6 КЛАСС
1ОБЫЧАЙ. МОРАЛЬ. ПРАВО.
ЦЕЛЬ:
помочь учащимся выяснить роль обычаев в жизни людей, формировать представление учащихся о праве как сложном, многогранном явлении.
Знаете ли вы, что такое право и закон? Как и почему они образовались? Почему человек стал в них нуждаться? Попробуем в этом разобраться.
Давайте вспомним, как жили первобытные племена, как они боролись за свою жизнь, лечились, охотились, строили жилища и общались друг с другом. Вы знаете, что многие поступки древнего человека были обусловлены одним- необходимостью выживания.
Потребность действовать сообща для добывания пищи, защиты от зверей – всё это заставило их объединяться в племена. Вся жизнь первобытных племён подчинялась одному закону : интересы племени выше интересов каждого из его членов. Под влиянием этого закона в племенах стали складываться правила поведения людей в отношении друг к другу, т. е. появились обычаи. Они распространялись на все стороны жизни человека: похороны и праздники, охоту и распределение пищи, выборы вождя и изгнание из племени. Каждый человек должен следовать всем обычаям, ни в коем случае не нарушать традиций. Обычаи сплотили и упорядочили жизнь людей.
Человечество развивалось… На смену племени пришло государство, а вместе с ним и право. Развитие скотоводства и земледелия привели к бурному росту населения . Возникла потребность в обмене продукцией и развитии общего языка. Обмен, в свою очередь, стимулировал развитие ремёсел, мореплавания и перемещения масс людей. Обычаи уже не справлялись со всем разнообразием отношений, которые возникали между людьми. Кроме этого, обычаи разных племён отличались друг от друга. Разные племена, заселяющие ту или иную территорию , стали нуждаться в едином центре. который мог бы регулировать их отношения между собой и защищать от внешних врагов. Таким центром стало государство. Из курса истории вы знаете , что с появлением гос-ва началось расслоение общества. Каждый слой занимался населения выполнял строго определенные функции: основная масса населения занималась земледелием и скотоводством, а управление делами гос- ва сосредоточилось в руках знати. Появилась и потребность закрепить новые отношения в обществе. Кроме того, и само гос-во нуждалось в защите от народных восстаний , нападения завоевателей. Общество, разделенное на сословия. интересы которых были противоположными, требовало нового средства регулирования. Им стал закон. Единые правила требовали чёткой и понятной формы изложения. Ею стала письменная форма. Древние законы были достаточно суровы. Очевидно, что сделало гос-во, - это присвоило себе право распоряжаться жизнью своих поданных , закрепило привилегии одних сословий и обязанность повиноваться других.
А теперь поговорим о праве. Попробуем разобраться , что же стоит за этим понятием. Спор о том, откуда пришло право, возник ещё в древние времена. Одни считали, что право даруется высшими, божественными силами. Другие утверждали, что право зарождается самом обществе. Право – совокупность правил или норм, выраженных в законах. Речь идёт о правилах, которые регулируют отношения людей между собой, в семье, в обществе, между организациями, между человеком и гос – вом и многие другие. Эти правила обязательны для всех лиц, проживающих в гос –ве. Право неразрывно связано с законом и гос – вом. Гос –во не может переписывать законы как ему захочется, лишать человека прав, которые закреплены законом. Оно должно неукоснительно соблюдать требования закона и требовать того же от своих граждан. Кроме того, гос-во должно нести ответственность перед своими гражданами за соблюдение их прав.
Что такое мораль? Это сложное и неоднозначное понятие. Мораль – это определенные принципы, идеалы, нормы поведения человека, правила нравственности, которые сложились в результате размышления людей о жизни, поступках, взаимоотношения друг с другом. Само слово «мораль» образовалось от латинского слова нрав, обычай. Всем известны основные правила нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не убивай и не воруй; не лги и не завидуй. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол. Каждый из них нашёптывает человеку, как ему поступить. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему – либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла. Вопросы морали – это сложные философские вопросы, которые требуют постоянного размышления. Мораль не только осуждает поступки людей, но и вмешивается в мир их чувств. Мысли и чувства человека должны быть всегда чисты.
Древний свод нравственных заповедей « Подарок молодым»
(перевод с китайского)
Что такое глупость?
Глупо:
- иметь деньги и не отдавать долги;
- знать за собой недостаток и не исправлять его;
- то и дело брать чужие сочинения;
- винить других, не желая понять своей вины;
- когда беден, лезть из кожи вон, чтобы выглядеть богатым.
