Исследовательская работа на тему – «Развитие прыгучести акробатов при помощи специально-подготовительных упражнений».
Исполнитель: студент 2 курса группы ФК – 22 Чернуха Данила Игоревич.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Постоянный рост спортивных результатов предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов. Изыскание все более совершенных форм, средств и методов подготовки позволяет добиваться значительных успехов в избранном виде спорта.
На сегодняшний день не все виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями подготовки спортсменов, к их числу можно отнести и спортивную акробатику, где проблема построения многолетнего тренировочного процесса является актуальной.
В этой связи выбор направления данного исследования является обоснованным.
Тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации - важная ступень на пути становления мастерства спортсмена, и от того, насколько эффективно он выстроен, во многом будет зависеть реализация намеченной перспективной цели.
Прыгучесть - очень важное качество во многих видах спорта. Многие авторы считают, что прыгучесть занимает важное место в спортивной тренировке акробатов-прыгунов. Это качество - довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено.
Объект исследования: процесс развития прыгучести акробатов.
Предмет исследования: комплекс специально-подготовительных упражнений для развития прыгучести акробатов.
Цель исследования: практическое изучение процесса развития прыгучести акробатов средствами специально-подготовительных упражнений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специализированную литературу.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития прыгучести акробатов.
3. Подготовить комплекс специально-подготовительных упражнений для развития прыгучести акробатов.
4. Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития прыгучести в спортивной тренировке акробатов», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической источников показывает, что на сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития прыгучести акробатов. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации прыжковой подготовки акробатов далеко еще не исчерпаны.
Во всех акробатических упражнениях используются, по существу, одни и те же методы тренировки. Однако условия и особенности работы мышц в каждом виде упражнений далеко не одинаковы. Они различаются количеством привлекаемых к работе мышечных групп, характером проявления двигательного усилия, возможностями для экономизации энергозатрат во время работы.
Для реализации рассмотренных преимуществ выполнение специальных упражнений требует к себе с самых первых повторений особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как по форме – амплитуде, рисунку, так и по содержанию – усилиям и ритму осмысленного исполнения. Чем больше сходства между специальным и соревновательным упражнением, тем легче перенести и полнее использовать новые приобретенные качества и навыки, тем быстрее будут улучшаться достижения и спортивные результаты в соревнованиях.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития прыгучести акробатов специально-подготовительными упражнениями» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития прыгучести в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития прыгучести, выделить тесты для оценки показателей уровня развития прыгучести, которые доступны для акробатов.
На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования прыгучести были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень развития прыгучести занимающихся, на текущий момент:
Тест 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
Тест 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.
Тест 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.
Тест 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками.
Тест 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.
(слайд)
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров по акробатике помогли подобрать круг наиболее эффективных для развития прыгучести акробатов средств, были подобраны следующие упражнения:
1. Специальные прыжковые упражнения без отягощения
1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130–160 см – 10–15 раз.
2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы – 12–15 раз.
3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8–10 раз.
4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу.
5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок).
6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу.
2. Специальные прыжковые упражнения с отягощением
1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге.
2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой.
3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток.
3. Прыжки через препятствия
Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке, ученику необходимо развить наибольшую начальную скорость полета тела и направить ее под выгодным (оптимальным) углом к горизонту.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части курсовой работы показал, что по характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.
Прыжок как физическое упражнение – баллистическое действие. В качестве снаряда выступает собственное тело человека. Результат прыжка зависит от веса (массы) тела, длины пути действия силы (следовательно, длины ног), предварительной инерции (скорости разбега), координации усилий (техники движений) и скорости отталкивания.
Анализ научно-методической литературы и опыт практики показывают, что вопросы, связанные с рациональным использованием средств и методов специальной физической подготовки юных акробатов на этапе начальной спортивной специализации разработаны недостаточно.
Проблема усложняется большим количеством узких специализаций в данном виде спорта.
Благодарю за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы!