Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра математики и информатики
Черепанова Анастасия Андреевна
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ВКР защищена | Специальность 050146 |
с оценкой____________________ | Преподавание в начальных классах |
« » _______________ 2017 года | Курс 4, группа 43 |
| Руководитель: Дрокина М.В. преподаватель МДК 01.04 ,Математики с методикой преподавания высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2017
Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
В настоящее время, когда весь мир вступает в эпоху математизации научного знания, в эпоху широкого применения ИКТ, математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирует логически обоснованную гипотезу и т.д. Математика воспитывает и такие качества ума и речи, как точность, четкость и ясность.
Цели начального обучения математики и содержания курса определяют основные особенности его изучения. Так, решение главной задачи начального курса математики – формирование прочных вычислительных навыков проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра-это деятельность, труд и творчество. Дети играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Внимание рассматривают и как функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие внимания является одним из необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать полученный результат. Дети, которые только пришли в школу не имеют сформированного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием. Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр, что является показателем эффективности учебной деятельности. Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и ее возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием рассмотрения познавательных процессов, в которых проявляет себя внимание.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования:
«Развитие внимание у младших школьников на уроках математики посредством использования дидактических игр».
Цель исследования: на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания разработать конспекты урока включающие дидактические игры направленные на развитие внимание младших школьников на уроках математики и сборник дидактических игр для активизации внимания на уроках.
Гипотеза данного исследования предполагает то что, если систематически будим включать в урок дидактические игры для активизации внимания на тех этапах, где оно максимально снижено, что будет способствовать более лучшему и качественному усвоению материала.
Объектом исследования будет процесс обучения младших школьников на уроках математики в процессе обучения.
Предмет исследования дети младшего школьного возраста .
Задачи исследования:
-
На основе анализа психолого-педагогической литературы описать понятие «дидактические игры».
-
Изучить особенности внимания младших школьников.
-
Выявить особенности педагогической деятельности по развитию внимания младших школьников в учебном процессе.
-
Разработать серию художественных дидактических игр – для экспериментальной работы
-
Провести апробацию серии дидактических игр для активизации внимания на уроках математики в начальной школе на преддипломной практике.
-
Обработать результаты апробации, основываясь на результатах эксперименты, сделать выводы о целесообразности проделанной работы.
Методы исследования:
1. методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез литературы;
- сравнение точек зрения учёных;
- систематизация существующих проектов;
- обобщение материалов изученных источников.
2. методы эмпирического исследования:
- апробация;
- анкетирование детей для эффективного усвоения учебного материала;
- моделирование и преобразование уже известных дидактических игр;
- сравнительный анализ результатов апробации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами систематизированы теоретические положения о дидактических играх для активизации внимания в начальной школе и созданы конспекты уроков и художественная серия игр. Он может быть полезен студенту и учителю для внеклассной работы с детьми.
Структура ВКР: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
1.1 Понятие внимания
С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха, новая жизнь. В учебной деятельности школьника такой психический процесс, как внимание, играет важную роль. Благодаря нему происходит отбор необходимой информации и отсечение лишней. По мнению К. Д. Ушинского, «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит всё из внешнего мира, что только входит в сознание». Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда, когда возникло внимание.
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Определение внимания, данное Э. Титченером – состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты. Определение внимания, данное У. Джемсом – одна из характерных особенностей нашей духовной жизни, когда находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую их ничтожную часть. Значительный вклад в развитие представлений о внимании было внесено русским психологом Н.Н. Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представление объектов. Определение внимание, данное Т. Рибо – внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.
В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе). Л.С. Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию.
Внимание - сосредоточенность на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: концентрированность, интенсивность, устойчивостью, объем, переключаемость и распределением.
1.2 Виды и свойства внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
В психологии различают два основных вида внимания - непроизвольное и произвольное. Мы рассмотрим характеристику видов внимания по Н.Ф Добрынину: внимание - направленность и сосредоточенность нашей деятельности. Внимание не является вне деятельной активности, а скорее ее добавочный феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активность) отличается различными степенями и характерами активности: от пассивности до полной сознательности.
