СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлено содержание темы "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" из книги  Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. –  М., Просвещение, 1982 с. 24-35

Материал предназначен для изучения этапов и содержания работы  на занятиях с целью развития чувства времени у воспитанников старшей группы 

Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1982 с. 24-35



РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные условия труда требуют от человека умения сле­дить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной ско­ростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замед­лять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с I класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвое­ния знаний, умений, навыков и развития мышления.

Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты вре­менные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во вре­мени, беречь время. Ученики I класса должны научиться не опаз­дывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

По нашим наблюдениям, у детей старшего дошкольного воз­раста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельно­сти измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные про­межутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

  1. Знание временных эталонов (обобщенное представление
    о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной дли­тельности ему говорят, или определить самостоятельно длитель­ность временного интервала, он должен знать меры времени на ча­сах и научиться пользоваться часами.

  2. Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообраз­ную деятельность детей в пределах определенных временных от­резков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой фор­мирования способности планировать свою деятельность во време­ни, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

  3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрос­лых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следова­тельно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада мы начинали развивать чувство времени сначала на интер­валы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута—та первоначальная, до­ступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начали работу с восприятия детьми минутного интер­вала, а затем перешли к усвоению других интервалов.

Организация и методика работы были следующие:

знакомили детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, при этом использовали секундомер, песочные часы, часы-конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

обеспечивали переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

учили детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

Работу проводили по этапам

На 1-м этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за 1 ми­нуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивали накопление опыта у детей в использо­вании мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксиро­вал внимание на точности оценки детьми его длительности.

На 3-м этапе учили предварительно планировать объем дея­тельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намечен­ного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов.

На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Работа проводилась на занятиях при обычной организации.

Первый этап

Программный материал первых 3 занятий включал следующие задачи:

познакомить детей с длительностью 1 минуты;

учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности;

формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание вовремя.

На первом занятии мы выявляли представления детей об 1 ми­нуте. «Минута — это 60 секунд, а секунда совсем короткая: ска­жешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60»,— пояснял воспитатель, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняли название этого прибора, знакомили со словом «секундомер». Показывали детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняли, что) ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагали посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого были показаны песочные часы, было предложено подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрировал по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети сделали вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов;. Воспитатель и сами дети расска­зывали, где используются эти приборы для измерения времени.

Затем на каждый стол поставили песочные часы, и детям было предложено сказать, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом занятии и на следующих они сами должны были прове­рять, что можно успеть сделать за 1 минуту.

На занятии дети выполнял 3 задания:

1. Выкладывали из палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами. Было дано указание: названные за каждым столом дети по сигналу одновре­менно перевернут песочные часы и, работая, все будут следить за часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, ра­боту сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. По окон­чании работы дети рассказывали, кто сколько и каких узоров успел сложить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечал тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успе­ли закончить работу вовремя.

2. Раскладывали палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

3. Убирали все палочки по одной в коробку в течение 1 ми­нуты.

При подготовке к занятию мы учли, что объем работы должен быть рассчитан на I-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три за­дания на первом занятии давали детям по 30 палочек. Таким образом, были созданы условия, при которых они имели возмож­ность выполнить задание и в то же время уложиться во времени.

Приведем фрагмент занятия.

На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспита­тель говорит:

Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного
баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на
секундомере пройдет один круг.

По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызван­ный ребенок наблюдает за секундомером.

Сколько прошло времени?—Дети отвечают, что 1 минута.

Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,— говорит
воспитатель.—Правильно выполнит задание тот, кто закончит ра­
боту через минуту. Время можно увидеть на песочных часах:
когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой,
пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и во­
время кончить. А теперь,— дает сигнал воспитатель,— в течение
минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

Подводя итоги работы, он говорит:

Правильно выполнили задания точно через минуту Вова,
Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили вы­кладывать узоры, когда прошла 1 минута.

Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена?
и т.д.

На следующем занятии дети вновь наблюдали на песочных ча­сах за протеканием 1 минуты, вспоминали, что они успели сделать на прошлом занятии за минуту. На этом занятии задания, пред­лагаемые детям, были усложнены: в них уже количество операций зависело от индивидуального темпа действий. В конце работы мы обратили внимание детей на это, показав зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. На втором занятии давалось уже 5 заданий, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 1 минуты, контролируя время наблюдением за песочными часами. Были даны следующие за­дания:

  1. рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;

  2. разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;

  3. трем детям, вызванным к столу, воспитатель предлагал раздевать куклу в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту;

  4. одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать — одевать или раздевать куклу;

  5. в раздевальной комнате предложено пяти детям одеваться 1 минуту, а всем остальным следить, сколько вещей они успе­вают надеть за 1 минуту.

