Применение технологии ТРИЗ в рамках образовательных программ и на занятиях во внеурочное время
Капкова Татьяна Григорьевна,
руководитель НОУ «НООСФЕРА»
Проблема: что? зачем? каким образом изменить?
Противоречие : учащиеся должны иметь возможность для формирования УУД, и
не имеют этих возможностей в достаточной мере.
ИКР : ученик сам умеет учиться, т.е. учит себя.
Задача учителя : ?
дать учащимся инструменты, приёмы и методы для формирования УУД.
Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
«взрослое» мышление
«детское» мышление
Страх перед противоречиями, стремление их избегать
«тризовское» мышление
Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях
Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно
«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия
Синкретизм, стремление связывать «все со всем»
Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением
Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции
Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно
Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями
Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции
Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу
«Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей
Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции
«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей
Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах
Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей
Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить
Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект
ТРИЗ
Т ЕОРИЯ
Р ЕШЕНИЯ
И ЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
З АДАЧ
- Теория решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют общей теорией творчества.
- Главное отличие тризовского мышления от других образов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам!
Обычное изобретательское мышление
АРИЗное мышление
1. Тенденция к облегчению, упрощению требований задачи.
1. Тенденция к утяжелению, усложнению требований задачи.
2. Тенденция к уклонению от "диких" ходов.
2. Стремление идти по пути увеличивающейся "дикости".
3. Зрительное представление об объекте нечеткое и привязанное к объекту-прототипу.
3. Зрительное представление об объекте четкое и привязанное к объекту – ИКР.
4. Представление об объекте "плоское".
4. Представление об объекте "объемное": виден не только объект, одновременно просматриваются его подсистемы и надсистема, в которую он входит.
5. Представление об объекте "сиюминутное".
5. Объект виден в историческом движении: каким он был вчера, какой он сейчас, каким он должен стать завтра (если сохранить линию развития).
6. Представление об объекте "жесткое".
6. Представление об объекте "пластичное", легко поддающееся сильным изменениям – в пространстве и во времени.
7. Память подсказывает близкие (и потому) слабые аналогии.
7. Память подсказывает далекие (и потому) сильные аналогии, причем запас информации постоянно пополняется за счет собираемых принципов, приемов и т.д.
8. С годами усиливается барьер специализации.
8. Барьер специализации постепенно разрушается.
9. Степень управляемости мышления не повышается.
9. Мышление становится все более управляемым: изобретатель видит ход мышления как бы со стороны, легко управляет процессом мышления (например без затруднений отвлекается от "напрашивающихся" вариантов, легко выполняет мысленные эксперименты и т.д.).
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем –
Генрихом Сауловичем Альтшуллером .
Основные функции и области применения ТРИЗ:
- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
- прогнозирование развития технических систем;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
- Особенно интересен с точки зрения преподавания биологии раздел АРИЗа "вепольный анализ". Термин "веполь" образован от слов "вещество" и "поле"; он обозначает простейшую систему, которая в соответствии с концепцией Г.С. Альтшуллера состоит из трех элементов: вещества В1, которое должно быть подвергнуто изменению, вещества В2, осуществляющего необходимое действие, и поля П, которое обеспечивает взаимодействие В1 и В2.
- Вепольный анализ не заменяет творческий процесс и не дает готового результата - решения, он является лишь вспомогательным средством для усиления мыслительной деятельности .
- Если говорить без ложной скромности, то гениальность автора вепольного анализа в том и состояла, что опыт изобретателей по решению технических проблем он преобразовал в относительно несложный метод, которым может пользоваться любой человек при создании новых изобретений.
- Мы будем использовать очень упрощенный вариант вепольного анализа, достаточный для решения биологических проблем в школе.
Задача.
На сколько изменится уровень воды в ванне, если в нее попадёт кирпич?
Какой уровень воды?
Какой кирпич?
Варианты ответов.
- Сказочный – романтичен, соответствует детскому мироощущению.
- Научный – обоснован, даёт настоящее знание.
- Открытый – оставляет вопрос «открытым», стимулирует дальнейшее размышление.
«Открытая» задача.
- Жизненная задача.
- Нет чёткого однозначного условия.
- Много решений.
- Расширяет кругозор.
- Имеет межпредметное содержание.
«Учить мыслить, а не мыслям» Кант
Типы мышления:
- Конвергентное – интеллектуальное.