Виды внимания – в основе степень активности субъекта:
1. Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного внимания. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное/профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).
2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.
3. Послепроизвольное внимание – целенаправленный характер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.
Таблица 1.1.
Виды внимания
Вид внимания | Основные характеристики | Механизмы функционирования | Условия возникновения |
Непроизвольное (естественное) | Отсутствие цели и волевой регуляции Легкость возникновения и переключения | Доминанта Ориентировачный рефлекс | Действие сильного контрастного эмоционального насыщенного значимого раздражителя |
Произвольное (искусственное) | Направленность в соответствии цели наличие волевой регуляции сопровождается утомлением | Вторая сигнальная система (речь) | Включение в деятельность, постановка цели |
Послепроизвольное (открыл Добрынин) | Целенаправленность отсутствуют волевые усилия и утомления | Доминанта, которая характеризует возникающий в процессе данной деятельности интерес | Возникновение стойкого интереса к выполняемой деятельности |
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека. Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении школьником трудной задачи). Там же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).
2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом в деятельности и не влияющие на ее продуктивность, неизбежны. По некоторым данным, они имеют периодический характер (Н.Н. Ланге) и проявляются, например, при восприятии двойственных изображений или едва заметных различий, очень слабых раздражителей, повторяясь через несколько секунд. В экспериментах Н.Ф. Добрынина, однако, испытуемые работали без заметных отвлечений внимания 20—40 минут. Лишь периодически наступающее утомление ведет к снижению концентрации внимания, ухудшающему результат деятельности.
От чего зависит возможность длительного удержания внимания на объекте, явлении или деятельности? Важнейшее условие этого почти одинаково описано в работах классиков психологии — Г. Гельмгольца, У. Джемса, С.Л. Рубинштейна. Никто не способен непрерывно сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. С.Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность «притупляет» внимание, угашает его. Важно также, чтобы изменяющееся содержание объединялось какими-то отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету.
Другими факторами устойчивости внимания являются интерес к материалу, его связь с потребностями, понятность, трудность выполняемой деятельности, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера), комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, а также психическое состояние человека. Внимание ученика хорошо удерживается на материале, раскрывающем новые стороны в том, что в какой-то мере ему известно. Наоборот, длительное сосредоточение на непонятном материале почти невозможно. Интерес обусловливает получение знаний, а знания вызывают интерес. Очень трудно долго удерживать внимание и на слишком простой деятельности или на объектах, которые «не поддаются развитию».
Последнее, что следует отметить при обсуждении условий устойчивости внимания, — это рассеянность как следствие его патологической подвижности, неустойчивости, отвлекаемости. Иногда такое внимание называют порхающим, оно «ведет себя», как бабочка, постоянно перелетающая с цветка на цветок. Хорошими примерами порхающего внимания может быть рассеянность, характерная для гиперактивных, подвижных детей.
4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3 объектов). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.
5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.
Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.
Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.
В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. При слуховом восприятии отвлеченность сильнее, чем при зрительном.
Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно — ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.
6. Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н.Ф. Добрынин). Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.
В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, объясняя материал на уроке, учитель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся.
Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.
Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.
Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, (в спокойной обстановке, без отвлекающих раздражителей) легко совмещать слушание речи несложного содержания и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Итак, главным способом совершенствования распределения внимания является освоение деятельности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.
1.3 Особенности развития внимания у младших школьников
Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. Это период интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Внимание первоклассников еще слабо организовано, имеет небольшой объем. Они не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора.
Младшие школьники еще не умеют направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя.
Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образцы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Возможно, причины школьной неуспешности ребенка таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:
-
неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
-
неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
-
частое отвлечение на посторонние раздражители;
-
беспомощность в доведении задания до конца;
-
отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
-
потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Причины невнимательности.
Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.
Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянностью иногда называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, че6м спокойные и здоровые.
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
-
общее ослабление нервной системы (неврастения);
-
ухудшение состояния здоровья;
-
физическое и умственное переутомление;
-
наличие тяжелых переживаний, травм;
-
эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
-
нарушения режима занятий и отдыха;
-
нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
-
чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Некоторые советские психологи (П.Я.Гальперини др.) понимают внимание как особое психологическое действие контроля. Считается, что невнимательность школьников связана с неполноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим задачи планомерного воспитания внимания видятся как постоянное целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению. Однако даже в младших классах строить учебно-воспитательный процесс только на основе этого вида внимания нецелесообразно.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». В школьной практике, поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.
Следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. В связи с тем, что оно первоначально возникает как произвольное, необходима четкая организация начальных этапов деятельности, процесса «втягивания» в работу. Увлеченность, характерная для послепроизвольного внимания, связана с активностью личности, формирование которой зависит от представленности в деятельности элементов творчества. В школьной практике этому способствуют проблемы обучения, использование творческих заданий и т.п.
Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и формируется.
Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Школьный возраст является периодом его активного становления. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала — важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.
Мобилизация внимания учащихся связана и с особенностями речи учителя, ее четкостью и выразительностью, темпом и т. п. Сосредоточению способствуют оптимальная громкость голоса, ее педагогически целесообразное варьирование по ходу урока (утомляет как громкая, так и очень тихая речь, вызывающая напряженность у слушателей). Важно умелое использование интонационных средств речи (психологически оправданные паузы, правильно расставленные фразовые ударения и т. п.).
Большое значение для привлечения внимания имеют целесообразное использование наглядности (картин, муляжей, таблиц, схем и др.), демонстрация и самостоятельное проведение опытов, применение технических средств обучения. Важно учитывать, что однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания, снижает устойчивость сосредоточения. Еще К. Д. Ушинский писал: «...Губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Поэтому следует, особенно в начальных классах, применять разнообразные формы и методы обучения.
Большое значение для поддержания внимания и воспитания привычек быть внимательным имеет организация урока: четкое начало занятий, наличие необходимых условий для работы и т. п. Следует выделить темп ведения урока. Живой, энергичный темп лучше мобилизует внимание. При чрезмерно быстром темпе могут из-за поспешности появиться «ошибки на внимание», при медленном темпе — работа не захватывает ученика, и создаются условия для отвлечения. Темп проведения урока зависит, конечно, от содержания материала, трудности и легкости его усвоения, возраста школьников.
При организации внимания необходимо учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность, чем зрительное. Для его поддержания необходимо использование «зрительных опор» и внешних практических действий, например составление плана по ходу восприятия материала. Так как произвольное внимание связано с направленностью личности, решающее значение в его воспитании имеет формирование устойчивых интересов, воспитание волн, сознательного и ответственного отношения к учебной деятельности. Включение учащихся в различные виды трудовой деятельности — лучший путь формирования произвольного внимания.
Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет и возрастных, и индивидуальных особенностей внимания школьников. Так, например, причинами недостаточной сосредоточенности в младшем школьном возрасте могут быть недостаточная интеллектуальная активность, несформированность навыков и умений учебной деятельности, неокрепшая воля ребенка. В педагогической практике важно учитывать и индивидуальные особенности внешнего проявления внимания.
В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для лучшей активизации в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: пробудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
1.4 Понятие игры. Виды игр
Выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования С.Т. Шацкий говорил, что: «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не -заполненный разрыв. Тут нужны «переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
-
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
-
творческий, очень активный характер этой деятельности;
-
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.;
-
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровые элементы использующиеся на различных этапах урока:
Карл Гросс был первым автором, который попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.
Русский и советский философ, педагог и психолог П.П. Блонский (30-е годы ХХ века) доказывал, что: игра - только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.
В противовес этому, советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказывал: что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.
Одно из определений: игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие, - дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только на третьем году жизни ребенка.
Итак, ИГРА - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.
Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:
-
Особое отношение личности к окружающему миру;
-
Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
-
Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности ( или отношение к миру);
-
Особое содержание усвоения;
-
Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
-
Социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Игра – это сложное социально – психологическое явление. И к началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Русский педагог К. Д. Ушинский говорил что : « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.»
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
-
Игровая деятельность не потеряла своего значения. «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности, она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в работу.
-
Освоение учебной деятельности. Включение детей идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
-
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
-
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач.
Игры – поручения по содержанию проще, а продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей.
