СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тфорческая работа и рекомедации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

Районный методический кабинет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №153 ГОРОДА ДОНЕЦКА»






Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

(5-6 лет)












Подготовила:

Приходько Т.В.,

педагог-психолог

МДОУ «ЯСЛИ-САД №153 Г.ДОНЕЦКА»











2019 г.

г. Донецк


Аннотация.

Творческая работа посвящена обсуждению темы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В работе представлен обзор работ авторов, актуализирующих указанную тему, освещены особенности воображения детей старшего дошкольного возраста. Показан личный опыт педагога-психолога по определению уровня воображения и создание условий для развития творческого потенциала воспитанников в рамках дошкольного учреждения.

Цель работы: Изучение особенностей воображения и создание условий для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели потребовалось решить ряд исследовательских задач:

1.Провести теоретический анализ литературы по данной проблеме.

2. Определить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста путем экспериментального исследования.

3. Разработать систему работы у участниками образовательного процесса, которая будет направлена повышение уровня воображения (комплекс игровых упражнений для развития воображения детей 5-6 лет).

4. Выявить влияние комплекса игровых упражнений на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый педагогический эффект: Создание условий для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, накопление практического материала по развитию воображения у дошкольников. 

Ключевые слова: Воображение, развитие, исследование, творчество, игровая деятельность.









СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

    1. Информационная справка.

    2. Актуальность предложенной темы.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

    2. Условия развития воображения дошкольников 5-6 лет.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников

3.2. Комплекс упражнений для развития воображения детей старшего дошкольного возраста

3.3 Влияние комплекса упражнений на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста


ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ



ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

    1. Информационная справка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 153 ГОРОДА ДОНЕЦКА» комбинированного типа, расположенное по адресу: 83058, г. Донецк, ул. Благоустроенная, 18, функционирует с 1 сентября 1961 года. Главная цель учреждения – реализация прав граждан на получение дошкольного образования, удовлетворение потребностей граждан в надзоре, уходе и оздоровлении детей, обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, создание условий для их физического, умственного и духовного развития. Коллектив МДОУ работает над решением ряда педагогических задач:

1. Способствовать формированию профессиональной компетентности педагогов в области освоения нового государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Спроектировать оптимальную модель образовательного процесса с учетом обеспечения рационального двигательного режима воспитанников в условиях МДОУ.

3.Совершенствовать познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования проектно-исследовательской деятельности.

В МДОУ № 153 функционируют шесть садовых групп, из которых 1 – группа раннего возраста (на этаже) и 1 специализированная группа: логопедическая (для детей с нарушениями речи). Общее количество детей (по состоянию на 01.09.2018 г.) насчитывает 135 воспитанников (девочек – 69, мальчиков – 66). Среди них количество детей до 3-х лет составляет 18 детей, от 3-х и выше – 117 детей, в том числе шестилетних – 31 детей, семилетних – 30.

I младшая группа – 18 детей; II младшая группа – 24 детей;

Средняя группа – 25 детей; Старшая группа – 25 детей;

Подготовительная группа – 25 детей;

Логопедическая группа – 18 детей.

Деятельность психологической службы в МДОУ «ЯСЛИ-САД №153 Г. ДОНЕЦКА» четко спланирована и осуществляется согласно Типовому положению о психологической службе в системе образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки от 06.08.2015 г. №378, зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015 г. №378, письму Министерства образования и науки ДНР №2207\21-58 от 03.08.2018 г. «Информационно-методическими материалами по организации, планированию деятельности и ведению документации специалистов психологической службы в 2018-2019 учебном году», других нормативных актов, приказов и распоряжений ведомственного характера. Психологическая служба работает в составе: педагог-психолог Приходько Т.В., - 0.5 ст. и регламентируется функциональными обязанностями, утвержденными руководителем МДОУ. Работа специалиста службы осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем МДОУ и согласованным с руководителем РМО. Служба имеет соответствующее нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение. Документация ведется в соответствии с современными требованиями.

Проблема, по которой планирует работу педагог – психолог МДОУ Приходько Т.В.: «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса МДОУ по укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание условий для развития творческого потенциала воспитанников в рамках дошкольного учреждения».