Закрытые задачи: чёткое условие, утверждённый способ решения, единственно правильный ответ
- Дивергентное – креативное.
Открытые задачи:
«размытое» условие, разные пути решения, набор возможных ответов.
- Мозговой штурм - один из первых методов активизации творческого процесса - был изобретен в конце 30 - х гг. в США Алексом Осборном.
«Мозговой штурм».
- 1 этап – Выдвижение идей. Основное правило: никакой критики.
- 2 этап – Критическое рассмотрение идей. Основное правило: в каждой идее найти что-то полезное, рациональное.
- 3 этап – Отбор решений.
Возможны варианты:
- группа отбирает одно самое практичное предложение;
- самое «дикое» решение;
- если целью являлось найти как можно больше решений, то огласить все свои идеи.
Алгоритм решения изобретательских задач.
• Корректируется формулировка задачи.
- Строится системный оператор.
- Строится модель.
- Составляется идеальный конечный результат (ИКР).
- Выявляются и анализируются противоречия.
- Определяются имеющиеся вещественно–полевые ресурсы.
- Предлагаются решения.
Ресурсы.
- вещественные (привлечение каких-либо веществ)
- энергетические или полевые (энергия солнца, электричества)
- пространственные (изменение расстояний, размеров)
- временные (разделить процесс во времени)
- информационные (привлечение ранее известных фактов)
Пример:
Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?
- Составляется схема взаимодействия по условию проблемы.
Слепые рыбы - среда водоема
- Варианты стрелок между взаимодействующими элементами:
- сплошная стрелка - положительное взаимодействие;
- пунктирная стрелка - неопределенное взаимодействие;
- волнистая стрелка - отрицательное взаимодействие.
- Над стрелкой указывается явление или процесс взаимодействия, если об этом говорится в условии проблемы. Если процесс неизвестен, то над стрелкой ставим вопросительный знак.
- Составляется подробное описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов и оцениваются возможности каждого из них в организации взаимодействия.
Ресурсы рыбы: чешуя, слизь, кожа, мышцы, скелет, системы органов полости тела, органы чувств.
Среда водоема: вода, каменистое дно, течения, температура и химический состав воды, электромагнитные поля .
- Рассматриваются возможности каждого элемента для ориентации рыб и составляются гипотезы.
Можно предложить следующие гипотезы.
- Рыбы могут ориентироваться следующими способами:
- по разнице температур в слоях воды; по особенностям запаха;
- по солевому составу среды;
- по колебаниям воды;
- по электрическим разрядам (полям);
- по звуковым колебаниям;
- по изменениям магнитного поля Земли.
Идеальный конечный результат.
Система САМА выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательных эффектов.
«Шляпу сними»
Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?
Дама САМА хочет снять шляпу.
Измените ценность одетой во время сеанса шляпы или ценность человека, у которого одета шляпа.
Решение 1
- А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала.
- Решение 2 Поднять выше экран и обеспечить удобный угол просмотра, поставив экран под углом и установив спинки кресел параллельно ему.
- Решение подобных комплексных задач, когда последовательно используются все стратегии поиска нужного пути, позволяет развивать разные стороны мышления: и фантазию, и анализ, и системность, и логичность мышления, в силу чего они и полезны учащимся; в том числе и закрепления, усвоения пройденного учебного материала.
- Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, а кроме этого - на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал.
- Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся, т. к. по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
- Помогает формированию у детей целостной картины мира.
Противоречие.
Система должна быть … (какой? – свойство), чтобы … (что делать? – выполнять требование первой надсистемы),
и должна быть (какой? - антисвойство), чтобы … (что делать? – выполнять претензию второй надсистемы).
Разрешение противоречий.
В интервале времени Т1 система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 – свойством «не А».
во времени
Одна часть системы обладает свойством «А», а другая - свойством «не А».
в структуре
При воздействии 1 система обладает свойством «А», а при воздействии 2 - свойством «не А».
в воздейст- виях
«Зоопарк без клеток»
В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллин-генский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах без решеток. Когда проектировали зоопарк, возникла проблема: как обезопасить зрителей от хищных зверей - леопардов, львов, тигров?
Традиционное решение: выкопать ров. Понятно, что ров нужен широкий, его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Убрать бы ров полностью, или хотя бы сократить на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?
Хищник сам не может (не хочет) перепрыгнуть узкий ров .
