СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной речи глухих детей через аудиовизуальный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание верботонального метода для формирования навыков речевого общения у глухих детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи глухих детей через аудиовизуальный курс»

Развитие устной речи глухих детей через Аудиовизуальный курс

Аудиовизуальный курс (АВК) является составной частью верботонального метода, который был создан в 1954 году академиком, доктором П. Губерина. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь общественное явление. Верботональная система основывается на восприятии мозгом речи на основе слуха и других органов чувств. У глухих детей плохо развита устная речь и практически не развита диалогическая. Для интеграции детей необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения.

Цель АВК

- перенос в самостоятельную речь;

- развитие слуховосприятия;

- развитие внимания, мышления;

- повышение коммуникативных качеств;

- повышение мотивации к учению.

- развитие эмоциональной сферы.

Необходимость развития связной, диалогической речи; расширение словаря детей. Создание речевой базы, которая даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых, ежедневных выражений.

Принципы АВК

1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.

2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.

3. Речевая ситуация является основной формой обучения.

4. Диалог – основа АВК.

5. Необходима картинка.

6. Необходим слуховой аппарат.

Методика проведения АВК

1. Демонстрация и запоминание

- демонстрация картинок молча;

- педагог показывает картинку, а затем озвучивает её за экраном, так

рассказывает всю тему; можно повторить ещё раз слухозрительно;

- рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к

другим детям; параллельно можно работать над произношением; дети должны повторять, пока не усвоят; как помощь можно давать отдельные слова на слух, можно поиграть в игру: «Что пропало?».

2. Работа над пониманием содержания

- задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.

3. Повторение

- игры, работа на слух.

4. Драматизация

- картинки перед детьми, идёт драматизация; один ученик во всех ролях.

5. Активизация – перенос в другую ситуацию.

- картинок совсем нет, задаются вопросы детям; дети задают вопросы друг другу;

- пересказ (помощь учителя идёт только на слух).

Можно использовать слухоречевые диктанты, можно задавать вопросы. В конце несколько изменить ситуацию. Учить на каждом уроке.

Методические требования к картинке АВК:

- картинка должна быть динамичной;

- изображение может быть схематичным;

- у лица, говорящего должен быть открыт рот;

- если идёт отрицание, то картинку зачёркивают чертой;

- если не включается в содержание, то в облачке;

- если слова автора, то изображается рука;

- картинки должны быть связаны между собой и восприниматься как законченная ситуация.

Ученики не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного, слухового восприятия простых ежедневных выражений.

Далее приведены примеры диалогов, которые используются на занятиях в дошкольной группе и начальной школе.

Диалог «Семья»



- Какая у тебя семья?


- У меня семья: мама, папа, я.



- А у тебя какая семья?


- У меня семья: мама, папа, брат и я.



Диалог «Праздник «Новый год»


- Скоро Новый год.

- Да, давай украшать ёлку.


- Давай украшать.

Вот звезда, шар, фонарик

– Ах, какая красивая ёлка!


В результате работы по методике АВК у детей расширился словарный запас, повысились коммуникативные качества, мотивация к учению. Учащиеся стали проявлять активность в ходе диалога, их речь стала более эмоциональной. Использование данной методики способствовало появлению фразовой речи на уроках и в свободной деятельности на основе фраз, взятых из диалогов АВК. У детей появилась потребность речевого общения в играх, исчезла скованность при общении. АВК способствовало лучшему усвоению учебного материала и развитию устной речи детей с нарушениями слуха.


Зыкова, Т.С., Зыкова, М.А., Носкова, Л.П. и др. [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный класс] / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова и др. - М.: «Просвещение», 2003.

Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. [Произношение] / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: «Просвещение», 1985.

Ивана Херлевич. [«Проговори 1», «Проговори 2»].

Е.Н. Балышева. [Ребёнок плохо слышит] / Е.Н. Балышева. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005 (СПб.: ГИПК Лениздат).

И. Самощенко. [Глухой ребёнок] / И. Самощенко. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003.

Астафьева В.М. [Использование АВК, как технологии верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии (По материалам Московских городских медицинских чтений)] / Астафьева В.М. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.

Головчиц Л.А. [Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха] / Головчиц Л.А. Учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Зикеев А.Г. [Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для для студентов высш. учеб . заведений] / Зикеев А.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Зыкова М.А. [О речевом общении глухих младших школьников] / Зыкова М.А. - Дефектология, 2001, №3.

Яхнина Е.З. [Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений] / Яхнина Е.З., под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.




5