СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных процессов. Программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных процессов. Программа»





Программа

групповой развивающей работы

для детей младшего школьного возраста

Развитие познавательных процессов

Пояснительная записка

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие- все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

Особую социальную и педагогическую значимости приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

При применении данной программы учитываются следующие принципы:

- принцип учета объема материала, учета особенностей соматического состояния, в первую очередь утомляемость ребенка.

- принцип систематичности занятий.

Групповые занятия, направлены на коррекцию недостатков развития учащихся, имеют общеразвивающие цели:

1. Повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития;

2. Развитие памяти и внимания, мышления;

3. Коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

4. Повышение уровня самооценки.

Кроме того занятия имеют характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения.

Задачи:

1. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

2. Формирование учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Воздействие направленно на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

3. Формирование адекватной самооценки.

Ожидаемый результат:

1. Повышение школьной успеваемости.

2. Повышение уровня познавательных процессов.

3. Успешная адаптация в социум.

Условия реализации:

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Комплексность проведения (игровая деятельность, учебная деятельность, самостоятельная и совместная творческая работа).

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Формы работы:

1.групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

2.количество детей в группе: до 12 человек.

3. продолжительность занятий 25 - 30 минут.

4. возраст детей 10 - 12 лет.

Основные методы работы:

Игры с правилами

Групповая работа

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

Структура занятия: 10 минут упражнения для повышения уровня самооценки, 20 минут упражнения по развитию познавательных процессов.







Конспект занятий

Занятие №1.

Цель: познакомить и заинтересовать детей в дальнейшей совместной деятельности. Дать уверенность в своих силах, творческих способностях.

Дать детям возможность раскрыть свои способности и таланты.

Познакомиться с детьми, предложив такую форму представиться, назвать имя и фамилию и подумать о том, каким живым существом он хотел бы быть и почему?

Предложить детям поиграть, пофантазировать. На доске нарисованы следующие фигуры:

Задание: внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем они ещё могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее. Правильных или неправильных ответов здесь нет. На старт . внимание. Марш.

Игровое упражнение «ХОРОШО – ПЛОХО»

Цель: развитие творческого воображения. Объяснить правила, дав пример. Карандаш – хорошо почему? – можно рисовать, чертить и т.д.

Плохо – почему? Ломается, теряется и т.д.

· Вам предлагается ответить на следующие вопросы. Цель: абстрактного мышления. «Загадки».

- Что написано пером, не вырубишь топором? Что может опровергнуть данную пословицу? (ластик)

- Избушка нова, жильца нет. Жилец появится, избушка развалится. Что это такое? (яйцо)

- Одного матери отца дитя, а никому не сын. Кто это? (дочь)

- Четыре уха и перьев не сосчитать. (подушка)

· Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы?

Цель: уточнить и расширить представления детей о сказках.

Купил семена, приезжайте тянуть.

Хвост нашли, плакать перестал.

Помни, все исчезнет после 12 ночи.

Ушел от зайца, волка и медведя.

Купила самовар, приглашаю к чаю.

Ключ достал, скоро буду.

Обязуюсь впредь мыть посуду.

В гости не приду, забарахлил мотор.

Жена отобрала стрелу, на охоту идти не с чем.

Люблю цветы только красных оттенков.

Ищу братьев после страшного происшествия.

Подложили не свинью, а маленький шарик.

У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно.

Надоело носить на голове посуду.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку, основную половину доделывает сам. (См. приложение 5).



«Волшебный круг». Составление фигур по элементарному изображению

Задание – соберите круг. Упражнение на развитие пространственно - логического мышления.

Занятие № 2

Цель: развитие слуховой памяти, зрительной памяти, развитие сообразительности, воображения и мышления.

Игра: «Поменяемся местами». Игра направлена на развитие умения ставить четкие инструкции и выполнять их, создание положительного эмоционального фона и повышение школьной мотивации.

Задание на развитие зрительной памяти. Дается две таблицы, первая дается для рассмотрения в течении 30 секунд, с установкой на запоминание. Затем дается вторая и задается вопрос: изображение, какого предмета отсутствует на второй таблице?

Что здесь изображено? « Посмотри в дырочку». В середине белого листа вырезается отверстие диаметром – 1 – 1, 5 см. Подбираются картинки. Лист с отверстием накладывается на картинку, дети должны рассматривать картинку только через отверстие, не поднимая листа, а постепенно водя его по всей поверхности картинки в течении 1 минуты. Затем дети по очереди рассказывают, что изображено на картинке. Картинки меняются.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку «Осиновый лист», основную половину доделывает сам. (См. приложение 4).

Игра «Прочти слово»

Ведущий прикрывает от детей написанное на доске слово (печатными буквами) Затем он показывает слово, сдвинув листок так, чтобы приоткрыть только самую верхнюю часть букв. Если никто не может прочесть, листок сдвигается ниже и так до тех пор, пока слово не будет прочитано.



Занятие № 3

Цель: развитие зрительной памяти, развитие речи и мышления

Разминка.

Упражнение « Угадай, что я задумала».

Ведущий задумывает предмет. Дети должны задавать вопросы таким образом, чтобы было легче отгадывать предмет. Привести пример. Ведущий выбирается из детей, взрослый на примере своих вопросов помогает детям угадать предмет и понять систему.

Упражнение «Пословицы»

Цель — развитие речи и мышления

Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны предложить свое объяснение смысла пословицы.

Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нельзя спешить».

А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Пословицы:

1. «Дело мастера боится».

2. «Всякий мастер на свой лад».

3. «На все руки мастер».

4. «Портной испортит — утюг загладит».

5. «Картошка поспела — берись за дело».

6. «Без труда и в саду нет плода».

7. «Каков уход, таков и плод».

8. «Больше дела — меньше слов».

9. «Всякий человек у дела познается».

10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».

11. «Без дисциплины жить — добру не быть».

12. «Заработанный хлеб сладок».

13. «У кого сноровка, тот и действует ловко»

14. «Без начала нет конца».

15. «Без порядка толку нет».

16. «Без работы пряников не купишь».

17. «Глаза боятся — руки делают».

18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».

19. «Без труда нет добра».

20. «Труд — лучшее лекарство».

21. «Терпение и труд все перетрут».

22. «Учение и труд вместе живут».

23. «Учение-свет, а неучение — тьма».

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку «Осиновый лист», основную половину доделывает сам.

Игра «Задачи – шутки»

v Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин?

v Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?

v В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

v Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69)

v В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. ( один получает яблоко в корзине)

v Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле?

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.



Игра «Волшебный круг»

Прочитайте внимательно один раз пары слов написанные на доске.

Шум – вода стол – обед

Мост – река рубль – копейка

Лес – медведь дичь – выстрел

Рой – пчела час – время

Гвоздь – доска река – море

Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе написать, если вспомнят.





Занятие 4

Цель: развитие мыслительных операций обобщение и сравнение, внимания, речи.

Упражнение « Подбери слова»

Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Лиса, бобры, пчела…

Гроза, дожди, снега…

Стоять, смотреть, просить…

Упражнение «Подбери правильное»

К каждому общему понятию подберите одно частное (любое) с безударной гласной в корне слова.

Растения-…

Животные-…

Имена существительные-…

Имена прилагательные…

Глаголы…

Упражнение «Буквы алфавита»

Цель — развитие внимания

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Упражнение «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы), (цель — развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения).

Процедура игры. Как и в предыдущем упражнении, каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы И, Ь (мягкий знак), Ъ (твердый знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щелк, чаща, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.

Замечание к игре: старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре.

Упражнение «Сделайте выводы на основе имеющихся данных»

а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово с ударным гласным. В слове коврик гласный о ударный. Поэтому оно является…(проверочным)

б) В словах: лесная, кормушка, зверята, малыш есть безударные гласные в корне, которые надо проверять. Значит, чтобы написать слова верно, надо…(подобрать проверочное слово)

Упражнение «Ну-ка отгадай!»

Цель — развитие мышления и речи

Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет*.

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй •подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Замечания по игре:

1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Это что?» «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.

2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Упражнение «Картинки-загадки»

Цель — развитие мышления и речи

Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные — садятся на стулья, они должны отгадывать.

Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Упражнение «Определения»

Цель — развитие мыслительных ассоциативных связей

Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними.

Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева выре­зали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д.

Упражнение «Оче-аче-есе-хрясь».

Психолог делит детей на четыре группы. Первая хором говорит: «оче», вторая — «аче», тре­тья — «есе», четвертая — «хрясь». Все должны отработать дружное произношение, затем все четыре группы произ­носят это вместе. Должно получиться чихание.



