Развитие навыков функционального чтения в ходе проблемного
анализа литературного произведения
Усольцева О.Г.
Не секрет, что наши дети с каждым годом читают всё меньше и меньше. А если читают, то это скорее навеянное нынешней модой низкопробное чтиво (мантры, комиксы и др.) Всё это ведёт к тому, что на уроках, да и не только на них дети читают, не читая. Вспомните, сколько раз мы сокрушаемся, что, прочитав задание, ребёнок делает совершенно не то задание. Во многом успеваемость школьников находится на недостаточно высоком уровне из-за того, что во время чтения ученик не проявляет должного внимания. Он не определяет, какая информация в тексте является главной, не ведет диалог с его автором. Как правило, эта проблема берет свое начало еще в младшей школе. Все дело в том, что ребенок не понимает всю ценность чтения, книга для него – это всего лишь источник сведений, которые нужно освоить. На самом деле это намного больше, книга может стать лучшим другом и советчиком. Как же научить читать? Нужно вернуться к настоящим художественным произведениям, но прежде всего, научить детей работать с биографией писателя.
Изучение художественного произведения — сложный процесс, предполагающий серьезную работу читателя, поэтому изучение биографии писателя оказывается необходимой опорой для объективного понимания текста, тем более что многие произведения, изучаемые в школе, носят автобиографический характер.
Исследование творческого пути писателя помогает обучающимся понять его мировоззрение, его позицию, оценку происходящего в тот или иной виток эпохи, и это заставляет ещё глубже анализировать произведение автора. Биография писателя — это прежде всего подступ к чтению текста, например, учитель может остановиться на тех эпизодах из его жизни, которые имеют непосредственное отношение к произведению. Так, изучая повесть «Капитанская дочка», необходимо рассказать ученикам о работе А. С. Пушкина над книгой «История Пугачёвского бунта», которая вышла в свет в 1834 году и вызвала критику со стороны властей. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани пушкинского таланта. Собрав воедино исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал значимый исторический труд.
При изучении писательских биографий решается ряд воспитательно-образовательных задач:
Понимание современных проблем общества;
Наблюдение за жизненным материалом;
Расширение представления о жизненных ценностях;
Реализация межпредметных связей (например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга);
Стимулирование познавательной и творческой активности учащихся;
Умение ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.
Все эти задачи можно решить с помощью функционального чтения.
Работа над биографией писателя должна отражать: 1) особенности философских взглядов; 2) связь автора произведения с эпохой; 3) основные этапы его жизненного и творческого пути; 4) вклад художника слова в культурную и общественную жизнь.
Например, при изучении биографии писателей, можно использовать следующую биографическую таблицу, которая заполняется учениками, в таблице можно выделять ключевые слова:
Писатель | Основные этапы жизни и творчества, произведения | Связь с эпохой, событиями | Философские взгляды, тематика произведений | Вклад в культурную и общественную жизнь |
Таблицу можно дополнять по мере расширения знаний о творчестве писателя.
На завершающих уроках, посвящённых творчеству Пушкина А. С. и Лермонтова М. Ю. (в 6–9 классах), можно использовать биографические таблицы при выполнении ряда заданий, например:
1. Определите авторов отрывков и соотнесите темы отрывков из стихотворных произведений.
2. Приведите примеры стихотворений Пушкина А. С. и Лермонтова М. Ю., в которых звучат мотивы:
Одиночества____________________________________________________________
Дружбы и любви_________________________________________________________
Свободы и вольности_____________________________________________________
Единства человека и природы______________________________________________
3. Прочитайте стихотворение М. Кузьмина «Пушкин» (1921 г.) О каких качествах Пушкина мы узнаем их стихотворения?
- Объясните значение устаревших слов: нетленна, жрец, тризна, оковы, вкушаем, докучны
- Кто из героев пушкинских произведений назван в стихотворении?
- Какие средства художественной выразительности использует М. Кузьмин для изображения А. С. Пушкина?
4. В работе над биографической таблицей, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, можно использовать статью Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине»; отрывок из книги Д.С. Мережковского «Вечные спутники»; статью А.А. Блока «О назначении поэта»; статью С.Л. Франка «Религиозность Пушкина; «Слово перед панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года» митрополитом Антонием.
Такие задания позволяют проверить, насколько учащиеся могут повторить новую информацию, насколько поняли и научились применять новые знания.
С помощью функционального чтения при изучении биографии и творчества писателей на уроках литературы формируются такие умения:
· синтез и переработка предметных знаний по истории и литературе в новой ситуации;
· готовность к анализу информационных источников, способствующих определению путей решения проблемы;
· способность конкретизировать предложения по решению проблемы, исходя из условий задач.
Исходя из выше сказанного, организованная учителем работа по изучению биографии и творческого пути приводит школьников к самостоятельным выводам, что в художественном произведении нет ничего, что не имело бы отношения к автору, его личности.
Остается важным приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, преодоление сформированных недостатков «клипового» и «кликового» мышления. Взамен последних необходимо развитие функциональной грамотности, в том числе, функционального чтения, как метапредметного образовательного результата, который подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.