СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие фонематического слуха у детей с ТНР через игру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Для развития фонематического слуха существуют различные методические приёмы и технологии, а так же игры для детей. Некоторые из них я представлю вашему вниманию.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие фонематического слуха у детей с ТНР через игру"»





Консультация для педагогов и родителей














Музыкальный руководитель: Коклягина С.А.







Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;

  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;

  2. местоположение звуков в слове;

  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.



Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Для развития фонематического слуха существуют различные методические приёмы и технологии, а так же игры для детей. Некоторые из них я представлю вашему вниманию.

Игры на узнавание и различение неречевых звуков

  • 1.Игра «Покажи, что звучит». Музыкальный руководитель приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

  • 2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за музыкальным руководителем должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие зву­ковых сигналов осуществляется на слух.

  • 3.Игра «Самый , внимательный». По инструкции музыкального руководителя, дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.



  • 4.Игра «Узнай по звуку». Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услы­шали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колоколь­чика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде музыкального руководителя («день»), открывают глаза, указывают на звучавшие пред­меты или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.



Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

При различении степени громкости звука

Дети знакомятся с гром­ким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислу­шиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствитель­ности). Используются упражнения, направленные на выработку не­вербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.



  • 1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, бараба­на). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в за­висимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — насторажи­ваются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

  • 2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

  • 3.Игра «Близко — далеко». Музыкальный руководитель включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись го­лосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или умень­шает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

  • 4. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.





Определение длительности неречевых звуков

Осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и корот­ких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

  • 5.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Музыкальный руководитель треугольником издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответству­ющую длительности звука.

  • 6.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — ко­роткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по оче­реди звучания на инструменте.

Различение высоты звука

Отрабатывается в упражнениях, пер­воначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровож­дающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «зву­чит низко». Например, музыкальный руководитель, демонстрируя на детских музы­кальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металло­фоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голоса­ми и движениями взрослых животных и их детенышей.

  • 7.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Музыкальный руководитель воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие зву­ки — приседают.

  • 8.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна зву­чит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; по­гремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной ко­манде музыкального руководителя («Высокий звук» или «Низкий звук»), дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

  • 9.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щен­ка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и изве­стят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту зву­ков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.

  • 10. Игра "Три медведя".

На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

  • 11.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Ребёнок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

  • 12.Игра «Угадай, кто позвал». Дети ведут хоровод и поют, в кругу – водящий. Затем дети останавливаются и называют имя водящего, на кого указал воспитатель. Водящий в это время сидит на корточках, закрыв руками глаза. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: кто-то из детей зовёт водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что ребёнок произносит «Ау!» то громко, то тихо, а водящий отгадывает, далеко или близко он находится.



Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха.

Тренировочные упражнения направле­ны на формирование умений различать направление звучания, ис­точник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

  • 13.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку воспитателя одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки пока­зывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источ­ника звуков.

  • 3.Игра «Назови своё имя». Музыкальный руководитель объясняет детям, что имена бывают короткие и длинные. Спрашивает, как зовут ребёнка, ребёнок называет своё имя, затем все дети вместе с музыкальным руководителем и этим ребёнком, отхлопывают имя ребёнка по слогам, обращая внимание, длинное имя или короткое.

(Та-ня, Ма-ри-на, Лев, А-мир, Ти-мур). Задача усложняется, когда своё имя нужно пропеть, по примеру музыкального руководителя.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться во всех занятиях образовательного процесса в ДОУ, а так же обязательно в семье.