Третье занятие по организации было аналогично второму, отличие заключалось в числе заданий. Дети разрезали полоски бумаги на квадраты, потом квадраты разрезали на треугольники, а затем из квадратов вырезали круги. Сравнивали, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В кон­це этого занятия выкладывали узоры из полученных геометри­ческих фигур и выясняли, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.

Иной программный материал был в последующих трех заня­тиях:

учить детей оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте;

формировать чувство удовлетворения от умения точно опре­делять время.

На четвертом-шестом занятиях детям предлагали выполнять те же самые задания, что и на первых трех, но теперь они опреде­ляли время уже без песочных часов. Инструкцию давали сле­дующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажет­ся, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто когда за­кончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».

Последующие два занятия были посвящены выполнению таких программных задач:

учить детей правильно выбирать объем работы, соответ­ствующий интервалу в 1 минуту;

воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность.

Детям предлагали самостоятельно наметить такой объем ра­боты, какой можно успеть выполнить за 1 минуту. Важно было, чтобы ребенок устно заранее спланировал во времени объем ра­боты, а затем практически выполнил его и оценил фактическую длительность своей работы по песочным часам. Например, пред­лагали такие задания:

из трех предложенных узоров-образцов выбрать такой, который можно было бы успеть сложить за 1 ми­нуту, или отобрать такое количество растений, которое можно

успеть полить за 1 минуту, или назвать, сколько вещей можно успеть надеть на куклу за 1 минуту и т. п. При оценке итогов ра­боты внимание детей обращалось на причины соответствия или несоответствия длительности выполнения задания его планирова­нию.

Такие занятия помогали детям наглядно увидеть (на секун­домере, на песочных часах) и пережить, почувствовать длитель­ность 1 минуты. Они практически убеждались в том, что можно успеть сделать за 1 минуту, знакомились с возможностью конт­ролировать, измерять время.

Задачей первых занятий было научить детей самих следить за временем в процессе деятельности и прекращать работу по истечении времени, отведенного на ее выполнение. Сразу это не удавалось, так как дети привыкли, что воспитатель на всех заня­тиях сам объявляет об окончании работы. Поэтому на первых порах, видя, что весь песок высыпался и минута прошла, они про­должали работать, ожидая привычного сигнала к окончанию действия. Мы ввели иной по качеству сигнал воспитателя — по­ощрительную оценку типа: «Вы правильно выполнили задание, кончили точно с окончанием одной минуты, потому что следили за часами». Теперь главным для детей на занятии стало не столько завершение самого задания, сколько выполнение и прекращение работы в срок.

Мы придавали значение и словесному отчету детей о количе­стве выполненной работы за определенный отрезок времени. Та­кой отчет помогал им представить реальную вместимость данного временного интервала, наполнить его конкретным содержанием. После рассказа детей об объеме выполненной за 1 минуту работы воспитатель подводил их к общему выводу, что можно успеть сделать за 1 минуту, например: «За 1 минуту, как вы убедились, можно вырезать 7 (или 8) квадратов». В последующем это помо­гало детям более точно соотносить объем работы и длительность.

Содержание занятий можно построить так, что если на одном из них дети вырезают полоски по намеченным линиям и убежда­ются, что за 1 минуту можно вырезать 2—3 полоски, то на еле-, дующем из этих полосок вырезают квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Тогда они усвоят на опыте, что за минуту можно вырезать 3-4 квадрата, а из квадратов вырезать 6— 8 прямоугольников, 4—6 треугольников, а кругов только 2—3.

В ходе выполнения заданий одни успевали за минуту сделать больше операций, другие — меньше, что позволило детям сделать вывод о разных темпах работы, и они пытались менять темп. Мы наблюдали, как дети по нескольку раз в течение выполнения задания меняли темп своей деятельности, пытались освоить более быстрый темп работы. Но, конечно, задача заключается не в том, чтобы развивать у детей быстрый темп деятельности, а в том, чтобы помочь понять, что умение следить за течением времени позволяет регулировать и темп, т. е. приучить их ценить время и управлять своей деятельностью во времени.

Стремясь выполнить задание как можно быстрее и лучше, не­которые дети не только следили за песочными часами, но и ра­ботали более интенсивно, не теряя минут и секунд. В связи с этим у некоторых из них появилась тенденция начинать подготовку к работе во время выслушивания инструкции, т. е. появилось стремление не терять времени даром.

На втором этапе работы мы сохранили те же задания, но задача была другая — поупражнять детей в оценке времени уже без ча­сов. Окончание заданной работы служило показателем оценки длительности 1 минуты. Взрослые фиксировали время с помощью секундомера и сообщали детям результаты. Например, предла­галось резать полоски бумаги на квадраты в течение минуты, а ко­гда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола.

