша малая Родина? (Адыгея). Республика Адыгея - субъект Российской Федерации. Республика расположена на юге России в северо-западной части Кавказа и занимает левобережье рек Кубани и Лабы (север республики -на Прикубанской низменности, юг- на склонах Большого Кавказа; высоты до 3 238 м, гора Чугуш). Территория - 7,8 тыс км2. В настоящее время в состав Республики входят города Майкоп и Адыгейск, 7 сельских районов (Майкопский, Кошехабльский, Красногвардейский, Гиагинский, Теучежский, Тахтамукайский, Шовгеновский), 5 посёлков городского типа, 226 сельских населенных пунктов, 55 сельских и поселковых округов. На ее территории проживает 450 тыс. человек, при этом городское население составляет 54% всех жителей.

Столица Республики Адыгеи – Майкоп. Город Майкоп не относится к числу древних городов нашей страны, но его и молодым не назовешь. Он расположен на территории Северо-западного Кавказа, на правом берегу реки Белой, левого притока Кубани. Здесь с древнейших времен жили адыгские племена. В центре Закубанья, в долинах северного склона Кавказского хребта, включая и урочище Майкоп, жили абадзехи – одно из крупных адыгских племен.

Слово «Майкоп» происходит от адыгейского слова «Мыекъуапэ», что означает по-русски «Долина яблонь». Это слово состоит из двух адыгейских слов: мые-яблоня, къуапэ – долина иил край, угол, ущелье.

Ученик. Читает стихотворение И. Машбаша «Адыги» Адыги на земле моей живут,
Их издавна черкесами зовут.
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле моей.
А ты о них не знаешь ничего Ни песен их гортанных ни традиций Когда в ауле человек родится, То дерево сажают в честь него.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле моей живут,
Их издавна черкесами зовут. Тебе б увидеть, как они танцуют, Тебе б услышать, как они поют! На скакунах по праздникам горцуют, И снова сбруя серебром звенит. И помнят, помнят дедов их кинжылы И дрожь врагов, и бури тех времен, Когда земля от выстрелов дрожала И полыхала с четырех сторон... Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (с этими слова учитель передает адыгейский орнамент, и дети передавая этот орнамент, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину. Это леса, поля, луга, деревья, неба, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья...). Ученик: читает стихотворение «Родина». Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем, И деревья у дороги, По которым мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Ученик: читает стихотворение З. Александрова «Родина».

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Ученик. Читает стихи «Моя Адыгея» В Адыгее моей все прекрасно, И танцует на свадьбах народ. В Адыгее моей так красиво, Все здесь дышит, порхает, живет. А какие здесь добрые люди, А какие обычаи здесь, А какие веселые песни Распеваются для молодых! Я живу в Адыгее красивой

И танцую я, и пою.

И советую вам, молодые

Посетить Адыгею мою.

Учитель: Каждое государство, каждая республика имеет свою символику. Ребята, а как вы понимаете слово «символика»? (это флаг, герб, гимн).

- Верховный Совет Республики Адыгея 24 марта 1992 года принял Флаг, Герб, Гимн Республики Адыгея.


Государственный флаг Республики Адыгея. В основу Государственного флага Республики Адыгея положен исторический флаг Черкесии (Адыгеи) первой трети Х1Х века. Его изображение в цвете приводится в книге « Путешествие в Черкесию, Крым –Татарию..» английского журналиста Э. Спенсера, побывавшего в Черкесии в 30-х годах Х1Х века в период Кавказской войны. Оно именуется автором как «высокое знамя конфедерации князей Черкесии». Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображено 12 золотых звезд и три золотых перекрещенных стрелы, направленные наконечниками вверх. Длина флага 180 см, ширина 90 см. Цвет флага – символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным подразделениям(племенам) адыгского народа. Три перекрещенные стрелы являются символом единства, единения, союза 12 адыгских племен. Таким образом, Государственный флаг Республики Адыгея имеет прямое отношение к истории и культуре адыгейского народа.


Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

Ученик:

В каждой стране реликвия есть,

Есть она и в Адыгее.

И гордо реет над страной

Адыгейский флаг. Такой родной!

Полотнище зелёного цвета

Символизирует жизнь, вечность.

