СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов

 «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»

 

 

 

 

                                                                                                   

                                                                         

 

                                                 

                                                           

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мещерино –1

2021

        Развитие творческого потенциала дошкольников

средствами народного искусства

 

       Искусство является составной частью духовной культуры и важным средством осознания мира и духовного развития личности. Актуальной задачей современной педагогики является поиск путей для максимальной реализации возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. В них происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.).

Как известно, искусство − это высшая форма освоения мира, которая формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире. Это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности.

Наибольшей силой педагогического воздействия обладает ядро народного художественного творчества - народное искусство. Оно должно рассматриваться в совокупности двух важнейших аспектов - эстетического и духовно - нравственного. Эстетическое воспитание дошкольников всегда сопрягается с нравственным воспитанием, т.к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями.  

Красота, помимо чисто эстетического своего назначения, выступает еще и как один из регуляторов человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте дошкольники интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности ребенка.  

    Воздействие народного искусства на формирование личности дошкольника следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: утилитарной функцией - изделия, необходимые в быту; праздничной - многие предметы и их украшающие орнаментальные композиции связаны с определенной системой представлений, обычаев, верований; эстетической и т.п. Но в любом случае сохраняется единый принцип: единство человека и его народа, единство традиций и преемственности поколений.

      Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания, художественного развития ребенка, развития его творческого потенциала.

      Народное искусство в основе различных видов художественно-творческой деятельности эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу развития у детей творческого потенциала, мы должны помнить, что это возможно лишь на основе эстетического восприятия. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благодатную почву.

     Другим психическим процессом, имеющим значение для успешного осуществления творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Образность отражения предметов и явлений - главное достоинство. Народное искусство, в котором декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде способствует развитию наглядно - образного мышления ребенка.

     Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой творческой деятельности на материале народного искусства - потребность в общении. Необходимо так организовать работу с детьми, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п. Во время музыкальной деятельности не боялись исполнять произведения, импровизировать.

     Принято выделять несколько базовых компонентов народного искусства:

  • фольклор (устное народное творчество);
  • изобразительное         искусство         (в         т.ч.         декоративно-прикладное искусство);
  • народное праздничное искусство (прежде всего традиции празднования православных дат и праздников годового земледельческого цикла).

Разумеется, все перечисленные компоненты очень тесно переплетены, находятся в состоянии взаимовлияния и взаимопроникновения. Рассмотрим каждый компонент:

        Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX века. Он происходит от английского выражения folk-lore («народное знание», «народная мудрость»). Фольклор - понятие собирательное. Нередко в фольклорных произведениях соединяются элементы различных видов народного искусства - словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Поэтому для обозначения фольклора принято использовать также термин устное народное творчество.  

         Педагогическую ценность русского фольклора невозможно переоценить. Особенно важно, что средствами фольклора воспитание осуществлялось уже с раннего возраста, о чем свидетельствуют богатые традиции поэзии пествования, т.е. материнского фольклора.  

         Материнский фольклор занимает очень большое место в массиве фольклорных произведений, созданных русским народом. М.М. Бахтин определяет материнский фольклор так: «Это произведения, созданные взрослыми для разностороннего общения с маленькими детьми (до 6-7 лет). Такое общение включает развлекательные и воспитательные аспекты. Произведения материнского фольклора побуждают ребенка к физическим действиям (определенным движениям), вызывают интерес к слову и мелодии, будят воображение, доставляют эстетическое удовольствие».

           Материнский фольклор отличается исключительным жанровым богатством и своеобразием. Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Некоторые исследователи относят к материнскому фольклору сказки и загадки (разумеется, ориентированные на детский возраст). В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. Особая педагогическая ценность русского детского фольклора состоит в том, что это самые первые фольклорные произведения в жизни малыша. Они сопровождают ребенка с первых дней жизни, естественно приобщают каждое новое поколение к духовной национальной традиции на том возрастном этапе, когда сам ребенок еще не может быть автором фольклорного произведения. Благодаря ярким, метким прибауткам, пестушкам, колыбельным песням дети впитывают любовь к родному краю, к его культуре и языку буквально «с молоком матери».  

         Великолепное средство воспитания дошкольников - русские народные сказки. В народных сказках мы находим тот самый «добру молодцу урок», основа которого - гордость за свой народ и Отечество. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия русского народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

         Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное – значит, употребляющееся в жизни, декоративное – значит, украшающее жизнь. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Ученые не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии, что особенно присуще работам народных мастеров. Многие произведения, которые содержат все вышеназванные средства народного декоративно– прикладного искусства маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса, творческого потенциала и в руководстве их художественным творчеством. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

В народном декоративно–прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Произведения народного декоративно-прикладного искусства играют важную роль в творческом развитии детей дошкольного возраста: развитии творческого потенциала, способностей, в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»»

Консультация для педагогов

 «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»

                                                                                                   

                                                                       

        Развитие творческого потенциала дошкольников

средствами народного искусства

       Искусство является составной частью духовной культуры и важным средством осознания мира и духовного развития личности. Актуальной задачей современной педагогики является поиск путей для максимальной реализации возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. В них происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.).

Как известно, искусство − это высшая форма освоения мира, которая формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире. Это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности.

Наибольшей силой педагогического воздействия обладает ядро народного художественного творчества - народное искусство. Оно должно рассматриваться в совокупности двух важнейших аспектов - эстетического и духовно - нравственного. Эстетическое воспитание дошкольников всегда сопрягается с нравственным воспитанием, т.к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями.  

Красота, помимо чисто эстетического своего назначения, выступает еще и как один из регуляторов человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте дошкольники интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности ребенка.  

    Воздействие народного искусства на формирование личности дошкольника следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: утилитарной функцией - изделия, необходимые в быту; праздничной - многие предметы и их украшающие орнаментальные композиции связаны с определенной системой представлений, обычаев, верований; эстетической и т.п. Но в любом случае сохраняется единый принцип: единство человека и его народа, единство традиций и преемственности поколений.

      Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания, художественного развития ребенка, развития его творческого потенциала.

      Народное искусство в основе различных видов художественно-творческой деятельности эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу развития у детей творческого потенциала, мы должны помнить, что это возможно лишь на основе эстетического восприятия. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благодатную почву.

     Другим психическим процессом, имеющим значение для успешного осуществления творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Образность отражения предметов и явлений - главное достоинство. Народное искусство, в котором декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде способствует развитию наглядно - образного мышления ребенка.

     Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой творческой деятельности на материале народного искусства - потребность в общении. Необходимо так организовать работу с детьми, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п. Во время музыкальной деятельности не боялись исполнять произведения, импровизировать.

     Принято выделять несколько базовых компонентов народного искусства:

  • фольклор (устное народное творчество);

  • изобразительное         искусство         (в         т.ч.         декоративно-прикладное искусство);

  • народное праздничное искусство (прежде всего традиции празднования православных дат и праздников годового земледельческого цикла).

Разумеется, все перечисленные компоненты очень тесно переплетены, находятся в состоянии взаимовлияния и взаимопроникновения. Рассмотрим каждый компонент:

        Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX века. Он происходит от английского выражения folk-lore («народное знание», «народная мудрость»). Фольклор - понятие собирательное. Нередко в фольклорных произведениях соединяются элементы различных видов народного искусства - словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Поэтому для обозначения фольклора принято использовать также термин устное народное творчество.  

         Педагогическую ценность русского фольклора невозможно переоценить. Особенно важно, что средствами фольклора воспитание осуществлялось уже с раннего возраста, о чем свидетельствуют богатые традиции поэзии пествования, т.е. материнского фольклора.  

         Материнский фольклор занимает очень большое место в массиве фольклорных произведений, созданных русским народом. М.М. Бахтин определяет материнский фольклор так: «Это произведения, созданные взрослыми для разностороннего общения с маленькими детьми (до 6-7 лет). Такое общение включает развлекательные и воспитательные аспекты. Произведения материнского фольклора побуждают ребенка к физическим действиям (определенным движениям), вызывают интерес к слову и мелодии, будят воображение, доставляют эстетическое удовольствие».

           Материнский фольклор отличается исключительным жанровым богатством и своеобразием. Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Некоторые исследователи относят к материнскому фольклору сказки и загадки (разумеется, ориентированные на детский возраст). В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. Особая педагогическая ценность русского детского фольклора состоит в том, что это самые первые фольклорные произведения в жизни малыша. Они сопровождают ребенка с первых дней жизни, естественно приобщают каждое новое поколение к духовной национальной традиции на том возрастном этапе, когда сам ребенок еще не может быть автором фольклорного произведения. Благодаря ярким, метким прибауткам, пестушкам, колыбельным песням дети впитывают любовь к родному краю, к его культуре и языку буквально «с молоком матери».  

         Великолепное средство воспитания дошкольников - русские народные сказки. В народных сказках мы находим тот самый «добру молодцу урок», основа которого - гордость за свой народ и Отечество. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия русского народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

         Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное – значит, употребляющееся в жизни, декоративное – значит, украшающее жизнь. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Ученые не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии, что особенно присуще работам народных мастеров. Многие произведения, которые содержат все вышеназванные средства народного декоративно– прикладного искусства маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса, творческого потенциала и в руководстве их художественным творчеством. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

В народном декоративно–прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Произведения народного декоративно-прикладного искусства играют важную роль в творческом развитии детей дошкольного возраста: развитии творческого потенциала, способностей, в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.