Министерство образования и науки РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
(БФУ им. И. Канта)
Доклад на тему: «Развитие Я – концепции
в подростковом возрасте»
Студентка 3 курса
44.03.05 Педагогическое образование
с двумя профилями подготовки
(Математика. Информатика)
Безелите Сандра Андреевна
2020,
Калининград
Введение
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция». Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Отношение человека к самому себе очень важный момент в его жизни. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Чувство взрослости и развитие «Я – концепции» в подростковом возрасте
Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10 - 11 до 14 - 15 лет. Большинство людей связывают начало подросткового периода со временем, когда ребенок начинает созревать физически, становится способным к размножению.…………………………..……………
Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, «эмансипации» от взрослых. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, стремление к признанию своих прав со стороны других людей. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке.
Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
· подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
· ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
· взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.); ……………………………………………………………
· интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).
После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе и образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
Психологический словарь дает такое определение Я-концепции: это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция - это целостный, хотя и не лишенный некоторых внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка к самому себе и включающий компоненты: когнитивный образ – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание); эмоциональный образ – самоуважение, самоуничижение и др.; оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку.……………………………………………………
В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи. ………………………………………………………………………..
Рассматривая структуру Я - концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. …………………………………………………………………
Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, "Я - концепции" осуществляется как поиск видов и классификаций образов "Я". Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я-реального" и "Я -идеального", которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение "материального Я" и "социального Я". Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: "настоящее Я", "динамическое Я", "фактическое Я", "вероятное Я", "идеализированное Я". …………………………………………………………………..
Образы "Я" никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складывается идеальное представление об идеальном "Я". Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т.п. Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я").
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительном своём положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
При осознании "Я" - реального правильно существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.
Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.
Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.
В социальной психологии личности выделяются следующие источники формирования Я-концепции:
1) Представление о своем теле.
2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формулировать представления о себе и других людях.
3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов.
5) Семья.
Майерс считает, что на развитие подростковой Я-концепции оказывают определяющее значение роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.
С другой стороны процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своем теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе. Так же самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка, как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других людях. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе, и регулирует поведение человека.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания.
Заключение
Подростковый возраст — это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека
Несмотря на то, что Я-концепция начинает развиваться еще в детстве, самым важным этапом в ее развитии является подростковый возраст. В период после рождения до подросткового возраста накапливаются психические резервы, которые подведут Я-концепцию к важнейшей ее генетической форме в подростковом возрасте.
Подростковый этап Я-концепции для развития личности особенно значителен, поскольку именно на данной стадии оно поднимается на качественно новую ступень, знаменующую начало его зрелости. Поэтому подростковая стадия Я-концепции будет определять не только пути последующего ее развития, но и в большей степени психическое развитие личности в целом.
Именно в этот период развитие Я-концепции принимает наибольшую остроту и полноту: происходит активное изменение Я-образа, развитие всех видов самооценок, различных модальностей, модусов и составляющих Я-структур.
Литература
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. -- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. - 169 с.
3. Выготский Л. С. Педология подростка//Психология подростка / Под ред. Ю. И.
Фролова. -- М.: «Роспедагентство», 1997.
4. Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. — Элитариум : Центр дистанционного образования, 2009.
5. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
6. Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 1
7. Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. Рождение идей. — Ridero, 2015. — 228 с.
8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.
9. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Ренана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.- 480 с.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избран, труды. - М., 2004.
11. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. -- М.: «Роспедагентство», 1997.