Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках математики, чтения и окружающего мира»
Доклад «Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках математики, чтения и окружающего мира»
Барабанова С.В.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики»
К.Д.Ушинский
Творческие задания на уроках окружающего мира:
- Наблюдение
- Творческое рассказывание
- Моделирование
- Сюжетно-ролевые игры
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что … ( пожелтели листья на осинке )
Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что… ( фруктов много, много угощенья )
Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что … ( снова в школу, вот как получается )
Дополни строки стихотворения Спиридона Дрожжина:
... сверкает
...дня
... устилает
... поля.
... замирает
... лес.
... сверкает
... небес.
Игра "Круглый стол”
- Больше всего в себе мне нравится…
- Я такой же, как все, потому что…
- Я хотел быть… Моя любимая игра…
- Мне кажется, что мое имя означает…
- Я бы хотел узнать о…
- Мне грустно, когда…
- Я хотел бы быть более…
- Когда-нибудь, я надеюсь…
Игра "Загадай желание"
- Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
- Если бы я стал птицей, я бы …
- Если бы я был деревом, я бы…
- Если бы я был машиной, я бы…
- Если бы я был нашей страной, я бы…
- Если я бы был иностранным государством, я бы…
- Если бы я был игрой, я бы…
- Если бы я был фильмом, я бы…
- Если бы я был бы цветом, я бы…
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка»
В. А. Сухомлинский
Исследование, как способ обучения, возникает при соблюдении следующих условий:
- отсутствует очевидность ответа и результат достигается только с помощью полученных ранее знаний;
- ученик встречает препятствие, в результате создаётся ситуация поиска, исследования;
- при исследовании допускается высказывания разных версий и предположений, в ходе обсуждения которых рождается общий вывод;
- учитель при исследовании определяет общее направление поиска, помогает определить объективность и существенность доказательств
Результативные способы формирования исследовательских навыков:
- Учебная поисковая деятельность
- Проблемный метод
- Игра
- Проектирование
- Моделирование
- Эксперимент
Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения:
урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции;
- презентации;
- выступления;
- выставка достижений .
Темы исследований можно объединить в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей, это то, что написано в книгах и др.;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.