 | Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
преподаватель
_____________
«_»_________201_г.
Брошюра на тему:
«Развитие мотивации младших школьников»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Слабожанко Елена
Ейск, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная брошюра, направлена на развитие мотивации младших школьников. Где подобраны различные упражнения и задания для осуществления цели, также затронута тема мотивации, раскрытие термина. Возможно, в брошюре найти и диагностики по определению мотивации у школьников. Поэтому, здесь собран материал для определение и улучшение учебной мотивации младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Что такое мотивация?
2. Диагностики по определению мотивации обучения для младших школьников
3. Игры и задания для развития мотивации у младших школьников
4. Список литературы
ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?
«мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

ДИАГНОСТИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДИАГНОСТИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».
Анкета «Мотивы учебной деятельности»
1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
2. Учусь потому, что заставляют родители.
3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Учусь потому, что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Обработка данных
1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:
1) широкие социальные мотивы – 4, 5;
2) мотивация благополучия – 1, 11;
3) престижная мотивация – 6, 12;
4) мотивация содержания – 7, 10;
5) мотивация «прессом» – 2, 9;
6) узкие социальные мотивы – 3, 8.
Мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:
- богатство и разнообразие мотивов;
- социальная ценность мотивов;
- присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.
ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА
Инструкция: Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
• 0 баллов – почти не имеет значения;
• 1 балл – частично значимо;
• 2 балла – заметно значимо;
• 3 балла – очень значимо.
Тест
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших
— Что такое отметка?
— Какие отметки хорошие, а какие плохие?
— Что такое школьный дневник?
— В классе учатся дети одного возраста или разного?
— Что такое каникулы?
нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Мотивы Номера ответов
Познавательные 2 9 15
Коммуникативные 3 10 16
Эмоциональные 1 8 21
Саморазвития 6 13 19
Позиция школьника 7 14 20
Достижения 5 12 18
Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
"Выложи фигуру"
Цель: упражнение полезно для повышения самоконтроля.
Инструкция: взрослый готовит фигуру из счетных палочек, предлагая ребенку рассмотреть ее и запомнить изображение. Потом накрывает фигуру и предлагает выложить такую же. Фигуры могут быть самые разные, от простой (домик, снежинка, елочка) до сложного узора. Все зависит от подготовки школьника и его индивидуальных особенностей. Затем игроки меняются ролями, ребенок задает фигуру, а взрослый копирует ее.
«Вагончики"
Цель: упражнение поможет развить логическое мышление и самоконтроль.
Инструкция: Для домашнего использования можно использовать картинки из любого тематического лото, например, "Посуда", "Одежда", "Школьные принадлежности" и подобное. Интереснее, если в игре примет участие несколько игроков, поэтому можно играть по вечерам, во время семейного досуга. Каждому выдается по пять картинок - вагончиков, с помощью которых строится поезд на основе логических связей: ведущий выкладывает первую картинку, например, альбом, следующий игрок ищет у себя и прикладывает картинку с карандашами. Почему? (Рисование). Следующий участник кладет картинку с изображением ластика, затем прикладывается изображение ножниц и т. д.
«Кот и лодыри» (стихотворение)
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Инструкция: Читается стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». После прочитанного беседа:
- Кто такой лодырь? Скажи по другому. Быть лодырем – это плохо или хорошо?
- Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
- Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему;
- Зачем люди учатся? Зачем дети ходят в школу?
"Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Инструкция: Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
— Как надо обращаться к учителю?
— Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
— Что говорят, если нужно выйти в туалет?
— Что такое урок?
— Как узнают, что нужно начинать урок?
«Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.
Инструкция: на столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно; не забывать поощрять тех, кто точно выполнил эти правила в игре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004.
2) Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
3) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 2000.
4) Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.