Консультация для педагогов и родителей
Музыкальный руководитель: Коклягина С.А.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
узнавать наличие данного звука в слове;
различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
определение наличия или отсутствия звуков в слове;
местоположение звуков в слове;
определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Для развития фонематического слуха существуют различные методические приёмы и технологии, а так же игры для детей. Некоторые из них я представлю вашему вниманию.
Игры на узнавание и различение неречевых звуков
1.Игра «Покажи, что звучит». Музыкальный руководитель приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.
2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за музыкальным руководителем должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.
3.Игра «Самый , внимательный». По инструкции музыкального руководителя, дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.
4.Игра «Узнай по звуку». Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде музыкального руководителя («день»), открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.
Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
При различении степени громкости звука
Дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.
1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.
2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).
3.Игра «Близко — далеко». Музыкальный руководитель включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).
4. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.
Определение длительности неречевых звуков
Осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.
5.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Музыкальный руководитель треугольником издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.
6.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
Различение высоты звука
Отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, музыкальный руководитель, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.
7.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Музыкальный руководитель воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.
8.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде музыкального руководителя («Высокий звук» или «Низкий звук»), дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.
9.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.
10. Игра "Три медведя".
На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
11.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Ребёнок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
12.Игра «Угадай, кто позвал». Дети ведут хоровод и поют, в кругу – водящий. Затем дети останавливаются и называют имя водящего, на кого указал воспитатель. Водящий в это время сидит на корточках, закрыв руками глаза. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: кто-то из детей зовёт водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что ребёнок произносит «Ау!» то громко, то тихо, а водящий отгадывает, далеко или близко он находится.
Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха.
Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.
13.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку воспитателя одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.
3.Игра «Назови своё имя». Музыкальный руководитель объясняет детям, что имена бывают короткие и длинные. Спрашивает, как зовут ребёнка, ребёнок называет своё имя, затем все дети вместе с музыкальным руководителем и этим ребёнком, отхлопывают имя ребёнка по слогам, обращая внимание, длинное имя или короткое.
(Та-ня, Ма-ри-на, Лев, А-мир, Ти-мур). Задача усложняется, когда своё имя нужно пропеть, по примеру музыкального руководителя.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться во всех занятиях образовательного процесса в ДОУ, а так же обязательно в семье.