В ряде занятий вначале детям демонстрировали интервал времени в 1 минуту для оживления их представлений о дли­тельности этого временного отрезка, затем давали задание. В ходе выполнения заданий и сопоставления объективных показателей затраченного времени с собственной субъективной оценкой 1 ми­нуты ребенок вносил соответствующие коррективы, его оценка длительности 1 минуты совершенствовалась как на одном занятии от задания к заданию, так и от занятия к занятию.

Третий этап

Опыт выполнения работы в течение минутного интервала осо­бенно пригодился детям на следующем этапе работы, когда они учились планировать объем работы на минутный интервал. Детям сообщалось: «Теперь вы сами будете выбирать такое дело, которое можно успеть сделать за 1 минуту». Вместе обсудили, сколько цветов можно полить за 1 минуту, и предложили одному ребенку выполнить намеченное, фиксируя длительность его работы на пе­сочных часах. Затем было объяснено, почему он успел или не успел выполнить намеченный объем работы. Затем вызвали че­тырех детей и предложили назвать, сколько вещей они успеют надеть кукле за 1 минуту. Предложили им сделать это, фиксируя время выполнения на песочных часах, оценили правильность их планирования.

При планировании деятельности на первых порах наблюдалась общая тенденция — наметить объем работы больший, чем возмож­но выполнить за 1 минуту. «Все столы успею накрыть для заня­тия за 1 минуту», «Все растения успею полить за 1 минуту»,— говорили дети, планируя объем своей работы. Одновременно де­лали практически одно и то же задание несколько детей, что позволяло при обсуждении итогов наглядно объяснить разницу. Например, одна девочка правильно из трех узоров выбрала тот, который можно успеть сложить за 1 минуту. Она отобрала раньше все нужные для узора фигуры и, составляя узор, все время следила за часами, поэтому и закончила его вовремя. Другая девочка тоже правильно выбрала узор, но долго искала нужные фигуры и мед­ленно все делала, поэтому не успела сложить узор за 1 минуту.

Так, на восьми занятиях, соблюдая в последовательности все три этапа, мы знакомили детей с длительностью минутного интер­вала, учили измерять его с помощью песочных часов, оценивать длительность без часов и планировать объем работы на 1 минуту.

Фактор времени включали в деятельность детей не только на занятиях — минутные песочные часы использовались воспитателем и самими детьми и при других видах деятельности. Например, им предлагали после окончания занятия за 1 минуту привести в порядок свое рабочее место, при этом ставили песочные часы, и дети точно соблюдали время. Песочные часы постоянно стояли в раздевальной, дети сами проверяли, сколько вещей они успевали надеть за 1 минуту. Это значительно ускоряло процесс одевания на прогулку. Усвоив меру времени — 1 минута и научившись пользоваться песочными часами, дети начали измерять время и самостоятельно в своей разнообразной деятельности.

Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интерва­лов проводилось нами по той же методике. Сначала демонстри­ровали интервал в 3 минуты как сумму отдельных минут, выясняли сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитан­ную на 3 минуты, дети сравнивали ее с той, которую выполняли за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку сравнивали, сколько вещей надевали за 1 минуту и за 3 минуты.

На первом занятии по ознакомлению с 3 минутами не все дети успевали выполнить задание за новый для них временной интервал. Они сначала очень торопились, но увидев, что песка в баллончике часов еще много, начинали медленнее работать, переставали сле­дить за часами, увлекались складыванием лодочки, или постройкой дома, или рисованием и не успевали закончить работу в срок. По мере приобретения опыта дети начинали работать в более рав­номерном темпе, привыкали следить за песочными часами и кон­чать работать в срок.

На следующем этапе работы, когда детям надо было самим оценить длительность времени в 3 минуты, воспитатель показывал два вида песочных часов и предлагал определить после пуска часов, какие часы на 1 минуту, а какие на 3 минуты, что они и де­лали безошибочно. Затем предлагал им посидеть, ничего не делая, 3 минуты и поднять руку, когда покажется, что 3 минуты кончи­лись. Большинство детей на первых порах недооценивали этот ин­тервал, поднимали руки по истечении, например, 40 секунд. Это свидетельствовало о том, что более продолжительный интервал оценить значительно труднее, особенно когда это время не заполне­но определенным содержанием.

При оценке времени в процессе выполнения более содержатель­ных заданий (свободная лепка, или конструирование построек из настольного строительного материала, или рисование и т. п.) дети проявляли большую точность в определении длительности трехминутного интервала без использования часов.

На третьем этапе работы, при планировании объема работы на 3 минуты, детям предлагали спланировать те же виды заданий, которые они выполняли при планировании работы на 1 минуту. Это давало им возможность опираться на ранее приобретенный опыт и увеличивать объем работы на интервал в 3 минуты.

