СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем лучше развивается ассоциативное мышление у школьника, тем более чутким и вдумчивым становится молодой человек.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Развитие ассоциативного мышления

на уроках русского языка и литературы


Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, на сегодняшний день существенно исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании школьниками многих устоявшихся жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Выросло совершенно новое поколение молодёжи.

В рамках ФГОС это можно решить одним-единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и, в первую очередь, на уроках русского языка и литературы как одного из триединого требования в рамках ФГОС – получение личностного результата обучающегося современной школы.

Таким образом вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление у школьника, тем более чутким и вдумчивым читателем становится молодой человек.

Очень важно создать на уроках условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, широким спектром ассоциаций в процессе усвоения литературы как вида искусства, а также для формирования у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному школьнику.

По мере накопления педагогического опыта в работе, каждый учитель старается найти такую «изюминку», благодаря которой можно достичь наилучших результатов на уроках. Ведь непростое дело – научить всех в классе «говорить» на уроках, а, тем более, высказывать собственное мнение по произведению, которое мало понятно. Свои «первые шаги» по применению заданий на ассоциативное мышление на уроках русского языка и литературы мне пришлось сделать несколько лет назад. Сами собой пришли мысли о том, что ученики :

  1. мало читают и не всегда понимают высокую поэзию;

  2. редко слушают классическую музыку;

  3. с трудом производят развёрнутый анализ художественного/ поэтического текста;

  4. не всегда могут грамотно выразить свою мысль, суждение.

Эти наблюдения привели меня к рассуждениям о том, что же можно сделать такого, чтобы не просто заинтересовать учеников на своих уроках, например, литературы, а чтобы ещё и был положительный результат. Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации, ассоциативных рядов, заложенных в художественные образы. На мой взгляд, благодаря данному подходу в системе преподавания русского языка и литературы есть гарантия, что и выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет справедливо проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая, классическая музыка, он будет развит духовно и , что немаловажно, востребован обществом.

Так при изучении непростых тем «Синонимы», «Антонимы» удачно подходит приём, позволяющий подробно раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, как близкими, так и противоположными ему. Безусловно, педагог прежде всего должен проделать эту работу заранее сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов или антонимов. Например работа со словами: сострадание, сочувствие, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Однако вряд ли можно найти литературного героя, реального человека, которому присущи только положительные качества, поступки, черты характера. Поэтому при объяснении обучающимся о духовно-нравственных ценностях личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком. Также на конкретных примерах следует раскрывать и негативные стороны, объяснять на конкретных примерах, как их попробовать изжить.

Совместная ассоциативная работа с учениками может быть построена двумя способами:

  1. учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному слову затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности; составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

  2. совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий; всё записывается на доске; затем каждый ученик в тетради анализирует смысловое содержание каждого понятия с привлечением примеров из жизни или прочитанной литературы.

Так при изучении сложной темы «Союз как часть речи» все усилия направляются не только на теоретическое усвоение учебного материала, но и на создание условий для более успешного такой нравственно- этической категории как союз человеческих сердец. Тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, приводить конкретные ассоциативные примеры. Ученики пробуют высказать свою собственную точку зрения с привлечением наглядного либо жизненного, либо литературного материала, высказываясь и аргументируя. С воспитательной точки зрения такой урок содействует развитию мышления на основе примеров и ассоциаций, помогает одноклассникам осознать ценности совместной деятельности.

Я предлагаю своим воспитанникам поработать с предложениями, взятыми из любых поэтических строк А.С.Пушкина, а также с предложениями, выборочно взятыми из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где школьники находят конкретные союзы и определяют их функции, проводят ассоциации на конкретных примерах. Так сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется при этом принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Вот и делаем вывод о том, что такие же отношения имеют место быть и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены не на подчинении, а на взаимопонимании и уважении.

В качестве ещё одного наглядного примера приведу эпизоды приведу эпизоды примеров на уроке – мастерской в 5-м классе по русскому языку по теме «Снег». Детям даётся для обсуждения слово, проводится ассоциативная параллель с привлечением картин известных художников, а также небольшие музыкальные «нарезки» из известной классической музыки (П.И.Чайковский «Времена года»).

Можно уверенно сделать вывод, что на уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация, ассоциация помогают учащимся познакомиться с особенностями правильного видения мира, понять и познать себя как представителя на Земле. Изучая художественные произведения, используя элементы ассоциативного мышления, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая иногда изливается через компьютерные и телевизионные экраны, - и это не отразится на его духовно-нравственном самочувствии. Следует учить на конкретных ассоциативных примерах молодых людей с юных лет выбирать только ту информацию, те конкретные примеры или образы, которые поднимут дух и облагородят душу.