СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие умений изучающего чтения у учащихся на уроках английского языка в основной средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди средств языкового общения (говорение, слушание, письмо) чтение занимает особое место по распространенности, важности и доступности, что объясняется его специфической ролью как средства коммуникации.На основании результатов диагностик можно утверждать, что при использовании различных приёмов работы с текстом выявляется положительная динамика изменения уровня воспитанности учащихся. Следовательно, чтение и обсуждение специально подобранных текстов на уроках немецкого языка способствует повышению уровня воспитанности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие умений изучающего чтения у учащихся на уроках английского языка в основной средней школе»

1

Мищенко Е.И.

МБОУ СОШ №2

Развитие умений изучающего чтения у учащихся на уроках английского языка в основной средней школе

Среди средств языкового общения (говорение, слушание, письмо) чтение занимает особое место по распространенности, важности и доступности, что объясняется его специфической ролью как средства коммуникации [С.К. Фоломкина].

Не секрет, что большинство современных школьников вряд ли считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования.

Согласно ФГОС важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

В своей работе использую изучающее чтение, предусматривающее максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и языковом отношении.

Обучение чтению представлено 3 этапами работы над текстом:

  • предтекстовый;

  • текстовый;

  • послетекстовый.

На предтекстовом этапе я использую такие приемы как кластеры, мозговой штурм, кластеры, тонкие и толстые вопросы, вспышка, карта памяти, прием географической карты, приемы «Ассоциации», «Ключевые слова», «Круги по воде» «Интеллект-карта», «Дерево предсказаний».

Приемы для предтекстового этапа мобилизуют у учеников имеющиеся знания, повышают мотивацию к чтению текста, подразумевают актуализацию личного опыта учащихся и позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. При этом данные приемы направлены на развитие умений прогнозировать содержание текста по заголовку, предвосхищать основную идею текста, задавать вопросы, сравнивать аналогичные ситуации.

Использование этих приемов на каждом этапе обучения чтению можно показать на примере урока английского языка в 5 классе по теме «At home». На предтекстовом этапе возможно использование приема «Круги по воде». Опорным словом к этому приему может стать заголовок текста “My bedroom”. Заголовок записывается в столбик и на каждую букву подбираются лексические единицы по заданной теме.

На текстовом этапе можно использовать такие приемы, как: фишбоун, инсерт, групповой пазл, бортовой журнал, таблица «Знаю – хочу узнать – узнал», «БИНГО», «Дырявый текст», "Пазлы", "Перепутанные логические цепочки".

Целью текстового этапа является понимание текста, подтверждение/отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка. Данные приемы являются средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста, направлены на развитие умений анализировать собственную деятельность, фиксировать ошибки, находить новые методы решения проблемы.

На текстовом этапе возможно использование приема «Пазлы». Все знают игру «Puzzle», где из маленьких фигурок складывается общая картина. Этот метод разработан по тому же принципу, только вместо картины собирается текст на определенную тему, а в качестве фрагментов карточки с отрывками текста. В качестве примера взят тот же текст «My bedroom», предварительно разрезается текст и перемешивается. Учащиеся работают в группах. Они должны восстановить предложенный им текст в нужной последовательности.

На послетекстовом этапе можно вернуться к составленным ранее кластерам, сравнить свои предположения с содержанием текста. Такой прием позволяет сравнивать и анализировать предложенные учениками выражения.

На послетекстовом этапе возможно использование таких приемов, как: дискуссия на подиуме, прием шарикоподшипника, создание постеров, прием «За и против», «Уголки», стратегия решения проблем «ИДЕАЛ», составление «мини-рассказа», «Редукция текста».

Данные приемы требуют синтеза информации, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

Этот прием можно продемонстрировать на примере того же текста «My bedroom». Учащимся дается 5 минут на составление 2-3 вопросов по тексту, затем они образуют два круга: внутренний и внешний, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пару и начинают движение по часовой стрелке, задавая при этом составленные вопросы. Через 3 минуты участники внутреннего и внешнего круга меняются местами. В итоге получаются новые пары, которые обмениваются мнениями. Такие задания развивают самостоятельность суждений, познавательную и творческую деятельность учащихся. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания. Кроме этого данный метод позволяет снять напряжение и усталость учащихся.

Рассмотренные приёмы работы с текстом обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививают интерес к изучаемому предмету. Таким образом, такая система поэтапного обучения чтению призвана обеспечить эффективное развитие умений чтения на иностранном языке. В связи с этим был составлен каталог приемов обучения чтению на разных этапах, разработанный каталог используется мною на уроках английского языка для развития умений изучающего чтения и воспитания личности школьников.