Консультация для родителей
«Развитие речи дошкольников в игре»
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Словесные речевые игры
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.
Угадай, кто мой друг
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети (или взрослые) пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
Скажи по-другому
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
Игра «Чёрный ящик»
Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что …», «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Аккуратность человека красит.
— Маленькое дело лучше всякого безделья.
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Игра «Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …
Игра «Ответь за одну минуту»
1 вариант 2 вариант
- Назови «самолёт» Хоттабыча. – Как зовут жену аиста.
- Что всё время теряет бабушка? — В какой сказке герой сделан из муки?
- Как зовут жену селезня? — Как называется наш детский сад?
- На какой улице ты живёшь? — Берёза – это плодовое дерево?
- Назови детёныша овцы. – Назови «самолёт» Бабы Яги.
- Как зовут твою маму? — Какое сейчас время года?
Игра «Кто самый сообразительный?»
Вопросы на активизацию логического мышления:
- Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?
— Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?
— Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?
— Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?
— Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?
Задание «Составь предложение с союзом «а»
Взрослый называет пары предметов:
- газета и кастрюля — расчёска и галстук — вилка и ложка
— лопата и ведро — собака и кот — карандаш и ручка
Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».