Занятие 5

Цель: развитие мыслительных операций анализ и синтез, развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете, развитие памяти.

Упражнение «Тень»

Цель — развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».



Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.

Упражнение « Составь слова»

Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Инзелкас - слезинка.

Тоцвек - цветок.

Загор - гроза.

Ратоп - тропа.

Бирг - гриб.

Упражнение «Разведчики»

Цель — развитие наблюдательности, памяти

Процедура игры. Вариант I. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» прохо­дит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был еще показан ему «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.

Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «раз­ведчик» вышел.

Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей.

Упражнение «Послушаем!»

Цель — развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете

Процедура игры. Ведущий:

- Сели! Послушаем, что творится на улице.

- Приготовились, слушаем!

- Кто что слышал?

(Дети в быстром темпе отвечают)

- Спасибо.

- Послушаем, что творится в коридоре. И т. д. и т. п.

- Послушаем, что творится в классе.

- Приготовились. Слушаем!

- Кто что слышал?

- Спасибо.

Упражнение «Проверочное слово»

Запишите из слов каждой строчки сначала проверочные слова, а потом проверяемые. Выдели корень.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.

Упражнение «Канон»

Цель — развитие произвольного внимания.

Процедура игры. Звучит музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада» или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в ко­торой акценты ставятся на первый ударный звук такта).

Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок, на второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

Упражнение «Исправь ошибки»

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рекой весёлое солнце.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.



Занятие 6

Цель: развитие мыслительных операций анализ и синтез, классификация, развитие слухомоторной памяти.

Упражнение «Распредели»

Распредели слова в две группы, подбери проверочные слова.

Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать.

Упражнение «Слова»

Цель: развитие конкретизации

1) Выпиши только те слова, в которых нужно проверить гласную в корне слова.

Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода.

2) Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Упражнение «Запомни движение»

Цель — развитие моторно-слуховой памяти

Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо.

Упражнение «Запомни свою позу»

Цель — развитие моторно-слуховой памяти

Процедура игры. Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.

Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1-1,5 мин). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по сво­им местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.

Упражнение «Послушай тишину»

По первому сигналу ведущего (хло­пок в ладоши) дети топают, кричат и шумят. По второму сигналу (два хлопка) они должны сесть на свои места и слушать тишину. Затем рассказать, что услышали.

Упражнение «Подбери правильное»

1)К каждому общему понятию припишите частное с парной согласной.

Явления природы

Птицы

Животные

Имена прилагательные

Имена существительные

2) Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Чиж, дрозд, голубь, ястреб

Дождь, снег, лёд

Ландыш, камыш, арбуз

Тетрадка, книжка, скрепка

Упражнение «Сделай вывод»

Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что парные согласные на конце или в середине слова надо проверять, так как согласные звук и буква могут не совпадать. В словах пруд, лес, робкий, трубка есть парные согласные. Значит, чтобы написать эти слова верно, надо

б) На конце слов нос, воз, дуб, суп, рукав, жираф пишутся согласные, парные по звонкости- глухости. В словах нос, суп, жираф звуки с, п, ф соответствуют написанным буквам, а в словах воз, дуб, рукав на месте тех же звуков пишутся буквы з, б, в. Делаю вывод: звуки с, п, ф на конце слова перед их написанием надо проверять.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку, основную половину доделывает сам. (См. приложение 2).

Упражнение «Подбери по смыслу»

К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными и наоборот.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.



Занятие 7

Цель: развитие мыслительных операций обобщение и классификация, внимания и памяти.

Упражнение «Найди лишнее»

Распредели слова на три группы, найди лишнее:

автобус, огород, шарф, сапог, степь, сугроб

Упражнение «Слушай и исполняй!»

Цель — развитие внимания и памяти

Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Упражнение «Слова и предложения»

1) К каждому общему понятию подберите частное. (с непроизносимой согласной).

Имена прилагательные -

Имена существительные -

Слова из словаря -

Слова, в которых непроизносимые согласные предполагаются, но не пишутся

2) Для слов каждой строки подберите общий признак.

Бескорыстный, гигантский, доблестный -.

Солнце, счастье, сердце -.

Ужасный, опасный, напрасный -.

3) Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что слова с непроизносимыми согласными надо проверять. В словах звёздный, счастливый, известный есть непроизносимые согласные. Значит, чтобы эти слова написать верно, нужно…

б) В сочетании согласных при изменении слова вкусный - вкусен, непроизносимый согласный не слышится. Значит…

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель — развитие восприятия и памяти

Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам).

Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д.

Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.

Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть. Расскажите про «испорченный телефон».

Занятие 8

Цель: развитие анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентации.

Упражнение «Художник»

Цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Замечания:

Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.

Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.

Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

Упражнение «Слова»

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Солнце - цолнес.

Тростник - росткнит.

Сердце - рецсед.

Грустный - снугрыйт.

Друг - гурд.

2) Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

3) Спиши текст без ошибок. (текст на доске).

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашей местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под окном вкусное сало.

4) Спишите, исправив ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку, основную половину доделывает сам. (См. приложение 6).

Упражнение «Запомни порядок!»

Цель — развитие зрительной памяти

Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные — «зрители».

Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».

После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес.

Занятие 9

Цель: развитие классификации и конкретизации, воображения

Упражнение «Искусство выдумывания историй»

Цель — развитие речи и мышления

Процедура игры.

1) Ребенку или группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, бабушка, девочка, волк и поезд.

2) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п.

3) Ребенку или группе детей предлагается придумать историю, где все, наоборот, по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.

Упражнение «Слова»

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Солнце - цолнес.

Тростник - росткнит.

Сердце - рецсед.

Грустный - снугрыйт.

Друг - гурд.

2) Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

3) Спиши текст без ошибок. (текст на доске).

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашей местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под окном вкусное сало.

4) Спишите, исправив ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Упражнение «Запрет на слово»

Цель — развитие воображения, мышления и речи

Процедура игры. Ведущий (например, педагог, работающий с классом) договаривается с детьми не употреблять в течение дня слово «рука» или «книга». Как только кто-нибудь из участников «заговора» произносит слово, запрещенное в течение этого дня, напротив его имени на доске появляется крест. Суть упражнения состоит в том, что участники должны провоцировать друг друга на употребление именно запрещенного слова. Это требует определенной изобретательности. К тому же надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить оговорки других игроков, а также следить за своей речью.

Эта игра обостряет чувство слова, так как приходится постоянно искать слово-заменитель (синоним).



Занятие 10

Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Цель: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы размером А4, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.



Ход занятия

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

Хорошо видит в темноте, песни поёт;

У неё хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Упражнение «Кисочки»

Дети стоят в круге на корточках. Руки должны соприкасаться с руками соседа большими и ука­зательными пальцами. Начинает ведущий: «Ты любишь кисочек?» Отвечает сосед. Ведущий: «А есть из их мисо­чек?» Если кто-то засмеется, начинают сначала. Заключи­тельная фраза: «У них в тарелках вискас».

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

Кто изображён на картине? Где происходит действие?

Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку «Кошку», основную половину доделывает сам. (См. приложение 7).

В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Занятие 11

Цель: развитие слуховой памяти, зрительной памяти, развитие сообразительности, воображения и мышления.

Упражнение "Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно".

Инструкция: Возьми в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Какрандаш от листа отрывать нельзя.



Придумайте 3-5 различный вариантов описания того, что изображено на рисунке.

Проявите свои креативные способности.

Реально для каждого изображения возможно по 20-30 различных толкований.

Упражнение «Запомни движение» (цель — развитие моторно-слуховой памяти).

Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо.

Упражнение «Ну-ка отгадай!»

Цель — развитие мышления и речи.

Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет*.

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй •подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Замечания по игре:

1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Это что?» «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.

2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку «Осиновый лист», основную половину доделывает сам. (См. приложение 1).

Упражнение «Запомни движение»

Цель — развитие моторно-слуховой памяти

Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать — поднять руки — опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо - повернуть голову прямо.

Упражнение «Мы такие разные»

Ведущий просит детей сложить лист пополам, оторвать верхний правый угол, повторить это 4 раза. Затем нужно раскрыть свои листочки и обсудить, чья сне­жинка кому понравилась. Затем все снежинки кладутся в круг, и дети с закрытыми глазами выбирают себе по одной. На них можно написать пожелания.





Занятие 12

Цель: развить внимание, память, графических умений и творческое мышление через совместное игровое взаимодействие.

Игра «Встаньте те, у кого...»