- Подсказка 2 [Противоречие]
Ров должен быть широким, чтобы хищник его не мог перепрыгнуть, и ров должен быть узким, чтобы не обезображивать зоопарк или его вообще не должно быть.
Рассмотрите процесс "прыганья" хищника, в том числе позу тигра, необходимую для прыжка.
Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона, как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку.
- Решение 2 Сделать поверхность скользкой
Моделирование маленькими человечками
Моделирование маленькими человечками
Твёрдые вещества
Газообразн. вещества
Жидкие вещества
Не имеют формы. Занимают весь объём.
Не имеют формы. Имеют объём
Имеют форму и объём
Моделирование.
Моделирование взаимодействий.
Карандаш на бумаге.
Гвоздь и магнит.
+
+
гвоздь магнит
0
0
грифель бумага
гвоздь магнит
+
0
-
грифель бумага
дерево бумага
гвоздь магнит
дерево бумага
0
+
+
+
-
гвоздь магнит
грифель грифель
Круговорот воды в природе.
туча
Моделирование стихотворений.
Наша Таня …
Раз ниточка, два ниточка..
-
Зайку бросила хозяйка
+
На Зайку капает дождь
-
-
+
+
Не смог
Мокнущий Зайка
-
фонтан слез
-
вихри ветра
Таня
Системный оператор
надсистема
надсистема
прошлое
надсистема
СИСТЕМА
подсистема
подсистема
будущее
подсистема
Оболочка Земли
атмосфера
гидросфера
С
литосфера
биосфера
ПС
Строение Земли
ядро
плазма
магма
мантия
оболочка
Земля. (Цветовая гамма при работе с физической картой)
зеленый равнины, леса, низменности
коричневый горы, возвышенности
желтый пустыни
синий реки, озера, моря, океаны
пшеничное поле
пашня
стерня
колос
зёрнышко
хлеб
стебель лист корень
росток
перегной
Поэтическое творчество А. С. Пушкина
Культура общества конца XVIII – начала XIX веков.
Мировая литература XXI века.
Литература XIX века.
Память о А.С.Пушкине.
А.С. Пушкин –поэт, писатель, художник.
Саша Пушкин. Проба в поэзии.
Собрания сочинений, книги, рисунки, портреты, памятники.
Поэмы, стихи, сказки, рисунки.
Ранние стихи.
Б. Житков «На льдине»
Родные и близкие рыбаков.
Их поведение и чувства.
Поведение и чувства родных, близких, спасателей во время беды.
Льдина
до беды.
Поведение и чувства людей, спасших рыбаков.
Льдина
Чувства рыбаков: беззаботность, желание наловить рыбу, эмоциональная приподнятость.
Действия людей: работа с сетью, устройство лагеря.
во время беды.
Спасение людей с льдины.
Чувства рыбаков:
тревога, собранность, желание спастись.
Действия людей:
Установка опознавательных систем.
Чувства рыбаков: радость, благодарность, анализ происшедшего.
Девятиэкранный системный оператор М. Гафитулина:
- Если мы рассмотрим Что-то, (С)
- Это Что-то для чего-то, (Ф)
- Это Что-то из чего-то, (П-С)
- Это Что-то часть чего-то, (Н-С)
- Чем-то было раньше Что-то, (Пр. С)
- Что-то будет с этим Что-то, (Буд. С)
- Есть противники у Что-то, (Анти С)
- Много есть друзей у Что-то, (Со С)
- Даже конкуренты Что-то, (Не С)
Делают не так чего-то...
Что-то ты теперь возьми
На экранах рассмотри.
море река озеро лужа
айсберг снег град ледник
облако туман
снежинка
капелька
пар
твёрдое вещество
жидкое вещество
газообразное вещество
«Полезные ископаемые»
природные богатства
топливо промышленность строительство
полезные ископаемые
магма
отмершие организмы
Горючие: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.
Строительные: песок, глина, известняк, гранит.
Рудные: железная и алюминиевая руды.
.
каменный
уголь
нефть
.
.
природ-ный газ
гранит
горючие полезные ископаем.
торф
горючие полезные ископаем.
остатки организмов
каменный
уголь
нефть
перегнив.
растения
болот
топливо промышлен
топливо промышлен
керосин бензин
пластмасса каучук
краска
резина
пластмасса
остатки растительн.
организмов
магма
горючие полезные ископаем.
строител. полезные ископаем.
природ-ный газ
гранит
строитель-ство
топливо промышлен
мосты
здания
памятники
пластмасса искусствен. каучук
Суть алгоритма.