Неумно:
- за спиной человека говорить о его недостатках;
- болтать о семейных делах другого;
- забросить семью и предаться пьянству;
- и так и этак извиваться, стремясь угодить другим;
- обидеть и надеяться, что тебя простят.
Неуместно:
- перед простолюдином рассуждать о классических книгах;
- приводить с собой на пир детей;
- гнаться за модой, не разбираясь в том, что тебе подходит, а что нет.
Бестактно:
- входить без стука в дверь;
- усесться, не ожидая приглашения;
- раскрывать чужие письма и документы;
- не дожидаясь приглашения хозяина, браться за ложку;
- тянуться за чем –нибудь через соседа.
Неуместно:
- любоваться огнём на пожаре;
- глазеть на утопающего.
Вопросы на обсуждения:
Понравились ли вам древнекитайские нравственные заповеди?
С чем вы согласны ? Какие заповеди не кажутся вам существенными?
Какие полезные привычки эти заповеди помогают вырабатывать?
Можно ли сказать, что на основе этих нравственных заповедей сформировались какие-то
нормы права? Если да, то какие именно?
2 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с содержанием основных прав, помочь им в осознании того, что справедливое правовое устройство общества и государства начинается с взаимного
признания прав каждого человека и уважения к правам друг друга.
На протяжение длительной истории представление личности и общества о справедливости изменялось, а вместе с этим изменялось законодательство. О свободе и справедливости люди размышляли всегда, потому идея прав человека имеет длительную предысторию. Ее истоки уходят в эпоху древности. Идея признания и уважения прав человека прочно вошла в сознание людей. И можно сказать, что в развитых демократических странах правовое положение человека определяется правом на жизнь, собственность и свободу. По соблюдению этих основных прав судят о соответствии положения человека мировым стандартам демократии. Данные принципы впервые были закреплены и рекомендованы к выполнению во всех странах мира Всеобщей декларацией прав человека. Этот документ был принят 10 декабря 1948года. Организацией Объединенных Наций – международной организацией, созданной после окончания Второй мировой войны для защиты прав человека и целых народов.
Что же записано в этом документе? Самое главное – права и свободы человека признаются неотъемлемыми и присущи ему от рождения. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Декларация запрещает какую-либо дискриминацию в правах. Не должно быть различий в зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, отношения к религии и т.д.
Каждый человек обладает множеством юридических прав, закрепленных в самых разных законах, и обязанностей. Основные права и свободы человека и гражданина России записаны в Конституции РФ. Что включают в эти права? Это право человека на жизнь, защиту достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни и жилища, на объединения. Человеку гарантированы свобода мысли и слова, свобода совести и вероисповеданий, свобода передвижения и выбора места жительства. Граждане могут участвовать в управлении делами своего государства, выбирать в парламент или органы местного самоуправления, проводить шествия, митинги и демонстрации. В Конституции РФ закреплены также права, связанные с благосостоянием человека. Это право свободно распоряжаться своими способностями к труду, включая право выбор рода занятий, право на отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и др. Для защиты прав и свобод Конституцией предусмотрены гарантии. Это прежде всего право гражданина и человека на судебную защиту, включая право на обжалование решения суда, на получение квалифицированной юридической помощи, право просить о помиловании или смягчении
наказания. Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока его вина не будет доказана и не вступит в законную силу приговор суда.
Права человека – это своего рода правила отношений, обязательные как для государства, так и для человека.
До настоящего времени ведётся спор о том, имеет или не имеет право гос-во отнимать жизнь у человека. Уголовная статистика показывает, что введение смертной казни нигде, ни в одной стране не уменьшило число убийств и других тяжких преступлений. Полагая, что гос-во не вправе отнять жизнь у преступника, мораль во многих странах, в том числе и в нашей , не может смириться с применением смертной казни. Поэтому демократические страны ограничили круг преступлений, караемых смертной казнью. Конституция РФ , подтверждая право каждого на жизнь, устанавливает, что смертная казнь, впредь до её отмены, является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Наше гос-во недавно вступило в Совет Европы и взяло на себя обязательство в ближайшие годы отменить смертную казнь как вид наказания. Сейчас в стране объявлен мораторий- запрет на применение смертной казни. Вынесенные приговоры не приводятся в исполнение.