Ведущий предлагает встать около стульев тем у кого есть: в имени звук «О»; черные шнурки на ботинках; зеленый цвет в одежде; кто одет в брюки, юбку; у кого светлый цвет волос; кто родился весной и т.д.

Игра «Найди слово»

Цель: развитие умения определять связи между буквами и цифрами, объединяя их в слова.

Психолог пишет на доске ряд букв и предлагает ребятам найти в строке спрятавшиеся слова.

БСОЛНЦЕИТРИАНСТОЛВКАОСА

ВКОШКАРГОРАИТОКНООГОРА

ЛРЕКАЕВЕСНААСТУЛДВОРОНА

Игра «Веселые ассоциации»

Цель: развитие умения определять связи и отношения между словами.

Психолог предлагает ребятам найти общее между словами, начинать необходимо с простейших связей, например: нос-уши (голова, органы чувств); дождь-град (вода, осадки), зависть-трусость (чувства человека), зима-весна (времена года), ворона-воробей (птицы).

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Упражнение «Распредели слова»

Распредели слова на три группы, найди лишнее:

Мяч, футбол, солнце, сад, ворота, вода, плавание, пляж, волейбол, растение.

Игра «Солнышко»

Дети, стоя в кругу, кладут ладошки друг на друга – получается солнышко. Затем каждый убирая свои ладошки, произносит пожелание.

Упражнение 13

Цель: развитие анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентации.

Упражнение «Художник»

Цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Замечания:

Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.

Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.

Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

Упражнение «Цветовая гамма»

Предложить назвать цветовую гамму, соответ­ствующую стихам, например, «Осень», «Зимнее утро», «Зим­ний вечер» А.С. Пушкина; «Весенние воды» Ф.И. Тютчева.

Упражнение «Слова»

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Книга - никаг

Мечта - четам

Картина – тикарна

Закладка – клазадка

Листья – тьялис

2) Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

3) Спиши текст без ошибок. (текст на доске).

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашей местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под окном вкусное сало.

4) Спишите, исправив ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие зрительно пространственной ориентации, графических навыков, речевого внимания.

На занятие ребенок рисуют по клеточкам под диктовку, основную половину доделывает сам. (См. приложение 6).

Упражнение «Запомни порядок!»

Цель — развитие зрительной памяти

Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные — «зрители».

Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».

После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес.

Упражнение 14

Цель: развитие произвольного внимания, памяти и тонкой моторики пальцев рук.

Игра «Здравствуй, друг».

Каждый участник группы приветствует всех каким-либо образом, и все повторяют этот вариант приветствия. Приветствие может быть вербальным и невербальным.

Игра «Корректурная проба с чередованием правил вычеркивания букв».

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: бланк с корректурной пробой.

Ребята, а теперь давайте поиграем в такую игру:

Вот вам шифровка, первые 5 минут вычеркивайте букву «С», следующие 5 минут – «К», затем поочередно вычёркивайте букву «С» вертикальной линией, а «К» - горизонтальной, а еще через 5 минут наоборот.

Игра «Замок»

Цель: развитие тонкой моторики пальцев рук.

Психолог выполняет совместно с детьми следующее упражнения, произнося следующие слова:

На двери весит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули,

(локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)

Покрутили,

(кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

Постучали (постукивают друг друга основания ладоней)

И открыли!

(пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)

Игра «Запомни»

Цель: развитие памяти на основе мнемического приема «группировка».

Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, психолог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, например «У», затем предлагает разбит на удобные группы и прочитать (ЖУНУЛУ-ПУВУТУ). Ответ необходимо записать, отбрасывая гласные.

Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.

Игра «Живые деревья».

Цель: развитие произвольности, снятие эмоциональной напряженности.

«Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет, называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превратился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь – как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в …деревья. Кто в тонкую березу, кто – в могучий дуб, кто – в яблоньку… Подумайте, в какое дерево вы хотели бы превратиться… Встаньте и представьте, что вы деревья… Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки…(Все движения психолог делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колышутся…Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят… Мы красивые, сильные деревья… Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам… А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настроение у нас остается легкое и радостнее! Пожалуйста, садитесь на места».