12 звёзд - 12 черкесских племён,

Три перекрещённые стрелы,

Единство адыгских княжеских племен.

Пусть жизнь, единство, вечность

Покажут нам всегда дорогу вечную.

И лучше флага в мире нет! Практическая работа. Учитель: Ребята, а сейчас я вам раздам шаблоны флага, вы должны раскрасить их.

Учитель: «О гостеприимстве, доброте и щедрости адыгов не вспоминает только тот, кто никогда не был в Адыгее. Есть три качества, которые в этих краях дают человеку право на известность- храбрость, красноречие и гостеприимство»- писал Дж.Лонгворт, проживший год среди адыгов. Iанэ- символизирующий гостеприимство адыгов нарисован на переднем плане Герба.

Государственный Герб Республики Адыгея

Герб Республики Адыгея представляет собой круг, сверху обрамленный ленточкой с надписью «Республики Адыгея» на русском и адыгейском языках. В середине – большая звезда, с боковых сторон – листья дуба, клена, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой слов «Российская Федерация» буквами РФ, над которыми изображен национальный стол – 1анэ с хлебом и солью. В середине круга – главный герой нартского эпоса Саусырыко на огненном летящем коне. Автор герба известный художник Д. М. Меретуков.

Государственный Герб Республики Адыгея представляет собой яркую символику материальной и духовной культуры народа. Знаменательно обращение автора к образу народного героя Саусырыкъо. В нем воплощены общечеловеческие идеи свободы, добра, справедливости, что так близки адыгам. На Гербе в руке всадника – пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей. И лучи этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками, символизирующими единство 12 разных племен адыгов. Полет всадника на коне символизирует устремленность молодой республики в будущее, к прогрессу. На переднем плане Герба расположен традиционный адыгский стол с хлебом-солью. Тем самым подчеркивается гостеприимство и устойчивость жизненного уклада адыгов.

Зеленое поле, высокие горы и море, которые мы видим на Гербе, говорят о красоте, богатстве и щедрости земли, на которой живут адыги, а голова быка символизирует развитие животноводства. Листья дуба, клена, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы указывают на неразрывную связь человека с окружающей природой. Ленты и большая звезда олицетворяет единение и братство многонационального населения Адыгеи. В целом Герб выражает желание связать прошлое, настоящее и будущее в их единстве, историческом развитии.

Ученик: О гербе Адыгеи

Много символов на свете

Есть у стран и государств,

Но для нас всего дороже

Герб Адыгеи - символ наш.

Герб Адыгеи самый важный,

Знак отличия страны,

Есть на нём и Саусырыко-

На огненном коне.

1анэ с хлебом и солью

Пусть Адыгея процветает,

В единении растёт,

От войны нас защищает

И от зла убережет.

Золотые колосья пшеницы

Листья дуба, клена

И початки кукурузы

Отображают мощь,

Богатство на земле.



Учитель: Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн. Ребята, а что такое гимн? (Ответы детей: песня, торжественная песня...).

Это - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Ученик: Что такое Гимн вообще?

Песня главная в стране!

В Гимне нашем есть слова

«Славься, живи, Адыгея,

Милая сердцу страна.

Наши народы согрела

Добрым согласьем она».

Слова написал наш Исхак Машбаш

Понятен и близок

Нам смысл этих слов.

А Тхабисимов ноты сложил,

Работу над Гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества.

Учитель: Гимн слушают стоя, давайте и мы послушаем Государственный гимн Республики Адыгея (слушание гимна РА).

Учитель: Каждый человек любит свою Родину. О Родине сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословицы.

Игра «Собери пословицу». Работа по группам.

Родина краше солнца_______ дороже золота.

Родина- мать ______________ умей за неё постоять.

Нет в мире краше___________ Родины нашей.

Для Родины своей __________ ни сил, ни жизни не жалей.

Итог классного часа.

Учитель: Сегодня мы познакомились с государственными символами Адыгеи. Я раздам вам вопросы, а вы работая в группах, должны ответить на них.

1. Какие государственные символы вы знаете?

2. Какого цвета адыгейский флаг?

3.Что изображено на флаге Республики Адыгея?

4.Назовите важнейшие элементы герба Адыгеи?

5. Кто авторы гимна РА?