1.5 Структура игры
Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленный на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на пути прямого обучения.
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
-
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
-
Функция формирования психических новообразований;
-
Функция формирования собственно учебной деятельности;
-
Функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
-
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
-
Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Дидактическая игра имеет определённую структуру.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
2) Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла.
3) Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
4) Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
5) Результат, подведение итогов – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды победителей и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения.
1.6 Использование дидактических игр направленных на развитие внимания
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
В отличие от игр дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Математика - трудный предмет. Надо уметь трудится, быть усидчивым, настойчивым, чтобы знать эту науку. Но в, то, же время, учеба должна быть детям в радость. Занятия математикой, особенно с младшими школьниками не должны быть строгими, сухими, скучными, однообразными и сводится лишь к овладению вычислительными навыками. Уроки математики могут стать царством смекалки, фантазии, игр, творчества. Изменение стиля общения - не бояться быть добрым, ласковым с детьми, ориентация на игру как средство, форму организации учебно-воспитательной деятельности маленьких школьников - все это поможет сделать труд учащихся радостным, поможет развивать познавательный интерес к математике, а впоследствии и познавательную деятельность…
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к математике.
Чтобы пробудить интерес к математике, мы стараемся не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии обучения математики создавать ситуации для приятного удивления. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет пробудить активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к математике и сделать его достаточно стойким.
Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать, чтобы он перерастал в интерес к математике как к науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Материал должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, т.к. будет лишен для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть элементы старого, известные детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Для облегчения перехода от известного к неизвестному мы используем различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символическую и представления по памяти, - исходя из уровня развития в сознании учащихся, на котором находятся соответствующие математические понятия. Особенно часто мы используем детское воображение. Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта. Устойчивый интерес к математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На уроках постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, пробуждающая активную мысль учащихся.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Т.к. ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
II глава.
Таблица 2.1.
Таблица критериев и показателей
№ | Критерии | Показатели | Уровни |
Низкий | Средний | Высокий |
1 | Концентрация внимания | - степень сосредоточенность на определенной работе (упражнении) | Сосредоточенность на определенной работе отсутствует, невысокая эффективность работы, возникают проблемы в правильном выполнении задания | Нестабильно сосредоточена на отрезке работы, эффективность работы достаточная, умеренная, Правильность восприятия и выполнения заданий колеблются. | Сосредоточенность на работе – устойчивая, стабильная, эффективность выполнения продуктивная, восприимчивость материала отличная, выполнения заданий осуществляется без проблем. |
- правильность восприятия и понимания задания | При выполнении задания не может определить задание. В задаче не может выделить условие и вопрос. В числовых выражениях не правильно расставляет действия. | Соответствуют высказывания, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но допускает неточности в построении речевых высказываний, формулирует высказывание неполно, по наводящим вопросам | Соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи |
- правильность выполнения задания |
2 | Устойчивость внимания | - умение включаться в урок на разных его этапах | Не может обнаружить и исправить ошибки даже по просьбе учителя отсутствует умение включатся в урок на разных этапах, в уроке не заложены дополнительные задания. | Умение включаться в урок не стабильно, эпизодично, дополнительные задания в уроке присутствуют но в малой степени влияют на расширение кругозора знаний. | Умение включатся в урок на разных этапах – сформировано, дополнительные задания на уроке эффективно влияют на работу и усвоения учащимися материала. |
- удержание внимания на одном предмете или деятельности | При выполнении заданий часто отвлекается и не может сосредоточиться на определенном виде деятельности, ему часто нужна помощь Учителя. | Иногда нужна помощь учителя в выполнении задания. | С легкостью выполняет определенное задание, и может интерпретировать в разных вариантах. |
3 | Переключаемость внимания | - отвлечение | | | Может с легкостью перейти от одного вида деятельности (решения задачи) к другому (составлению примеров) |
- осмысление | Не может перейти от одной работы к другой, не умеет увидеть известное в новом. | Может новое задание выполнять по старым требованиям и указаниям. | Умеет переносить известный способ действия в новые условия. |
|
Для того, чтобы моя работа была целесообразна, интересна и полезна нам необходимо теоретическую часть перенести на практику. В качестве небольшой экспериментальной работы мы остановимся на одном из новообразовании возраста - внимание. Выясним как влияет уровень развития внимания на успешность обучения детей. И влияет ли оно вообще?