На этих занятиях предлагали одним планировать работу на интервал в 1 минуту, а другим тот же вид работы на интервал в 3 минуты. После выполнения заданий сравнивали, например, сколько геометрических -фигур из числа нарисованных на листе бумаги можно успеть вырезать за эти промежутки времени. Теперь дети и на занятиях, и в повседневной жизни пользовались двумя мерами времени — I минутой и 3 минутами и соответственно 1-минутными и 3-минутными песочными часами.

Ознакомление с интервалом в 5 минут проводилось по той же системе. Этот интервал дети воспринимали как величину, произ­водную от 1 минуты: 5 раз будут перевернуты минутные песочные часы, 5 раз обойдет круг стрелка на секундомере, пока длится 5 минут. Это помогало им воспринять новый временной интервал на основе уже имеющихся знаний о длительности 1 и 3 минут. При ответе на вопрос, что можно успеть сделать за 5 минут, они говорили, что успеют за 5 минут полностью закончить все то, что не успевали завершить, работая только 3 минуты,— полностью одеться, построить до конца большой дом и т. п.

При знакомстве с 5-минутньщ интервалом вначале также использовались песочные часы, с помощью которых дети уже умели измерять время. Но наряду с песочными часами им показывали и игрушечные часы-конструктор с прозрачным корпусом, сквозь стенки которого виден механизм (рис. 9).

Эти часы удобны тем, что их можно пускать и останавливать в-нужный момент. Здесь мы еще не знакомили детей с самим прибором — часами, а лишь показывали измерение наиболее ярко представленного на часах промежутка времени — 5 минут. Этот интервал легко увидеть — это расстояние от цифры до цифры, его легко запомнить. Показывали и способ измерения времени.— 5 ми­нут с помощью ранее усвоенной меры—1 минуты: поясняли, что 1 минута —это расстояние на часах от черточки до черточки, а за 5 ми­нут стрелка на часах пройдет 5 чер­точек. Дети легко начали ориенти­роваться по часам, им нравилось самостоятельно определять время. Они чаще бросали взгляды на часы-конструктор, стоящие на столе вос­питателя, чем на песочные часы, которые всегда стояли на столах во время выполнения задания на вре­мя. И дети объясняли это так: «На песочных часах точно не узнаешь, сколько еще осталось ми­нут, а на часах можно сосчитать». Так на практике они постигали назначение часов как прибора точ­ного измерения времени.

Наблюдения показали, что, по­стигая продолжительность 5-минут­ного интервала времени, дети постепенно овладевали и необходимым темпом работы. При выполнении первого задания на 5-минутный интервал дети после пуска часов сразу же начинали работать в быстром темпе, но по мере наблюдения за часами, видя, что в их рас­поряжении еще много времени, замедляли темп работы, он стано­вился более спокойным и равномерным. А главное, все одновремен­но заканчивали выполнение задания.

Надо отметить, что сам характер работы усложнялся от заня­тия к занятию. Если на первых занятиях дети выполняли в одном задании в течение отведенного промежутка времени однотипную работу (1 минуту вырезали квадраты), то в заданиях на 3 минуты и особенно на 5 минут производили более сложные операции: вырезали разнообразные фигуры и из них складывали узор.

На занятиях все время шло сопоставление объема работы, выполненной за 1 минуту, за 3 минуты и за 5 минут, при учете темпов деятельности. Например, вызывали трех детей и предлагали сесть за стол возле песочных часов—; 1-минутных, 3-минутных и 5-минутных — кто где хочет. Одновременно просили перевернуть часы и соответственно 1, 3, 5 минут вырезать геометрические фи­гуры, нарисованные на бумаге. После выполнения задания каждый рассказывал, сколько фигур успел вырезать за отведенный срок. Сравнивали возможный для выполнения объем такой работы на разные временные интервалы.

Ознакомление с 10-минутным интервалом проводилось на за­нятиях не по математике, а по другим видам деятельности, где было возможно предлагать детям выполнять задания в течение 10 минут, т. е. по изобразительной деятельности, по труду, при проведении физических упражнений и др.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности сначала предлагали детям за 5 минут нарисовать и раскрасить вазу. Дети определяли на часах-конструкторе, где будет стрелка через 5 минут, часы пускались в ход. Во время работы они следили за стрелкой, а по окончании ее обсуждали, кто закончил в срок, кто сколько успел сделать. Затем за 10 минут предлагалось нари­совать узор на вазе. Воспитатель показывал, какие могут быть узоры и как их рисовать, а потом выясняли, где будет стрелка часов через 10 минут. Дети отсчитывали 10 минут по маленьким чер­точкам, отмечающим минуты, воспитатель показывал, что за 10 ми­нут стрелка пройдет расстояние между двумя цифрами —5 и 5 ми­нут. Пускались часы, и дети самостоятельно заканчивали узор че­рез 10 минут.

На занятиях по развитию движений детям предлагали в те­чение 10 минут выполнять вместе с воспитателем упражнения, а потом сосчитывали, сколько упражнений успели выполнить за это время.


Рис. 9

4