- В решении творческих задач следует ориентироваться на ИКР.
- Максимально использовать ресурсы самой системы, а не привлекать их со стороны.
- Формулировка противоречия – наполовину решённая задача.
- Последовательное использование инструментов ТРИЗ облегчает решение задачи.
«Трёхходовка»
- Как сделать, чтобы интересующее нас событие произошло?
- Как это событие могло бы произойти САМО СОБОЙ, без направленного вмешательства?
- Какие РЕСУРСЫ (скрытые возможности) можно для этого использовать?
Типы открытых задач:
Как быть?
Почему?
Как это произошло?
Требования к условию творческой задачи.
Питание
Образ жизни
Строение
тела
«Отношение»
к человеку
Кузнечик
Насекомые,
растения
Ночной
Польза
Саранча
Растения
Дневной
Вред
Коррекция формулировки задачи.
Как наловить прыгающих
кузнечиков или саранчу?
Системный оператор
надсистема
надсистема
прошлое
надсистема
СИСТЕМА
подсистема
подсистема
будущее
подсистема
Системный оператор
насекомое
саранча
яйцо
взрослое насекомое
• голова
• туловище
• 3 пары конечностей
• 2 пары крыльев
Модель
Идеальный конечный результат.
… САМ…
Саранча или кузнечики сами не прыгают.
Противоречие.
Система должна быть … (какой? свойство), чтобы … (что делать?),
и должна быть (какой? - антисвойство), чтобы … (что делать?).
Саранча ( кузнечики) должны прыгать по своей природе, и не должны прыгать, чтобы их можно было наловить.
Противоречия разрешают:
• В о времени . В интервале времени Т 1 рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т 2 – свойством «не А».
- В структуре . Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством «А», а другая часть (части) – свойством «не А».
- В воздействиях . При воздействии - 1 система обладает свойством «А», а при воздействии - 2 свойством «не А».
Определяются ресурсы.
Ресурсы – это вспомогательные средства,
источники каких-либо возможностей.
- вещественные (привлечение каких-либо веществ)
- энергетические или полевые (энергия солнца, электричества)
- пространственные (изменение расстояний, размеров)
- временные (разделить процесс во времени)
- информационные (привлечение ранее известных фактов)
Решения:
- Саранчу и кузнечиков нужно собирать рано утром, по росистой траве. Пока не взошло солнце и не подсушило им крылышки и ножки, они не способны к прыжкам.
- Можно собирать насекомых можно во время дождя и сразу после него.
- …
Процедура решения исследовательских задач.
- Коррекция формулировки задачи
- Системный оператор
- Выдвижение гипотез (ДОГОВОР)
- Д ыхание
- О бмен веществ
- Г омеостаз
- О бмен энергии
- В ыживание
- О бмен информацией
- Р азмножение
4. Отбор и проверка гипотез
Коррекция формулировки задачи.
Ночью саранча и кузнечики
забираются на верхушки
травинок. Объяснить, почему?
Системный оператор
ЛУГ
САРАНЧА
яйцо
стая саранчи (кулига)
• голова
• туловище
• 3 пары конечностей
• 2 пары крыльев
- Д ыхание - ?
- О бмен веществ – верхушки более сочные, больше питательных веществ, на верхушках раньше начинается конденсация влаги.
- Г омеостаз – температура тела зависит от температуры окружающей среды.
- О бмен энергии – стремятся к свету вслед за уходящим солнцем.
- В ыживание – защита от наземных хищников; солнце утром быстрее подсушит крылья и ножки, чтобы насекомые могли двигаться.
- О бмен информацией – чем выше, тем дальше слышен звук стрекотания.
- Р азмножение – чем выше, тем больше вероятность того, что самки и самцы услышат звук и быстрее найдут друг друга.
Решения:
- Верхушки травинок более сочные.
- Ночью на охоту выходят многочисленные ночные хищники – ежи, гадюки. Они истребляют насекомых, которые находятся на поверхности земли.
Коррекция формулировки задачи.
Саранча съела все растения на поле. Объяснить, почему на следующий год на этом поле был хороший урожай.
Системный оператор
ЛУГ
САРАНЧА
яйцо в кубышке
перегной
• голова
• туловище
• 3 пары конечностей
• 2 пары крыльев
Гипотезы
- Саранча погибнет и превратится в отличное удобрение.
- Саранча откладывает яйца в землю. Поля осенью вспахали - в результате часть кубышек на поверхности земли зимой замёрзла, та часть, что глубоко в земле, не смогла откопаться и погибла. Получилось удобрение.
- На поле выпустили овец. Они поедали кубышки и оставляли навоз – ценное удобрение.
Изобретательская задача «Как нам жить?»
Как самолету избежать
столкновения с птицами
при взлете и посадке?
Идеальный конечный результат.
Птицы САМИ не показываются
на взлетно-посадочной полосе
Ресурсы.
- «Копии» птиц
- Пища для отвлечения
- «Страшный» сигнал…
Ответы.
Цели ТРИЗ-педагогики:
- научить детей решать открытые задачи;
- научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия;
- развить системное мышление — потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения, и ее частей во взаимодействии и во времени;
- обучить методам креативного мышления.
Таблицы для сочинения простых загадок
Количество частей.
На что похоже?
Чем отличается?
Название.
четыре один
мячика колокольчик
жемчуг бисер яйцо
дешёвый крупный не бьётся
Что делает?
Какой?
Что такое?
Что такое?
светит тает капает
лампа снег дождь
круглый лёгкий белый
мяч пух снег
Таблицы для сочинения загадок.
Название частей.
Сколько?
На что похоже?
рыболовные крючки лужи буква «в»
два две одна
дужки стёкла оправа
Где живёт?
На что похоже жилище?
Что делают?
воздушный дом мокрый
живут видны
в небе в озере
Схема «матрёшка»
Где находится?
На что похоже?
Предмет (части)?
На что похож?
стояк
на столе
на стояке
в абажуре
в лампочке
железная рука тонкая чаша прозрачная сосулька горящий волос
высокий пол в железной руке в тонкой чаше внутри сосульки
абажур
лампочка
спираль
Бином антонимов.
УСЛОВИЯ
СВОЙСТВА
не чихает - чихает
злой - добрый
не пускают - впустили
добрый - злой
здоровый - больной
весёлый - грустный
врёшь – говоришь правду
краснеешь – не краснеешь
Раскадровка.
Правила:
- В каждом новом кадре должно сохраняться что-то (часть) из предыдущего.
- Что-то должно меняться
(Н – С или П - С).
- Кадр заканчивается, если действие проходит.
Д + Р + .
Кто (Д) …, тот (Р) ….
Метод «фокальных объектов». Сущность метода состоит в перенесении сущности выбранных объектов на соверщенствующий объект, который находится в фокусе внимания
Технология проведения.
- Выбрать объект изменения.
- Сформулировать цель его совершенствования.
- Наугад назвать несколько случайных объектов.
- Составить перечень признаков случайных объектов.
- Перенести признаки на совершенствующийся объект.
- Сформулировать смысл и назначение полученного объекта.
- Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)
Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
Совершенствующий объект ФОНАРИК
1) Совершенствуемый объект - фонарик.
- 2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют.
- 3) Характерные свойства или признаки случайных объектов
- Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
- Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
- 5) Развиваем полученные идеи:
- Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Коляска
собака
море
ящик
красивое
породистая
деревянный
глубокое
кусачая
складной
чистое
смелая
дырявый
прозрачное
смешная
тёплое
послушная
бурное
зелёное
Морфологический анализ
«Морфологический анализ».
голова
слон
туловище
дикобраз
конечности
свинья
хвост
кит
Х
Х
Х
Х
Назвать придуманное животное и рассказать о нём:
- Назвать придуманное животное и рассказать о нём:
- Где живёт?
- Чем питается и как?
- Как передвигается?
- Какой у него характер?
- Как общается с другими животными?
Кольца Луллия
- Решение подобных комплексных задач, когда последовательно используются все стратегии поиска нужного пути, позволяет развивать разные стороны мышления: и фантазию, и анализ, и системность, и логичность мышления, в силу чего они и полезны учащимся; в том числе и закрепления, усвоения пройденного учебного материала.
- Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, а кроме этого - на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал.
- Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся, т. к. по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
- Помогает формированию у детей целостной картины мира.
- Ю.Г. Тамберг сказал: "Если человек умеет хорошо решать задачи, значит, он хорошо мыслит".
- Учить мыслить нестандартно, преодолевать шаблонность ума, управлять процессом мышления трудно, но интересно.
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать,
и кто умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров
Метод 6 шляп мышления Эдварда Боно
Источники информации
Удачи в
творческом
поиске!