Целью исследования является определение влияния уровня развития внимания на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Для этого я определила критерии и показатели по которым я смогу это проверить.
Таблица 2.2.
Результаты констатирующего среза (К1)
№ | Критерии | Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | Выраженность в уровнях |
Учащиеся |
1 | Саша З. | С | Н | С | Средний |
2 | Настя А. | С | С | С | Средний |
3 | Женя С. | Н | Н | С | Низкий |
4 | Виталик Д. | В | Н | С | Средний |
5 | Полина З. | С | С | В | Средний |
6 | Мария В.. | В | С | С | Средний |
7 | Александра С. | С | В | С | Средний |
8 | Ева Х. | С | Н | С | Средний |
9 | Дима М. | Н | С | Н | Низкий |
10 | Леня Б. | С | Н | Н | Низкий |
В – «высокий» С - «средний» Н - «низкий»
«Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения». То есть: «Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития устойчивости, концентрации, переключаемости , то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении. Если у ученика младшего школьного возраста доминирует средний (или выше среднего, высокий) уровень развития устойчивости, то с точки зрения проблемы внимания неуспехов в обучении не будет».
Для этого мы провели констатирующий срез, для выявления уровня развития концентрации внимания, устойчивости и переключаемости внимания и учеников 2 класса. Мы выявили что на низком уровне находятся 3 ученика, на среднем 7 учеников.
Таблица 2.3.
Результаты контрольного среза (К2)
№ | Критерии | Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | Выраженность в уровнях |
Учащиеся |
1 | Саша З. | С | С | С | Средний |
2 | Настя А. | В | С | С | Средний |
3 | Женя С. | С | Н | В | Средний |
4 | Виталик Д. | В | Н | С | Средний |
5 | Полина З. | В | С | В | Высокий |
6 | Мария В.. | В | С | С | Средний |
7 | Александра С. | С | В | В | Высокий |
8 | Ева Х. | С | С | С | Средний |
9 | Дима М. | Н | С | С | Средний |
10 | Леня Б. | С | Н | С | Средний |
В – «высокий» С - «средний» Н - «низкий»
По результатам контрольного среза мы выявили, что на на низком уровне учащихся нет; на среднем 8 учеников, на высоком 2 ученика. У половины учащихся контрольной группы уровень успеваемости повысился . На констатирующем и контрольном срезе мы применили методику отслеживания : Тест Тулуз-Пьерон. Одной из психофизиологических методик для исследования свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости ).
Таблица 2.4.
Сравнительные показатели констатирующего и контрольных срезов (К1 и К2)
№ | критерии группа | Концентрация внимания | Устойчивость внимания | Переключаемость внимания | Выражение в уровнях |
К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 |
1 | Саша З. | С | С | Н | С | С | С | Средний | Средний |
2 | Настя А. | С | В | С | С | С | С | Средний | Средний |
3 | Женя С. | Н | С | Н | Н | С | В | Низкий | Средний |
4 | Виталик Д. | В | В | Н | Н | С | С | Средний | Средний |
5 | Полина З. | С | В | С | С | В | В | Средний | Высокий |
6 | Мария В.. | В | В | С | С | С | С | Средний | Средний |
7 | Александра С. | С | С | В | В | С | В | Средний | Высокий |
8 | Ева Х. | С | С | Н | С | С | С | Средний | Средний |
9 | Дима М. | Н | Н | С | С | Н | С | Низкий | Средний |
10 | Леня Б. | С | С | Н | Н | Н | С | Низкий | Средний |
В – «высокий» С - «средний» Н - «низкий»
Таким образом из таблицы видно , что у всех детей 2 « а » класса скорость выполнения задания находится на хорошем , высоком уровне или на уровне возрастной нормы . Так же мы видим , что в классе нет не успевающих учеников или учеников с очень низкой успеваемостью , что подтверждает нашу гипотезу о взаимосвязи уровня развития внимания и успешности в учебной деятельности . И мы видим что у всех учащихся результат улучшился или остался на прежнем уровне.