Задачи психологической службы МДОУ:

  • Проанализировать, обобщить и представить значимые профессиональные результаты своей работы с целью прохождения аттестации в 2018-2019 учебном году.

  • Изучение особенностей воображения и создание условий для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной организации.

  • Психологический анализ и создание условий для развития эмоционально комфортной социальной ситуации в МДОУ, выявление основных проблем, причин их возникновения, поиск путей и средств их решения.

  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе, психологическое сопровождение детей, нуждающихся в особом внимании согласно с требованиями ГОС ДО.

    1. Актуальность предложенной темы.

Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и выяснить способы его развития.

Цель работы: Изучение особенностей воображения и создание условий для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.



Для достижения цели потребовалось решить ряд исследовательских задач:

1.Провести теоретический анализ литературы по данной проблеме.

2. Определить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста путем экспериментального исследования.

3. Разработать систему работы у участниками образовательного процесса, которая будет направлена повышение уровня воображения (комплекс игровых упражнений для развития воображения детей 5-6 лет).

4. Выявить влияние комплекса игровых упражнений на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение – познавательный психический процесс, способствующий созданию новых образов на основе раннее сформированных представлений, прошлого опыта человека. Это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста изучалась такими учеными, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Г. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Е.Е. Кравцова, Е.А. Флерина и др.

Л.С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение – позволяющее на раннем этапе представить сказочные образы, а затем и творческое воображение – благодаря которому, создается принципиально новый образ. У детей 5-6 лет воображение может опираться на такие представления, которые вовсе не похожи на замещаемые предметы. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения, как особого психического процесса. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и последующее обогащение деталями, придание конкретности. Ребенок престает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое, появляется творческое воображение.

В.В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного избитого решения, создание нового, оригинально произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения.

Д.Б. Эльконин обращает внимание на такую особенность воображения детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет ребенку в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому, что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно – образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. Второй особенностью воображения является организация уже не наличной ситуацией, а собственного опыта ребенка. Причем так же, как и первая особенность, она предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Специфика третьей особенности воображения детей старшего дошкольного возраста– наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. Отмечено, что сенситивным периодом для воображения является именно старший дошкольный возраст, поскольку именно на этом этапе развития ребенка активизируется воссоздающее, а после творческое воображение ребенка. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Таким образом, следует отметить, что дошкольное детство – период интенсивного развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Дети дошкольного возраста осваивают приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.



2.2.Условия развития воображения дошкольников 5-6 лет

Для развития воображения детей старшего дошкольного возраста необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми, освоение различных видов деятельности.

  1. Игровая деятельность.

Творчество вплетено в игровую деятельность, а игровая деятельность, в свою очередь способствуют всестороннему развитию ребенка, в том числе и развитию воображения. Именно в игре происходит переход непроизвольного воображения в произвольное. Особым видом игры, имеющим огромное значение для развития воображения детей старшего дошкольного возраста, является сюжетно-ролевая игра.

 В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать творческие сюжетные игры, в которых ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий. Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. А условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.

  1. Изобразительная деятельность и конструирование.

Изобразительная деятельность, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Ребенок старшего дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, лепки, но и способность представлять конечное произведение в уме.

В процессе изобразительной деятельности включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Изобразительная деятельность помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком - создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось.

  1. Сказкотерапия

Сказка сама по себе является основой для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов. Воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт. В процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, воображения. У детей развивается творческое воображение, они учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами. Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально задействовать его эмоции, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников

Определение уровня развития воображения осуществлялось путем исследования.

Цель исследования – определить уровень воображения и изучить влияние комплекса упражнений на развитие воображения у детей 5-6 лет

Объект исследования – процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие воображения у детей 5-6 летнего возраста.

Гипотеза исследования: специально подобранный комплекс упражнений влияет на развитие воображения старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в экспериментальном исследовании накоплен практический материал по развитию воображения у старших дошкольников. 

База исследования: МДОУ «ЯСЛИ-САД №153 Г.ДОНЕЦКА»

Участники исследования: 23 воспитанника старшей группы, среди них – 14 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст детей – 6 лет. (приложение 1).

