СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор рассматривает развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, при использовании техники «квиллинг». Известно, что творчество в жизни ребенка дошкольного возраста играет одну из важных ролей. Это связано с тем, что ребенок по своей природе – исследователь, он открыт к тому, чтобы творить. Так, творчество в дошкольном возрасте проявляется особо сильно и ярко. В связи т чем, многие психологи рассматривают творчество как детскую способность, которая с ними с рождения, но которую необходимо развивать в дальнейшем.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг».»

Саввинова Виктория Поликарповна

педагог-психолог МБДОУ детский сад «Туллукчаан» с. Чурапча Чурапчинский улус Республика Саха (Якутия)

[email protected]

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг».

Аннотация. В данной статье автор рассматривает развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, при использовании техники «квиллинг». Известно, что творчество в жизни ребенка дошкольного возраста играет одну из важных ролей. Это связано с тем, что ребенок по своей природе – исследователь, он открыт к тому, чтобы творить. Так, творчество в дошкольном возрасте проявляется особо сильно и ярко. В связи т чем, многие психологи рассматривают творчество как детскую способность, которая с ними с рождения, но которую необходимо развивать в дальнейшем.

Ключевые слова: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное мышление, пространственное мышление, мелкая моторика, полушария головного мозга.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами (ФГОС ДОО) дошкольные образовательные учреждения несут ответственность за качество достижения их воспитанниками уровня развития с учетом индивидуальных возрастных способностей. Такая ситуация требует от педагогических работников, реализации новых технологий в своей профессиональной деятельности, а также им необходимо заниматься постоянным саморазвитием и находится в поиске новых творческих решений, которые им будут полезны в работе с детьми. Все это вместе позволит воспитанникам овладеть качествами, необходимыми для успешного обучения в школе.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие творческих способностей взаимосвязано с уровнем развития интеллекта, мышления, которые могут быть сформированы у детей при помощи использования техники квиллинг.

Цель данной работы заключалась в том, что мы определяли эффективныепедагогические условия творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством техники «квиллинг».

Для решения этой цели мы поставили следующие задачи:

  • изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;

  • выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

  • определить эффективные методы и средства развития творческих способностей;

  • провести оценку и анализ проведенного исследования.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у дошкольников старшего возраста.

Предметом выступают педагогические условия использования техники «квиллинг» для развития творческих способностей у дошкольников.

Для подтверждения нашей мысли, мы установили гипотезу, о том, что использование техники «квиллинг» для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии:

  • включении данной техники в содержание кружковой работы и в процесс самостоятельной художественной деятельности детей;

  • организации совместной деятельности педагогов дошкольного учреждения в образовательном процессе с детьми через мастер-классы, творческие лаборатории, выставки, оформление групп;

  • использование техники при совместной деятельности детей и родителей (реализация совместных проектов, выставки совместных работ, семейный досуг).

Базой исследования, где проводилась опытно-экспериментальная часть сталМБДОУ ЦРР д/с «Туллукчаан» с. Чурапча.

В данном учреждении был проведен анализ закономерности развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Было изучено использование техники «квиллинг» в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также проведен анализ системы внедрения техники «квиллинг» в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Изучив теоретическую часть даннойпроблемы, мы пришли к выводу, о том, что творчество – создание чего-то на основе того, что есть, того, но чего еще не было.

В практической части мы провели исследование диагностики исходного уровня развития творческих способностей. Для выявления проблемы использовали методы и методики,направленные на средний и старший дошкольный возраст, и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей.


Диаграмма 1 Результаты исследования по методике «Солнце в комнате»

авторы - В. Синельников, В. Кудрявцев

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию вербального и реального в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.


3 детей показали - высокий уровень это - 30%,

3 детей - средний уровень –это 30%

4 детей – низкий уровень составляет 40%


Диаграмма 2 Результаты исследования, по выявлению уровня развития творческого воображения(Автор Элис Пол Торренс)



Цель: исследование уровня развития творческого воображения.

2 детей - высокий уровень, что составляет – 20%,

4 детей - средний уровень –это 40%

4 детей – низкий уровень составляет 40%


Диаграмма 3 Результаты теста по выявлению

параметров творческого мышления. Автор Элис Пол Торренс

Цель: Исследование параметров творческого мышления, что позволит изучить параметры творческого мышления.

У 2 детей – высокий уровень, что составляет - 20%,

У 4 детей – средний уровень –это 40%

У 4 детей – низкий уровень – 40%


Формирующий этап.

Итоги констатирующего этапа говорят о необходимости проведения работы сцелью развития творчества способности у старших дошкольников.

Цель формирующего эксперимента: определение эффективности занятий по квиллингу, в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проводимого исследования были выдвинуты следующие задачи:

  • формирование и развитие эстетического восприятия;

  • обучение детей различным ручным навыкам, необходимым для творчества;

  • развитие и формирование интереса к новой методике конструирования из бумаги;

  • развитие воображения и самостоятельности при работе в технике «квиллинг».

