Развитие творческого потенциала личности
на уроках физической культуры.
Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победой…
И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден.
Г.А. Гуковский
В обществе назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребенок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии. Как научить школьника «творить себя», помочь в раскрытии личностного потенциала? Какие условия для творческого саморазвития школьников необходимы в учебном процессе? Проблема творчества и развития творческого потенциала личности очень интересны, поэтому я выбрала данную тему. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, а целенаправленная работа по развитию творчества способствует приобретению знаний, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень развития физической культуры личности, формирует навыки и опыт самостоятельной работы.
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. Для того чтобы ученик активно участвовал в школьной жизни, творчески подходил к решению поставленных задач необходимо расширять средства, методы и приемы. А это предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности учителей школы.
Цель: сформировать творческий потенциал школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
Поддерживать и развивать интерес к предмету.
Формировать эстетические и двигательные интересы детей в играх.
Развивать в учащихся творческое воображение и мышление.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки и укрепления здоровья.
Формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что её результаты позволяют установить эффективность процесса формирования и развития творческой активности у учащихся на уроках физической культуры, использование которых значительно повышает интерес учащихся к урокам, улучшает посещаемость, создает реальные предпосылки для творческой работы по саморазвитию, физическому совершенствованию.
Работая в школе, применяя основные принципы технологии, мы достигаем положительных результатов в формировании творческой активности учащихся. Ребята неплохо выступают на олимпиаде по физической культуре, занимают призовые места, успешно сдают экзамены. Каждый учитель может разрабатывать задания исходя из своих условий и возможностей, давая простор воображению и фантазии. Правильно построенный урок физической культуры дает возможность развивать у детей мыслительные процессы и коммуникативные качества, позволяет учащимся приобретать теоретические знания не только по физической культуре, но и по другим предметам. В проведении внеклассных и оздоровительных мероприятиях я использую межпредметные связи. Например, «Веселые старты» из традиционных эстафет превращаются в спортивный праздник с привлечением материала из истории, музыки, географии, литературы, математики. В таких праздниках участвуют также педагоги школы и родители учащихся. Среди спортивных праздников и игр, организуемых в школе, наибольшей популярностью у учащихся пользуются: КВН «Азбука Олимпиады», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Богатыри России», «Военно – спортивный марафон», «День здоровья». Традиционными и любимыми стали городские соревнования «Лыжня России» и «Кросс наций». Эти мероприятия способствуют улучшению физической подготовленности учащихся, повышению спортивного мастерства, формированию коллективизма.
Я стала шире использовать разнообразные формы игровой мотивации. Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа. Игры расширяют кругозор детей, наряду с физическими качествами, развивают у них творческое воображение, способствуют формированию более масштабного мышления. Кроме игр большое внимание в работе с детьми уделяю коррекционной гимнастике, развитию гибкости, укреплению голеностопов, обучению правильному дыханию. Сюжетные уроки провожу после освоения технических элементов для закрепления учебного материала: по лыжной подготовке, гимнастике. Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально – логические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и д.р. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к физической культуре и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.
Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей. Вовлекаю родителей в работу по организации кружков, оформлению спортивного зала, изготовлению атрибутов для спортивных игр. И родители оказывают помощь. В результате выросла и двигательная активность детей. Дети пишут сценарии спортивных праздников, составляют кроссворды, викторины. Например: во 2 «А» классе проводила урок по теме: «Гимнастика, игра, цирк». Задачи учителя: ориентировать детей в предстоящей игре, вовлечь их в обсуждении замысла игры для её обогащения; ознакомить с основными упражнениями гимнастики; привлечь внимание детей к красоте и выразительности движений.
Игровое название урока «Тайны цирка».
Игровая цель детей: придумать содержание игры в цирк; определить с помощью игровых тестов свою гибкость, быстроту, ловкость, силу.
Содержание. Диалог с детьми о замысле, построение и цели игры. Просмотр альбомов, рисунков, фотографий о цирки. Обсуждение артистических номеров своей программы: «Канатоходцы», «Акробаты», «Силачи», «Воздушные гимнасты» и д.р. Беседа с детьми о развитие двигательных способностей. Музыкальная разминка.
Игровые тесты: «Пропуск в цирк» :Ловкий – стойка на одной ноге после поворота на 360 градусов («Аист»); гибкий – наклон с касанием ладонью пола («Складной ножичек»); сильный – в упоре лежа пройти на руках 5 метров («Крокодильчик»); Быстрый – положить свои ладони на ладони товарища, который, выбрав момент, пытается осалить руку партнера, тот стремиться не допустить осаливания и убирает руки, после промаха поменяться ролями («Хлопушка»)
Игра «На арене циркачи» - имитация движений артистов в цирка. Дети выбирают, наиболее удачные движения, повторяют их и придумывают для них названия.
Домашнее задание. Нарисовать для выставки любимый цирковой номер. Провести в семье игру «Пропуск в цирк». Подобрать для чтения книжки о цирке, спорте, здоровом образе жизни.
Цирковую программу разрабатывали в творческом диалоге: учитель - учащиеся – родители. Гимнастические упражнения школьники осваивали как номера цирковой программы. Игровая атмосфера урока, двигательное творчество, выдумка и инициатива детей, взаимодействие, общение и дружба с взрослыми, перспектива предстоящего представления поддерживали интерес детей и их семей к физическим упражнениям, вызывали эмоциональный и нравственный подъем у детей и взрослых, способствовали овладению учениками базой двигательных навыков.
Игровой цирковой сюжет задает целенаправленную динамику уроков, вносит смысловую перспективу в овладение разнообразными гимнастическими упражнениями школьной программы, служит предпосылкой эстетического восприятия движения, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых в сфере физической культуры. Завершается игра цирковым представлением.
Чтобы узнать, какой интерес проявляют учащиеся к уроку физической культуры, провожу анкетирование и анализирую. Таким образом, анализ результатов исследования показал, что учащиеся имеют высокий уровень интереса к урокам физической культуры. Обобщая результаты можно заключить, что необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции организации и проведения урока физической культуры и продолжить поиск новых, высокоэффективных технологий обучения, направленных на повышение уровня интересов школьников к урокам физической культуры с учетом дифференцированного подхода в каждом классе.
Анкета мотивации
1.Тебе нравится на уроках физкультуры? - нравится-2б -не очень-1б -не нравится-0б | 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры? -не нравится-2б -бывает по-разному-1б -нравится-0б | 6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре? -нет, не хотел бы-2б -мне все равно-1б -хотел бы-0б |
2.Если у тебя сегодня первый урок-физкультура, ты всегда с радостью идешь в школу? -иду с радостью-2б -бывает по-разному-1б -чаще нет-0б | 5.Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры? -часто-2б -редко-1б -не рассказываю-0б | 7.У тебя в классе много друзей? -много-2б -мало-1б -нет друзей-0б |
3.Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы? -все равно пришел бы-2б -не знаю-1б -не пошел бы-0б | | 8.Тебе нравятся твои одноклассники? -нравятся-2б -не очень-1б -не нравятся-0б |

Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры
Баллы | Варианты ответов |
20 | Совсем не доволен. |
30 | Не доволен |
40 | Скорее не доволен, чем доволен |
50 | Не знаю |
60 | Скорее доволен, чем не доволен |
70 | Доволен |
80 | Очень доволен |
Результаты исследования и их анализ позволяют сделать следующие рекомендации, повышающие эффективность формирования творческих способностей у школьников:
В уроки физической культуры следует включать специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.
Повышению двигательного потенциала школьников способствует частая смена общеразвивающих упражнений, применение в них различных предметов, а также использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту и интересам занимающихся.
На уроках физической культуры следует выделять время для свободной двигательной импровизации, составления комплексов физических упражнений под музыку и без неё.
Для стимулирования двигательной активности детей и развития у них творчества рекомендуется проводить конкурсы – соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.
В уроки физической культуры целесообразно включать упражнения под музыкальное сопровождение, что способствует повышению двигательной активности учащихся, развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу личности.
Для формирования тактического мышления школьников на уроках физической культуры, при освоении спортивных игр, полезно предлагать учащимся самостоятельно решать задачи – ситуации, искусственно созданные учителем, прогнозировать дальнейшее развитие последующих тактических моментов.
При решении поставленных учителем задач – ситуаций формировать у школьников поиск нескольких правильных ответов.
На уроках физической культуры использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.
Формирование творчества учащихся необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.