Для исследования воображения старших дошкольников (5-6 лет) была использована методика «Как спасти зайку» (приложение 2)

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент (февраль 2018 год);

Второй этап – формирующий эксперимент (март 2018 год);

Третий этап – контрольный эксперимент (апрель 2018 года);

Результаты констатирующего эксперимента изучения воображения с использованием методики «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева (приложение 3) следующие: в большинстве случаев дети выбирали предметы для спасения зайки, которые можно использовать в готовом виде. Например, посадить зайку в ведро или на тарелку, протянуть ему палочку для спасения. Несколько детей предложили смастерить из бумаги кораблик для зайчика.

Таблица 1.

Способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию

(Методика «Как спасти зайку»)

Уровень

Баллы

Количество человек

Процентное соотношение

Низкий

1 балл

14

61 %

Средний

2 балла

2

9 %

Высокий

3 балла

7

30 %

Вывод:

Таким образом, ссылаясь на результаты исследования, можно отметить, что такой психический познавательный процесс как воображение, у данной выборки (или лучше: в данной группе) развит недостаточно и требует коррекционно-развивающей работы, несмотря на определенный процент высоких показателей.


3.2. Комплекс упражнений для развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Для проведения коррекционно-развивающей работы был подобран комплекс упражнений (приложение 4).

Цель комплекса: развитие воображения и творческих способностей детей, умения создавать оригинальные образы, умения формулировать свои замыслы в словесной форме.

Подобранный комплекс состоит из 5 занятий, структура которых включат в себя по три упражнения на развитие воображения и творческих способностей детей

Длительность одного занятия составляет 30 – 35 минут.

Занятие № 1 – «Волшебный мешочек».

Занятие № 2 – «В стране Вообразилии».

Занятие № 3 – «Путешествие в сказку. Часть 1».

Занятие № 4 - «Путешествие в сказку. Часть 2».

Комплекс развивающих упражнений проводился в течение марте 2018 года.

Гипотеза исследования заключается в том, что подобранный комплекс упражнений способствует развитию воображения старших дошкольников.

3.3 Влияние комплекса упражнений на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

По окончании формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент. Для проведения данной части исследования была использована та же методика «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева (приложение 2), как и при проведении констатирующего эксперимента. В контрольном эксперименте принимала участие та же выборка детей старшей группы в количестве 23 человек.

Результаты изучения воображения с использованием методики «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева (приложение 5) следующие: по сравнению с констатирующим экспериментом, идеи детей по спасению зайки стали более комплексными. Так, например, увеличилось число ответов, где дети предлагали сделать кораблик из бумаги или смастерить парашют с помощью ведерка, палочки и шарика. Никита Д. предложил сделать специальный контейнер, состоящий из ведерка и тарелки, чтобы зайка доплыл до берега и не намок.




Таблица 2.

Способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию

(Методика «Как спасти зайку»)

Уровень

Баллы

Количество человек

Процент

Низкий

1 балл

8

35

Средний

2 балла

5

22

Высокий

3 балла

10

43

Вывод по результатам исследования: Результаты контрольного эксперимента показали (приложение 6), что подобранный комплекс упражнений способствовал развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта. Однако, даже после проведения комплекса, в выборке есть дети, у которых уровень воображения остался на низком уровне, и требует дополнительного развития. Дальнейшее направление исследования видится в увеличении и разнообразии комплекса упражнений, а также в более длительном его использовании.

ВЫВОДЫ

Изученные в межаттестационный период теоретические основы по вопросу развития воображения и проведенное исследование позволяют сделать вывод о том, что одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Дошкольное детство – период интенсивного развития воображения, время, когда оно приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Современные же тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении воображения. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дает в результате оригинальные и ценные продукты. Однако стоит отметить, что воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел. Именно развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество, а творческое развитие молодого поколения - одна из главных задач современного общества.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ, Астрель, 2005. – 672 с.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: Союз 1999. – 305 с.

  3. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - № 5. - 2001. - С.57

  4. Лазаренко, Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - №28. – 2016.- С. 825-828.