Упражнение «Запрет на слово»

Цель — развитие воображения, мышления и речи

Процедура игры. Ведущий (например, педагог, работающий с классом) договаривается с детьми не употреблять в течение дня слово «рука» или «книга». Как только кто-нибудь из участников «заговора» произносит слово, запрещенное в течение этого дня, напротив его имени на доске появляется крест. Суть упражнения состоит в том, что участники должны провоцировать друг друга на употребление именно запрещенного слова. Это требует определенной изобретательности. К тому же надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить оговорки других игроков, а также следить за своей речью.

Эта игра обостряет чувство слова, так как приходится постоянно искать слово-заменитель (синоним).

Разминка «Если бы я был художником...».

Каждый ре­бенок говорит, кого бы он нарисовал (маму, папу, бабушку, друга, учителя, сегодняшний день, свое настроение) и ка­ким цветом, если бы был художником. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Так формируются ассоциативные связи между яв­лением действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Разминки могут проводиться по ходу занятия. Темп их должен быть достаточно быстрым, ибо важна опора на пер­вичность реакции. Такие упражнения не требуют глубоко­го логического осмысления, они — база для следующего этапа — составления цветовых композиций.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, концентрации.

Оборудование: рисунки, набор счетных палочек (не менее 30 штук желательно одного цвета).

Психолог выбирает образец, шаблон и кладет его перед ребенком. Задача ребенка состоит в том, чтобы выложить из палочек «лабиринт» так, как показано на образце.

Упражнение «Составление цветовых композиций»

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий зима, лето, осень, весна на основе цветовой гаммы, характер­ной для этих времен года.

Задание 2. Составить цветовую композицию понятий тепло, холод, снег, огонь, свеча, лед, мороз, жара на основе эмоционального и психологического их восприятия.

Рефлексия своих чувств на момент прощания.

Занятие 15

Тема: «Выставка рисунков»

Цели и задачи: развивать креативность детей, отвлечь их от конкретных образов. Учить выделять существенное в межличностном общении.

Материал: краски, карандаши, альбомные листы.

Детей необходимо разделить на несколько групп. Затем задать вопрос: Какие у весны звуки (цвет)? После этого каж­дой группе дается определенный звук (цвет), который она должна будет представить, нарисовав его, подобрав геометри­ческую форму, запах, музыку. Затем проводится обсуждение

Упражнение «Рисунок руками»

Цель: развитие интереса к собственному телу.

Задачи. Снять мышечное напряжение. Выявить возмож­ности пальцев рук. Совершенствовать мелкую моторику.

Педагог спрашивает детей о возможностях их пальцев. Объясняет функции руки, в том числе при рисовании, пись­ме, других действиях. Говорит о том, что пальцами рук еще можно рисовать без кисточки. Объясняет технологию. Про­сит детей выполнить задание на свободную тему.

После этого проводится выставка работ. В конце заня­тия подводятся итоги.

Упражнение « Выставка работ»

Цель: развитие группового общения.

Задачи. Учить детей корректно высказывать свое мнение, адекватно спорить и делать выводы в процессе общения.

Предварительно выставляются (вывешиваются) рабо­ты детей. Под ними указываются имя и первая буква фа­милии автора, номер работы.

Учитель просит в течение 15—20 минут внимательно посмотреть на все работы, оценить их и обозначить оцен­ку: звездочкой — понравилась, кружком — не вызвала ни­каких эмоций, квадратиком — не понравилась (оценки за­писываются на доске). Каждому ученику выдается листок с нумерацией (1, 2, 3 и т.д.), в зависимости от количества выставленных работ.

Затем все садятся за парты, и начинается обсуждение: учитель показывает картинку (поделку), называет ее номер и спрашивает у каждого его оценку, просит обосновать ее. Предлагает поспорить, но предупреждает об уважении к оппоненту.

В конце занятия детей просят сделать вывод по всему занятию, а также обязательно хвалят авторов каждой ра­боты.

Сеанс релаксации «Спокойствие»

Начинается упражнение с расслабления тела. Ведущий го­ворит: «Вы спокойны, почувствуйте, как приятный покой наполняет грудную клетку. Он разливается по всему телу. На душе легко и спокойно. Вы растворяетесь в тепле и покое. Вы учитесь владеть свой волей, настроением. Вы всегда спокойны, уравновешенны, уверены в себе. Посте­пенно спокойствие становится главной чертой вашего характера. С каждым днем улучшается настроение, само­чувствие. С каждым разом состояние спокойствия появ­ляется быстрее».



Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3





Приложение 4





Приложение 5





Приложение 6

36