СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности. Задания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности. Задания»

Задания по развитию читательской грамотности



Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность опирается на текст (найти и извлечь информацию, умение понимать и толковать прочитанный текст) и опора на внетекстовое задание (осмыслить, оценить текст и поразмышлять о прочитанном).)


1. Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:

находить и извлекать информацию.


1.

В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

(по В.П.Астафьеву)

1.Какой звук уловил Васютка?

2.О какой ловушке идет речь в тексте?

3.Почему паука не было рядом?

4. Почему, глядя на муху, Васютка, понял, что заблудился?

5. Каким бы вы хотели видеть финал рассказа?



2.

Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.
Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые три мили и сидел в карете рядом с нею — он не мог ехать, сидя спиною к лошадям. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями. Она не поехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела. Карета была битком набита сахарными крендельками, а ящик под сиденьем — фруктами и пряниками.

  1. На какое расстояние лесной ворон проводил Герду?

  2. Почему лесной ворон сидел в карете рядом с девочкой?

  3. Чем страдала ручная ворона?

  4. В каком месте кареты находились фрукты?

  5. Куда поехала Герда?



3.

Зелеными гирляндами спускался из ящиков горох, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями. Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! Зима клала конец этой радости. Окна зачастую совсем замерзали, но дети нагревали на печи медные монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и Герда. Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а потом подняться на столько же вверх. На дворе перепархивал снежок.

  1. Какие растения росли в ящиках?

  2. Зачем дети нагревали медные монеты?

  3. Почему летом дети быстрее летом могли попасть друг другу в гости?

  4. Как можно озаглавить этот отрывок?



2.Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:

интегрировать и интерпретировать информацию.


1.

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

(по В.П.Астафьеву)


  1. Какие части речи помогают нарисовать «живую» тайгу?

  2. Найдите в тексте эпитеты, как они выражают впечатление рассказчика о тайге? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

  3. Какие образы помогают нам увидеть необъятность тайги?

  4. Найдите в тексте примеры сравнения. Каково их назначение в тексте?

  5. Прочитайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…

Сопоставьте с текстом В.П.Астафьева, ответьте на вопросы.

  1. Чем похожи эти тексты?

  2. Найдите тему, объединяющую тексты.

  3. К какому типу речи относятся тексты?

  4. Найдите средства художественной выразительности.


2.

Выход найден

Солнце пошло на закат, когда Васюткa заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Он прибавил шагу. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоёмов. «Неужели впереди Енисей?» — с наплывающей радостью думал Васютка. Заметив меж хвойных деревьев берёзки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался, побежал и скоро ворвался в густые заросли черёмушника, ползучего тальника, смородинника. Лицо и руки жалила высокая крапива, но Васютка не обращал на это внимания и, защищая рукой глаза от гибких ветвей, с треском продирался вперёд. Меж кустов мелькнул просвет.

1. Соответствует ли предложенное заглавие содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.

2.Составьте простой план к данному тексту.



3.

Восстановите текст.

Кенгуру — это млекопитающее животное, которое_________ относить к сумчатым. _____ животного доходит до 1 метра 80 сантиметров, а _____ самцов кенгуру достигает 90–100 килограммов. Задние ноги кенгуру ___________для прыжков, а передние конечности __________человеческие руки и ______ сумчатым для ухода за дётенышами.

Мех ________ кенгуру обычно отличает мягкая шерстистость и блеск. У животного ___________зрение и _________ слух. При помощи широких и больших ______ кенгуру способны уловить даже мельчайшее дуновение _______.

Кенгуру перемещается по _______, прыгая на задних ногах. Некоторые виды кенгуру способны одним _________ покрыть расстояние равное 8 метрам. При подобных «перелётах» ________ роль играет _____, служащий Кенгуру балансом. Самки кенгуру носят своих ________в специальных складках на шкурке в области ________, которых для простоты называют «сумкой».



3.Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:

осмыслять и оценивать содержание и форму текста.


1.

Пятикласснику Кириллу в учебнике «Русский язык» для 5 класса встретилось слово «вестибюль». Он открыл википедию и прочитал следущее:

Вестибю́ль (фр. vestibule, лат. vestibulum) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.

Происходит от древнеримского слова «вестибул». (лат. vestibulum «посвящённый Весте») — название специального дворика, сооружавшегося в честь богини — хранительницы домашнего очага.

Вестибюль служит для приёма и кратковременного размещения значительного числа людей в период загрузки и разгрузки здания. В зимнее время для более эффективной борьбы с охлаждением вестибюля между вестибюлем и тамбурами устраивают специальное помещение — аванвестибюль.

В современном словоупотреблении часто используется словосочетание вестибюль метрополитена, под которой подразумевается крытое помещение, посредством которого пассажиры осуществляют перемещение с улицы к эскалаторам и платформам. Часто вестибюль включает в себя кассовый зал.

  1. Что такое «вестибюль»? Выберите один правильный вариант ответа.

А. Вестибюль – это помещение, находящееся в центре дома.

Б. Вестибюль – это крайняя комната, предназначенная для встречи посетителей.

В. Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутреннюю часть здания (обычно общественного)

Г. Вестибюль – это проем на лестничной площадке.

Д. Вестибюль – это небольшое помещение перед входом во внутреннюю часть здания (обычно общественного).


  1. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.  

1. Часто вестибюль включает в себя кассовый зал.

А) да б) нет

2.Название слова «вестибюль» происходит от древнеримского слова, означающего название специального дворика.

А) да б) нет

3. Весной для более эффективной борьбы с охлаждением вестибюля между вестибюлем и тамбурами устраивают специальное помещение — аванвестибюль.

А)да б) нет

4. Слово «вестибюль» означает специальный дворик, сооружавшийся в честь богини — хранительницы музейных редкостей.

А) да б) нет.


3. Вестибю́ль (фр. vestibule, лат. vestibulum) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей. Какие еще существуют помещения и для чего они предназначены? Соедини слова левого и правого столбика.

А.Столовая 

1.  Помещение в доме, жилище, предназначенное для приёма пищи. В настоящий момент столовая, как правило, прилегает к кухне, хотя в Средние века часто располагалась на отдельном этаже.

Б.  Веранда 

2. Неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к зданию, остекленное или неостекленное.

В. Мансарда 

3.Эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома (здания).

Г. Ванная комната, ванная

4. Помещение, где находится ванна, в квартире или жилом доме, предназначенное для купания или принятия душа (душевая).

Д. Прихожая

5. Часть жилого помещения (квартиры, частного дома), располагающаяся сразу за входом в него.

Ответы:

А

Б

В

Г

Д








2.

1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. …. зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.


1. Как устроен мир – об этом общие представления носителей языка.

2. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём, это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром.

3. Зеркало языка отражает все свойства окружающей действительности, в том числе и те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

4. Носителям языка - особенно важные предки, отражающие общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир.

Ответ:_______________



2.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в 3 предложении текста. Запишите этот предлог.


Ответ: ___________________


3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ЯЗЫК

 

1) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык тел. Язык жестов. Язык дорожных знаков.

2) Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.

3) Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Язык Пушкина. Язык писателей. Язык художественной литературы.