  5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва: Наука 2005. - 592 с.

  6. Понамарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Понамарев. - М: Наука, 2001. – 304 с.

  7.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

  8. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 656 с.

  9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М. : Гумаит. Издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.

  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003. – 712 с.

  11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 703 с.

  12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М., 1994. — 168с.

  13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/27/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya tvorcheskogo. (дата доступа 29.03.2018).



Приложение 1

Список детей старшей группы МДОУ «ЯСЛИ-САД №153 Г.ДОНЕЦКА»

Ф.И. ребенка

Возраст

1

Александра А.

5,10

2

Алина А.

5,3

3

Мария Б.

6,4

4

Богдан В.

5,8

5

Вика В.

5,9

6

Даниил Г.

6,4

7

София Г.

5,7

8

Кира Г.

5,8

9

Никита Д.

5,8

10

Вика К.

6

11

София Л.

5,9

12

Лиза М.

6

13

Эмзар М.

6,4

14

Егор О.

5,8

15

Анна О.

5,8

16

Антон П.

6,2

17

Роман П.

6,3

18

Мария Р.

6,4

19

Евгений С.

6,2

20

Никита Т.

5,8

21

Анастасия Ш.

7

22

Саша Ш.

6,8

23

Валерия Ш.

6,2

























Приложение 2


Методика «Как спасти зайку» (В.Синельников, В.Кудрявцев)

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

  • блюдце,

  • ведерка,

  • деревянная палочка,

  • сдутый воздушный шарик,

  • лист бумаги,

  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

  • Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.

  • Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.

  • Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.

Приложение 4

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятие № 1

Тема: «Волшебный мешочек»

Цель: развитие творческого воображения, умения формулировать свои замыслы в словесной форме.

Ход:

Детям показывают волшебный мешочек и говорят, что в нем содержаться различные задания.

Принесла я вам в мешочке
Много разных мелочей!
Интересные задания
Подходи, бери скорей!

1.Упражнение «Рассказ о синем (красном, желтом) предмете»

Детям по очереди предлагается достать из мешочка круги (все круги разного цвета). Задание: представить любой предмет данного цвета и составить о нем небольшой рассказ, историю.

2. Упражнение «Изобрази животное»

Дети по очереди тянут из мешочка карточки с изображением животного. Задание: изобразить животное без слов и звуков (пантомима).

3. Упражнение «Продолжи предложение»

Дети по очереди тянут из мешочка карточки с началом предложения. Взрослый зачитывает начало, а ребенок должен закончить предложение.

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили на занятии?

2. Что мы сегодня делали на занятии?

3. Что вам понравилось больше всего?

Занятие № 2

Тема: «В стране Вообразилии»

Цель: развитие творческого воображения, создание положительного эмоционального отношения к занятиям.

Ход:

Мы едем, едем, едем

В далекие края

И много интересного

Узнаем, мы, друзья!

Детям предлагают отправиться в страну Вообразилию, где много интересного и занимательного. Для того, чтобы туда попасть, нужно выполнить интересное и веселое задание.

1. Упражнение «Фанты».

Детям по очереди предлагается тянуть фант и выполнять задание.

Примеры заданий: рассказать стихотворение, станцевать под различную музыку, рассказать любимую сказку, придумать добрый поступок, придумать всем детям ласковое имя и т.д.

Детям сообщают, что они хорошо справились с заданием и попали в страну Вообразилию. В этой стране все любят фантазировать и воображать.

2. Упражнение «Фигура, замри!».

Детям предлагается двигаться под музыку. Задание: когда остановится музыка, придумать фигуру и замереть. Когда ведущий активизирует фигуру, нужно рассказать что это за фигура и что она сейчас делает.

3. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Рефлексия

1. Что мы сегодня делали на занятии?

2. Что вам понравилось больше всего?

Занятие № 3

Тема: «Путешествие в сказку. Часть 1»

Цель: развитие воображения, творческих способностей детей, умения перевоплощаться в задуманный образ.

Ход:

Много сказок есть на свете!

Сказки очень любят дети!