Стремление человека к свободе – одно из сильнейших чувств, которое испытывает человек. Какой смысл мы вкладываем сегодня в это слово? В прошлом это было прежде всего стремление освободится от порабощения, эксплуатации и угнетения, то для современного человека свобода заключается в возможности сделать свой выбор, в праве поступать по своей воле, без принуждения. Интересы у людей разные , причём они могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие. Как установить меру свободы, чтобы интересы каждой стороны были соблюдены? Как отмерить каждому порцию свободы? Именно право устанавливает такую меру свободы. Только закон определяет её границы.
« Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» ( Монтескьё) Свобода каждого из нас заканчивается там, где начинаются права другого человека. Мы не можем пользоваться своей свободой, нанося ущерб другим. Поэтому свобода неотделима от ответственности.
Конституция РФ вслед за Всеобщей декларацией прав человека допускает, что права человека могут быть ограничены. Главный критерий здесь таков: права и свободы одного человека не должны нарушать прав и свобод других людей. Каждый из нас может свободно выражать своё мнение по любому вопросу. Мы можем это делать в любой форме – устно, письменно или в виде изображения. Закон разрешает нам делать это публично – через газеты и журналы, другие СМИ. Мы имеем право открыто выступать на уроках и лекциях, вывешивать листовки и обращения. Вместе с тем закон возлагает на нас ответственность за содержание распространяемых нами сведений. Если они – заведомая ложь или выдумки, то по закону выдвинувшего обвинения могут привлечь к ответственности.
Закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и свобод других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения , мы вправе рассчитывать на соблюдение и защиту наших свобод. Но как распорядиться своей свободой, решать будет каждый из нас самостоятельно.
3 ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ:
в игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребёнка, способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-текст Конвенции о правах ребёнка,
-рисунки с изображением сказочных героев,
-маршрутные листы,
-выставка литературы.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:
класс делится на команды по 5-6 человек, команды придумывают название и девиз, каждая команда получает маршрутный лист, в соответствии с которым путешествует по сказочным станциям.
ХОД ИГРЫ
СТАНЦИЯ 1 «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»
ведущий. В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека- право на жизнь». Маленький человек- ребёнок- тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое гос-во - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом гос-ве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый- пусть живёт. А если родился слабым, больным- бросить его вниз со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.( Ответы учащихся).
ведущий. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым –помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и её автора.
Инсценировка по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
царица .Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше, обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
зеркальце А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.
царица. Эй, Чернавка! Веди царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставь там, на съедение волкам.
ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела ,что царевна догадалась и взмолилась…
царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой…
ведущий. Вспомнили название сказки? А кто её автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна осталась жива. помогли её в этом семь богатырей, Царевич Елисей, сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится гос-во., родители, воспитатели, врачи и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни . Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России, и все мы обязаны соблюдать это право.
Давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (ведущий оценивает ответы и рисунки, заполняет маршрутный лист).
СТАНЦИЯ 2 «ПРАВО РЕБЁНКА НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВА ОТ ВСЕХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, ГРУБОГО ОТНОШЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ»
вбегают 2 разбойника, одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из м/ф «Бременские музыканты».
1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух , сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые- могут и силой вас похитить, а могут уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете? Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во всё горло: «Помогите! Я не знаю этого человека!» А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с
незнакомыми людьми.
Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдёмте с
нами, у нас магазин сладостей!
Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдём с вами!
Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Булем вам сказки рассказывать!
Дети. Нет, всё равно не пойдём!
Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмём, вон у нас какие пистолеты!
Дети. Помогите! Мы знаем этих людей!
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли! Не нужны вы нам, мы других детей найдём!
ведущий. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!
ведущий. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили
их права. В Конвенции о правах ребёнка записано, что государство защищает ребёнка
от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд
решит, какое наказание к ним применить.
Итак, подведём итог. В Конвенции о правах ребёнка записано, что никто не имеет право
похищать детей, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто- либо будет вас мучить
и заставлять выполнять непосильную работу?
Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому,
которому вы доверяете, попросить помощи.
ведущий. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с
родными.
Дети.»Гуси-лебеди», «Снежная королева».
Ведущий. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
(отв. д.)
Ведущий. Итак, подведём итоги. Никто не имеет права разлучить ребёнка с родителями
без серьёзных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребёнка.
С детьми часто обращаются, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное,
взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей
было счастливое детство. Был составлен документ –«Конвенция о правах ребёнка», где
записаны основные права детей.