Исследование внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется методика. Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Специальные психологические исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успеваемость по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Развивая те или иные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по различным предметам.
Представленные психодиагностические методики направлены на исследование различных свойств внимания.
Характеристика класса.
В классе 14 мальчиков и 16 девочек. Состав класса не меняется с 1 года обучения. По успеваемости класс находится на среднем уровне.
Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. В классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются.
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном понимании и уважении.
Восприимчивость,интерес к новому,трудолюбие,усидчивость,самостоятельность,дисциплинированность помогли большинству детей добиваться хороших результатов в учебе.
Учащиеся активно осваивают образовательное пространство школы, занимаясь в кружках.Знания,умения и навыки,полученные ими в других видах деятельности,положительно отражаются и на учебе.Этих детей отличают организованность. Классный руководитель стремиться вовлечь во внеурочные мероприятия детей с низким уровнем развития познавательных процессов,имеющих трудности в учебе. С ними проводятся индивидуальная работа,дополнительные занятия.Также ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов.
В целом, согласно данным социометрии структура класса такова:
«Звезды» (4) -
«Предпочитаемые» (16) -
«Пренебрегаемые» (7) –
Изолированные» (5) -…
В классе отсутствуют «отвергаемые».
Как таковые группы выражены слабо. Учащиеся во время перерыва взаимодействуют с каждым.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом.
На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом.. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг
Проложение.
Дидактические игры
-
«Шерлок Холмс»
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду;закрепление порядка следования чисел при счёте .
Содержание игры:
На доске панно для задания. Детям даны ключики, нумерация идет от 212 по 222, расположены в разброс. Их задача, расположить ключики на панно в правильном порядке, и найти определенный ключ(221, чтобы открыть дверь…). Так же нужно сказать соседей данного числа, после чего следует и какое число стоит до.
-
«Жемчужина»
Дидактическая цель: закрепить умения решать задачи разных видов; развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, мыслительные операции.
Содержание игры:
На панно представлен корабль, за «тучками» спрятаны задачи. Ребенок прочитав задачу, попробовав ее решив найти правильный ответ на борту, и волнах корабля. Правильно подобрав ответ к каждой задаче сможем найти «клад».
-
«Как то в цирке»
Дидактическая цель:формировать навык устного счёта, мышление, сообразительность; совершенствовать вычислительные умения;умение переключать и правильно перераспределять внимание.
Содержание игры:
На панно точка отсчета 42, шарики с вычислительными операциями. Детям, нужно правильно совершить арифметическое действие. После воссоздания вычислительного ряда, составить буквы данные под ответами в слово(воссоздание буквенного ряда- числа начиная с наименьшего ответа ).
-
«Микки лабиринт»
Дидактическая цель: закрепить знания о составе чисел второго десятка, развивать память, мышление;усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развитие внимания.
Содержания игры:
На панно круг лабиринт, изображены цифры от 1- 20 одного цвета, 1-20 другого цвета. Нужно найти , и полпорядка рассчитать в прямом и обратном порядке. Затем, на указанной число ребенок должен назвать состав этого числа.
-
«Фикси- умелки»
Дидактическая цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её;развивать произвольное внимание.
Содержание игры:
Перед учениками панно, на которой изображены хаотично переплетающиеся геометрические фигуры, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
Ребенок который нашел все фигуры, описывает, говорит характерные черты (у квадрата четыре угла и т.д). Затем следует расположить данные геометрические фигуры в алфавитном порядке, за каждой фигуркой буква, сложа все узнают тему урока.
-
«Кубик- Крош »
Дидактическая цель: : развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков ;закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых; развития внимания.
Содержание игры:
Данная игры проводится в начале урока. Проводится арифметический диктант. Один ученик у доски, заполняет таблицу , выбирая правильные ответы. Проверив правильность решения , с классом замени каждое число суммой разрядных слагаемых. (число 84, содержит 8 десятков и 4 единицы)
-
«Минь -0-ны»
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа;закрепить приёмы арифметических действий, развивать внимание, мыслительные процессы, память.
