СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий по читательской грамотности. История России.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий по читательской грамотности. История России.

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по читательской грамотности. История России.»

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Находить и извлекать информацию

Задание 1. Прочти текст и выполни задания.

«Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его 14 Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, — по берегам его учил святой Андрей, брат Петра»

  • Прочтите отрывок исторического источника, укажите его название и автора.

  • Каким веком датируется этот летописный свод?

  • Перечислите племена восточных славян и места их расселения. Данные занесите в таблицу.

  • О каких торговых путях идет речь в отрывке?

  • В словаре найдите определение слову волок.

  • Пользуясь атласом, попробуйте найти эти пути и отметить на контурной карте.

  • Как вы думаете, каким торговым путем восточные славяне пользовались чаще и почему?

Задание 2. Прочти текст и выполни задания.

«Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…

И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями»



  • О какой битве идет речь в отрывке и кто участвовал в ней?

  • Объясните, на основании чего вы это определили?

  • Укажите дату этого события.

  • Каков исход этой битвы?

  • Кого называли «Божьими рыцарями» и почему?

Задание 3. Прочти текст и выполни задания.

«Злодеяние, в тайне умышленное, не открытое историей, пресекло род Иоаннов: Годунов, татарин происхождением, Кромвель умом, воцарился со всеми правами монарха законного и с тою же системою единовластия неприкосновенного. Сей несчастный, сраженный тенью убитого им царевича среди великих усилий человеческой мудрости и в сиянии добродетелей наружных, погиб, как жертва властолюбия неумеренного, беззаконного, в пример векам и народам. Годунов, тревожимый совестью, хотел заглушить ее священные укоризны действиями кротости и смягчал самодержавие в руках своих: кровь не лилась на лобном месте — ссылка, заточение, невольное пострижение в монахи были единственным наказанием бояр, виновных или подозреваемых в злых умыслах. Но Годунов не имел выгоды быть любимым, ни уважаемым, как прежние монархи наследственные. Бояре, некогда стояв с ним на одной ступени, ему завидовали; народ помнил его слугою придворным. Нравственное могущество царское ослабело в сем избранном венценосце»

  • Прочтите отрывок Н. Карамзина из «Записки о древней и новейшей России…»

  • О ком идет речь в отрывке?

  • О каком злодеянии, в тайне умышленном, идет речь?

  • С кем Карамзин сравнивает Годунова и почему?

  • Каким образом Годунов оказался на троне?







ЗАДАНИЕ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ



Задание 4. Прочтите отрывок из « Поэмы 12» Александра Блока и выберите три правильных утверждения:



«Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь-

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята

В Красной Армии служить –

В Красной Армии служить –

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

М ы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи благослови!»

  • В стихотворении идет речь о Гражданской войне.

  • Упомянутая Красная Армия была создана в 1920 году.

  • В этом стихотворении идет речь о целях Интернационала.

  • События стихотворения происходили в 30-е годы XX века.

  • Сюжет стихотворения нашел отражение в художественном фильме режиссёра Михаила Ромма «Ле́нин в Октябре́»

  • Одной из причин этих событий стало подписание Брестского мира.





Задание с развернутым ответом.

Задание 5. Прочтите частушки:

Мы с Японией буянили,

С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Мы нигде не пропадем.



Ох, как эта-то война

До чего нас довела;

До чистого полюшка –

Хоть давися с горюшка.



Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!



Австрияк спознался с немцем,

Обижают всех славян,

Не дадим славян в обиду

Мы, француз и англичан



Слава богу, утишается

В Германии война.

Может, в живности вернется

Ягодиночка моя



Генерал Брусилов бравый

Нас повел на немцев лавой,

Рузский храбрый генерал

Его к Львову уже гнал

  • О каком событии в истории эти частушки?

  • Пронумеруйте частушки в правильной последовательности.

  • Проследите изменение отношения народа к войне. В чем причины таких настроений?

  • Поясните кратко смысл текста каждой частушки.



Задание 6. Прочтите текст документа.

№ 6. Указ … крестьянам

31 июля 1774 г.

« ...кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами... ...Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподдаными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян градцких мздоимцевсудей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев.»

Задания к тексту:

  1. Ответь на вопросы:

Кто правил Россией в этот период времени?

Кто мог издать этот указ? К какому сословию относится этот указ?

О каком монархе идет речь в тексте?







  1. Рассмотрите картины.

Сюжет какой картины имеет отношение к тексту и почему?

К какому жанру относятся эти картины?

Кто главная фигура на каждой из картин?

Вспомните, что может быть общего у этих лидеров?







1.Василий Перов



2. Василий Суриков

  1. Выберите события, в которых участвовал герой картины Василия Перова:

а) неудачная 6-месячная осада Оренбурга;

б) «поход за зипунами»;

в) сражение за Казань;

г) штурм Астрахани;

д) осада Царицына;

е) осада Симбирска.



  1. Объясните значение понятия гражданская война.



Можно ли события в тексте и на картине Василия Перова отнести к гражданской войне? Почему?







Задание 7.

  1. Рассмотрите картину Г. Мясоедова «Чтение Положения 19 февраля 1861 г.»



  • К какому сословию принадлежат изображенные на картине люди? Какие детали картины позволили вам ответить на вопрос?

  • С помощью чего художнику удалось показать внимание, с которым люди слушают Положение?

  • Можно ли сказать, что на лицах слушателей есть радость или явное разочарование?

  • Как можно выразить их отношение к Положению?



  1. Прочтите отрывок из Положения и укажите, чем вызвано такое отношение к отмене крепостного права?



ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ



Полное собрание Законов Российской империи.



19 февраля 1861 г.



[Извлечение]

Введение 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных Положениях и приказах.

2. На основании сего Положения и общих законов, крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред Правительством и помещиком; то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в Местных Положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков, определенные в Местных Положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обязательные поземельные, отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых Местных Положениях…

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются "временно-обязанными крестьянами".

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положении изложенных, именуются "крестьянами-собственниками".

3.Подумайте, каких крестьян называли обязанными?