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Детям предлагается прослушать русскую народную сказку «Теремок» с использованием инновационной технологии – лэпбука (папка – передвижка с использованием пальчикового театра).

1. Чтение сказки «Теремок»

2. Упражнение «Превратись»

Каждому ребенку предлагается выбрать понравившийся персонаж и превратиться в него, изобразить его повадки, стиль поведения.

3. Упражнение «Волшебный дом»

Детям предлагается придумать свой вариант теремка (самого дома), нарисовать и рассказать про него.

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили на занятии?

2. Что мы сегодня делали на занятии?

3. Что вам понравилось больше всего?

Занятие № 4

Тема: «Путешествие в сказку. Часть 2»

Цель: учить детей воображать различные ситуации, активизировать творческое мышление и воображение.

Ход:

Сказка в гости к нам пришла

Интересная она

В сказке много волшебства

Учит нас добру она!

1. Упражнение «Закончи сказку»

Детям показывают картинки с изображением предмета и зачитывают начало сказки, затем предлагая продолжить ее.

Например, жила-была непослушная пуговица…эта история про одну зубную щетку…однажды два ботинка поругались…ночью игрушки оживают и тогда…и т.д.

2. Упражнение «Вообрази героя»

Детям предлагается описать героев сказки (какие они? почему? что делают?)

Перечень героев: например, Красная Шапочка, Баба Яга, Колобок, Белоснежка, Волк, Вини-Пух, Герда, Змей Горыныч и т.д.

Затем можно предложить детям описать их любимых героев, которых еще не называли.

3. Упражнение «Волшебники»

Предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили на занятии?

2. Что мы сегодня делали на занятии?

3. Что вам понравилось больше всего?





















Приложение 6

Сравнение результатов исследования по методике

«Как спасти зайку»

Первый шаг в подсчете T-критерия – вычитание каждого индивидуального значения "до" из значения "после".



До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо-tпосле)

Абсолютное значение разности

3

1

-2

2

1

3

2

2

1

3

2

2

1

1

0

0

3

3

0

0

3

3

0

0

1

3

2

2

1

2

1

1

3

3

0

0

3

3

0

0

1

1

0

0

1

3

2

2

1

1

0

0

1

1

0

0

1

2

1

1

1

1

0

0

3

3

0

0

1

2

1

1

3

3

0

0

1

1

0

0

2

2

0

0

1

1

0

0

2

2

0

0



Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно).



Номера мест в упорядоченном ряду

Расположение факторов по оценке эксперта

Новые ранги

1

0

8

2

0

8

3

0

8

4

0

8

5

0

8

6

0

8

7

0

8

8

0

8

9

0

8

10

0

8

11

0

8

12

0

8

13

0

8

14

0

8

15

0

8

16

1

17

17

1

17

18

1

17

19

2

21

20

2

21

21

2

21

22

2

21

23

2

21

Гипотезы.

H0: Показатели после проведения опыта меньше значений показателей до эксперимента.

H1: Показатели после проведения опыта превышают значения показателей до эксперимента.





До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо-tпосле)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

3

1

-2

2

21

1

3

2

2

21

1

3

2

2

21

1

1

0

0

8

3

3

0

0

8

3

3

0

0

8

1

3

2

2

21

1

2

1

1

17

3

3

0

0

8

3

3

0

0

8

1

1

0

0

8

1

3

2

2

21

1

1

0

0

8

1

1

0

0

8

1

2

1

1

17

1

1

0

0

8

3

3

0

0

8

1

2

1

1

17

3

3

0

0

8

1

1

0

0

8

2

2

0

0

8

1

1

0

0

8

2

2

0

0

8

Сумма


276

Сумма по столбцу рангов равна ∑=276

Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:



Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно.

Теперь отметим те направления, которые являются нетипичными, в данном случае – отрицательными. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т:

T=∑Rt=21=21

По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для n=23:

Tкр=62 (p≤0.01)

Tкр=83 (p≤0.05)

Зона значимости в данном случае простирается влево, действительно, если бы "редких", в данном случае положительных, направлений не было совсем, то и сумма их рангов равнялась бы нулю.

В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмпкр(0,01).

Гипотеза H1 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта.