РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПИСЬМА И РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. (Слайд 1)
Урбан Ирина Михайловна,
учитель английского языка
МОУ Раменская СОШ №8
Всем известно, что стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно развитие речевой компетенции (Слайд 2), т.е. развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности:
- говорении,
- аудировании,
- чтении,
- письме.
Отметим следующие виды речевой деятельности (Слайд 3):
- продуктивные (говорение и письмо);
- рецептивные (аудирование и чтение).
Не секрет, что в настоящее время владение различными иностранными языками становится нормой, поэтому и целью изучения иностранного языка становится формирование коммуникативной компетенции. Так как сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, то хочется отметить огромное значение таких видов речевой деятельности, как говорение и письмо.
Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы по своим основным качествам оно должно быть подобно процессу общения. Участие в общении предполагает овладение письменной и устной речью на иностранном языке.
(Слайд 4) Письмо - сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова).
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям правильно выражать свои мысли в письменной форме резко повышается. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам. (Слайд 5) Согласно данным психологов по усвоению материала различными способами, можно утверждать о важной роли обучения навыкам письма и письменной речи. Психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
(Слайд 6) Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
Всем известно, что систематическое обучение письму и речи в школе позволяет учителю решать не только образовательные, но также развивающие и воспитательные задачи. В частности, письмо служит хорошим средством формирования навыка самопроверки, столь необходимого для успешной учебной деятельности. Письмо идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Письмо и речь имеют большое значение и влияют на то, как мы думаем и учимся, а так же на наше индивидуальное развитие и на наши отношения с другими людьми.
Письменная речь позволяет сохранить лингвистические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письмо и письменная речь в методике обучения английскому языку выступают как средство обучения, а также как цель обучения языку.
(Слайд 7) Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
(Слайд 8) Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков и умений, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. (Слайд 9) Таким образом, перед учителем стоит задача:
- обучить школьников умениям грамотного оформления речевого высказывания;
- развивать диалогическую и монологическую речь учащихся с применением элементов современных образовательных технологий, эффективных методов и приёмов;
- формировать интерес к предмету на уроках и во внеурочной деятельности.
(Слайд 10) Также учащийся получит возможность научиться (речевые умения):
- задавать вопросы разных типов;
- отвечать на поставленные вопросы;
- выражать согласие/несогласие;
- употреблять вводные структуры;
- использовать в речи реплики реагирования.
(Слайд 11) Рассмотрим стадии развития речевых умений:
На первой стадии говорение учеников по содержанию ограничено текстом, по характеру подготовлено, самостоятельность его невелика, используются вербальные основы.
На второй стадии характер говорения меняется: оно не подготовлено, прямой опоры на текст нет, содержание расширяется за счёт привлечения материала, усвоенного в других темах, возрастает самостоятельность учеников, опоры возможны только иллюстративные.
На третьей стадии имеет место неподготовленное, межтематическое, самостоятельное (без всяких опор) говорение.
(Слайд 12) Поскольку говорение является одним из аспектов сдачи ГИА и ЕГЭ необходимо вспомнить основные требования, предъявляемые программой.
5-7 классы. Кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст. Делать сообщения в связи с прочитанным / прослушанным текстом. Объём монологического высказывания составляет 8-10 фраз.
(Слайд 13) 8-9 классы. Кратко высказаться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи. Передавать содержание с опорой на текст. Делать сообщения в связи с прочитанным текстом. Выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту. Объём монологического высказывания более 10 фраз.
10-11 класс. Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём городе, стране, и стране изучаемого языка. Делать краткие сообщения, описывать события, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, давать краткую характеристику персонажей. Использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Объём 12 - 15 фраз.
(Слайд 14) Согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи на уроках английского языка у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать выписки из текста;
- составлять план текста;
- писать поздравления с праздниками, выражать пожелания;
- заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;
- писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах);
- делать учебные записи, тезисы, конспекты;
- рассказывать об отдельных фактах, событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
- описывать свои планы на будущее;
- писать эссе, сочинение.
(Слайд 15) Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки:
1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
3) пользоваться набором речевых клише, фраз, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5) логически последовательно излагать письменное высказывание.
Составляющие компоненты обучения письму (Слайд 16):
Лингвистический компонент (графическая и орфографическая системы английского языка).
Психологический компонент (графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий).
Методологический компонент (приемы выполнения письменных заданий, способствующие усвоению графики и орфографии английского языка и помогающие овладению лексико-грамматическим материалом и формированию чтения и устной речи).
Методическая точка зрения на проблему обучения письму. (Слайд 17)
Письмо  Составление слов из букв  Владение графикой и орфографией Уровень навыка | Письменная речь  Составление письменных сообщений из слов и словосочетаний  Выражение мыслей с помощью определённого графического кода Речевое умение |
Трудности обучения письменной речи очевидны: (Слайд 18)
· процесс обучения письменной речи осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;
· если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим и восполнено мимикой, жестом или интонацией, то в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию;
· формирование навыков в области орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;
· овладение письменной речью также предполагает наличие у учащегося определенного уровня социокультурной компетенции.
(Слайд 19) Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями в процессе изучения иностранного языка:
- боязнь орфографических и грамматических ошибок;
- недостаточный словарный запас;
- отсутствие идей или способов их выражения;
- недостаточная мотивация или отсутствие ее.
Письмо имеет место на всех этапах обучения иностранному языку. Письменные самостоятельные и контрольные работы широко используются при освоении лексики и грамматики. При формировании навыков аудирования письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Таким образом, письменная речь – это не просто речь, которая переведена в графические символы, а еще независимый, со своими правилами грамматики и построения письменного текста, письменный процесс, в продукте которого мы заинтересованы. Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост, но если работа над ее развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать.
(Слайд 20) Упражнения, направленные на формирование у учащихся графических навыков:
1) упражнения на написание отдельных букв;
2) упражнения на списывание, копирование отдельных слов, словосочетаний, фраз, предложений из текста;
3) составление тематических словарей.
(Слайд 21) Упражнения, развивающие навыки орфографии:
1) копирование отдельных слов, словосочетаний, фраз, предложений из текста, т. е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии;
2) списывание, осложненное дополнительными заданиями (Например: заполнением пропусков недостающими буквами или словами);
3) орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.);
4) диктанты;
5) упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками).
(Слайд 22) К лексическим письменным упражнениям относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые упражнения:
- по картинкам: составить письменно несколько вопросов по картинке, описать с опорой/без опоры, сравнить картинки
- по тексту: ответить / задать вопросы к тексту, составить план рассказа, изложить письменно краткое содержание текста, написать верные/неверные суждения.
(Слайд 23) Для развития письма и речи можно воспользоваться следующими идеями для 10-минутного письма с последующим говорением, в котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их. Например:
- It was a nice summer day…
-When I see…I remember…
-When I hear…I think of…
-Yesterday I…
-Tomorrow…
-Sometimes I feel…
-I prefer…
- When I was 5 years old…
(Слайд 24) Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка:
способствует формированию ключевых компетенций;
помогает решать учителю коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;
уменьшает утомляемость учащихся;
повышает качество обучения;
обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;
стимулирует речемыслительную активность школьников, развитие их любознательности, целеустремлённости, трудолюбия;
приобщает к культурным ценностям другого народа.
(Слайд 25-29) Диалогическая речь и монологическая речь являются разновидностями такой речевой деятельности как говорение. И сегодня на уроках английского языка этому виду деятельности уделяется огромное внимание. Но даже детям с развитым интеллектом и хорошим здоровьем нужна специальная подготовка, чтобы научиться свободно общаться друг с другом на английском языке в рамках соответствующей программы по предмету. Для того, чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив, на уроке надо создать речевую ситуацию. Обучение говорению как раз и происходит через создание учебных ситуаций общения. Их содержание определяется сферами общения.
(Слайд 30-36) Одной из форм письменных творческих заданий может быть написание стихотворений, сочинений, поздравительных открыток, эссе, докладов. Старшеклассникам также можно предложить завести дневник, где бы они коротко описывали происходящие с ними события.
На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма и речи, так как проект предполагает наличие наглядного материала, поиск, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление, защита проекта. Можно также выполнять работу в парах или группах.
(Слайд 37) Один из эффективных методов, который учитель может успешно использовать для вовлечения учащихся в коммуникацию, – это ролевые игры. Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизациии учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотиваций, повышением интереса к предмету.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Для более продуктивного обучения письму, письменной и устной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация, которую требуется постоянно развивать. Учащиеся очень часто говорят, пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются, а также с отсутствием мотивации. Постоянно необходимо заинтересовывать учащихся, подчеркивать важность овладения устной и письменной речью. Безусловно, это тяжелый и кропотливый труд, который при правильной организации дает стабильно положительные результаты. На уроках необходимо «провоцировать» детей на письмо и речь, используя игровые технологии, современные технические средства, информационно – коммуникативные средства. Всё это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.
(Слайд 38) Своё выступление хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». (Слайд 39)