На основании полученных результатов, констатирующего этапа, нами был составлен план работы формирующей части, направленной на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой гипотезы о влиянии обучения детей технике «квиллинг» на развитие творческих способностей была проведена следующая работа:

    • разработан перспективный план занятий по решению задач обучения технике «квиллинг» и развитию творческого воображения;

    • на основе данного плана разрабатывались и реализовывались занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста, технике «квиллинг», с целью развития их творчества;

    • активно проводится работа с родителями, по решению задач развития творческого воображения детей посредством обучения их технике «квиллинг» (анкетирование, собеседование, посещение занятий и др.)

Программа кружка является авторской программой художественно- эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., Хелен Уолтер., Д.Чиотти, Ханны Линд, А.Быстрицкая, Джейн Дженкинс, О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.

В ее основу заложены принципы доступности, перспективы, наглядности, прочности овладения знаниями, умениями, навыками, систематичности и последовательности, новизны.

В конце исследования нами был проведен сравнительный анализ.

Для достоверности эффективности проведенного исследования мы сделали сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. По результатам данного анализа, было отмечено, что показатели у детей повысились, так по всем методикам низкого уровня не стало.


Диаграмма 4 Результаты исследования по методике

«Солнце в комнате» (авторы - В. Синельников, В. Кудрявцев)




На данном этапе эксперимента результаты дошкольников таковы:

  • 3 детей - высокий уровень, что составляет - 30%;

7 детей - средний уровень – это 70%.











Диаграмма 5 Результаты исследования, по выявлению уровня развития творческого воображения (автор Элис Пол Торренс)

После проделанной работы, результат диагностики, показал следующие уровни творческого развития детей старшего дошкольного возраста:

  • у 4 детей – высокий уровень, что составляет - 40%;

  • у 6 детей – средний уровень – это 60%.


Диаграмма 6 Результаты теста по выявлению параметров творческого мышления

(автор Элис Пол Торренс).



Результаты теста, по выявлению параметров творческого мышления, детей старшего дошкольного возраста, на данном этапе таковы:

  • 2 детей - высокий уровень, что составляет - 20%;

  • 8 детей - средний уровень – это 80%.


Результаты диагностики на начало года и конец года

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что если систематически, целенаправленно, планомерно обучать детей дошкольного возраста технике «квиллинг» в кружковой работе, то можно развить у них творческое воображение.

Исходя из анализа проведенного нами педагогического эксперимента, мы пришли к выводу о том, что использование техники «квиллинг» в работе по развитию творческого воображения детей дает положительные результаты, при организации и выполнении определенных условий. Также это способствует формированию таких качеств личности ребенка, как: настойчивость, усидчивость, аккуратность, развитиеэстетического вкуса.

Таким образом, можно говорить о том, что использование различных методов педагогической диагностики творческих способностей вдеятельности педагога, способствует,понимаю того, какой уровень развития творческих способностей у дошкольника. Помимо этого, происходит и получение ими новых знаний. Педагогическая диагностика творческого воображения – это целенаправленная работа, направленная на формирование творческих способностей, это единство воспитания и обучения;

  • на основе теоретического анализа и обобщения, знакомства с методиками диагностики и методиками развития творческих способностей, нами был разработани внедрен в педагогическую деятельность цикл занятий, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

  • общий вывод по развитию творческих способностей детей, был сделан на основе анализа результатов методик педагогической диагностики;

Опираясь на полученный результат проведенного исследования, можно говорить о том, что установленная нами гипотеза подтвердилась. С помощью педагогической диагностики мы смогли выявить уровень развития творческих способностей дошкольников.



Списокиспользованной литературы


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от - 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 №1155.

  3. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.

  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320с.

  5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК., 2003.

  6. Букина, С. Квиллинг 3D. Магия волшебных завитков / С. Букина, М. Букин. - М.: Феникс, 2014. - 609 c.

  7. Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих / Светлана Букина. - М.: Питер, 2016. - 128 c.

  8. Васильева К.В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста/ К.В. Васильева, Д.А. Гусев//Успехи современного естествознания. 2015. - № 8. – С .78 – 85

  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.. Топоркова И.Г. и др. Готов ли ваш ребенок к школе?.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2007.

  11. Гермогенова М. Д. Основы общей психологии: Курс лекций. Якутск: Изд-во якутского ун-та, 2006. - 201с.

  12. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.

  13. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. Развитие творческих способностей дошкольников методическое пособие. М: ТЦ сфера, 2010-128с. (библиотека воспитателя).

  14. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.

  15. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

  16. Захарова Н. И. Мультимедийная сказка, как средство развития творческих способностей дошкольников/ Н.И. Захарова// Молодой ученый. 2014. – № 21. С. 141-145

  17. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с.

  18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

  19. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников; М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

  20. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М., 1996. - 118 с.

  21. Лебедева, О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О.А. Лебедева. - М.: Классик стиль, 2004.