СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ средствами изобразительной деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ средствами изобразительной деятельности»

Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительной деятельности



Одна из основных целей ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями - развитие личности школьника, его социализация в обществе. В свою очередь, развитие личности невозможно без развития познавательных и творческих способностей детей, что является одной из основных задач образовательной и коррекционно-развивающей работы в школе.

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Творческая деятельность также является важным условием развития личности. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» [1, с. 8].

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Известно, что искусство развивает личность. В работах многих авторов (Ю.Б. Некрасовой, Т.А. Дубровской, О.С., Медведевой и др.) утверждается, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны недоразвитие восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, общая двигательная неловкость, а также с низкий уровень социального развития. Это обуславливает трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения.

Уроки изобразительной деятельности в полной мере способствуют развитию познавательных, творческих и эстетических способностей обучающихся, в процессе занятий реализуется комплексный подход в коррекции нарушений речи, сенсомоторной сферы, развитие интеллектуальных способностей детей с умственной отсталостью.

В процессе предметного рисования и лепки учащиеся знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства. Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении. Перед изображением того или иного предмета мы с ребятами рассматриваем объект, обследуем его. В качестве натуры на уроках используются игрушки, готовые лепные поделки и др. В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. В ходе оценки полученного изображения соединяется воспринятое со словом: называется предмет, который дети рисуют, его качества и свойства.

Дети учатся пользоваться карандашом, кисточкой, краской, штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация. Уроки рисования способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего обучения в школе, помогают также воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, умения доводить до конца начатое дело.

На уроках изобразительной деятельности широко используем нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками, свечой, ватными палочками, крупой, поролоном, мятой бумагой, с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. Рисуем методом тычка, штрихом. Используем кляксографию, пластилинографию.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей. Применение данных способов изображения предметов обогащают представления учащихся о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. У них развивается познавательный интерес, происходит обогащение и активизация словарного запаса, развивается воображение, самостоятельности, проявляется индивидуальность, повышается уровень развития зрительно-моторной координации, развивается мелкая моторика рук.

С уроками по рисованию тесно переплетаются занятия по аппликации. Процесс конструирования сопровождается объяснениями учителя, комментированием, игровыми действиями. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах.

Таким образом, при особой организации и коррекционно-развивающей направленности обучения учащиеся с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные и сюжетные изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом. Ярким доказательством эффективности работы по данному направлению является участие детей и их победы на городских и региональных конкурсах и фестивалях: «Я люблю этот мир», «Храните детские сердца», «Вестник добра», «Возродим Русь святую!» и др.

Изобразительная деятельность также является важным средством воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру. На уроках учитель создает условия для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративного творчества, игрушки, интересные картины, иллюстрации к произведениям детской художественной литературы. Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию проводится в процессе становления всех видов изобразительной деятельности - лепки, аппликации, рисования.

Особую роль в становлении эстетического воспитания у детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

Ребенок с ОВЗ способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отреагировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декоративно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа картины, радоваться скульптурным композициям, получать удовольствие от посещения музеев, театров и выставок.

Вся целостная система эстетического воспитания способствует личностному развитию ребенка, усвоению норм правильного, адекватного поведения в обществе.

Будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, изобразительная деятельность способствует развитию каждой из них, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания. В процессе занятий изобразительной деятельностью у обучающихся воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое до конца, умение преодолевать трудности и т.п.

Таким образом, правильно организованная система уроков изобразительной деятельности, систематическая комплексная коррекционная работа, проводимая на занятиях, представляют собой фундамент для всестороннего развития детей, их познавательных и творческих способностей, которые являются предпосылками для успешной социализации учащихся с ОВЗ.


Список литературы:

1. Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. — Москва : РГСУ, 2016. — 364 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2001. - 246 c.

3. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. – М.: Смысл, 2006.-250 с.

4. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. - Киев : Рад. шк., 1988. – 154 с.

5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки: практическое приложение.- Ярославль: Академия детства, 2007. - 96 с.