Содержание игры:
Перед детьми на панно , дана корзина с указанием определенного числа, выше фрукты- на которых составлены примеры (и примеры которые не подходят к данному числу). Решив примеры, должен определить какие именно фрукты попадут в корзину. Затем, составить примеры, не повторяясь ,подходящие под данное число.
-
«Зверопой»
Дидактическая цель: Способствовать развитию математической речи, памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления; Развивать логическое мышление, смекалку, умение мыслить наперед; закрепить приёмы арифметических действий на сложение, деление и умножение.
Содержание игры:
На панно расположены герои «Зверополиса», ребенок должен выбрать одну из четырех картинок, открыть ее и выполнить задание предложенное каждым зверенком.
1 Магические квадрат: восстановить числовой ряд чтобы по вертикали, горизонтали и наискосок получилось одно и тоже число.
2 «крестик нолик» восстановить ряд фигур: треугольник , квадрат, круг- чтобы ни одна фигура больше не повторялась в ряду.
3 «все любят лабиринт» нужно подобрать такие числа , чтобы результат по вертикали и горизонтали получился как задан лабиринтом. И найти сумму всего лабиринта.
4 «сколько лет Тартиле», на панцире черепахи расположились числа указывающее , сколько ей лет. Нужно найти оптимальное решение для нахождение возраста черепахи. (сложить все числа, или панцирь разделен на 8 частей, даны два круга чисел, и способом умножения найти сколько ей лет).
-
Упражнение на развитие способности к переключению внимания
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее6, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее, например, растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
-
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий; несколько неоконченных рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят назвать несоответствия.
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина (подберите рисунки).
По всем трем заданиям оценивается результативность – число правильно названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.
-
Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Предлагается детям, умеющим читать.
На бланке (рисунок 1) напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.
Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал. Придумайте смешные слова, детям это всегда нравится.
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧПУХ
ТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖО
КВИАИПШУБАЫВАКРТЬАМАМАОИПСАЗШАР
ОТШМЛОРОРВВУРАНСТРАЛГПАЛКАНИОПАР
ОДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМЫШКА
рис. 1
-
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например «а»).
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменится результативность.
Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой стоке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.
-
Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.
Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
-
Упражнения на развитие распределения внимания
Если ребенок владеет обратным счетом (например, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).
Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).
Усложнять выполнение этого задания можно, постепенно ускоряя обратный счет или повышая трудность физических упражнений.
Фиксируйте время выполнения и количество ошибок.
Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).
На рис. 2 представлена таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.
Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось для выполнения всего задания.
Если это задание оказалось трудным для ребенка, составьте более простую таблицу, например, из 9 клеток (рис. 2а)
3 | 30 | 9 | 18 | 28 | 24 | 21 | 11 | 31 | 7 | 15 | 34 | 1 | 22 | 12 | 6 | 19 | 25 | 16 | 35 | 13 | 27 | 10 | 33 | 4 | 3 | 13 | 9 |
8 | 1 | 6 |
11 | 15 | 4 |
рис.2а
рис. 2
-
Упражнение на развитие объема внимания
Для проведения этого упражнения необходимо два рисунка (рис. 3, 4).
Ни рис. 3 в восьми квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. 4 с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами.
Время показа одной карточки 1 – 2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.
Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
1 2 3
4 5 6 7 8
рис. 3
1 2 3
4 5 6 7 8
Внимание- это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определённые их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. Именно внимание определяет, что из окружающего мира выделит, увидит, услышит, запомнит ребёнок, что и как войдёт в систему его знаний. Поэтому интересен и важен период обучения детей в начальной школе. В поле внимания младших школьников попадает много нового, у них возникают яркие впечатления. Однако особенностью внимания детей этого возраста является непроизвольность, легкая переключаемость, не большой объём. Это не позволяет надолго сосредоточится на одном предмете или действии. Младшие школьники обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Именно невнимательность и является одной из причин плохой успеваемости. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. И чтобы справится со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Помочь в этом может работа по развитию внимания, его основных свойств: концентрации, объёма, переключения, распределения и устойчивости. Это будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.