Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 им. Л.С.Новиковой»
Развитие чтения как эффективное
средство обучения школьника.
(реферативно-исследовательская)
Автор:
Чеснокова Ксения
7 «А» класс
Руководитель:
Румянцева Г.В.
учитель русского языка
и литературы
Кызыл 2016
Содержание ( оглавление):
- Введение ( обоснование выбранной темы)
- Основная часть
- Заключение ( выводы)
- Список используемой литературы
- Приложения
Введение
А) Актуальность и проблема исследования
Данная тема «Развитие чтения как эффективное средство обучения школьника» представляет особую актуальность, так как решение проблемы развития навыка чтения у школьников является весьма актуальной. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли учащиеся нашей школы, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед нами стоит первостепенная задача – научиться сознательно, бегло и выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Б) Гипотеза. Цель. Задачи
Цель : На основе анализа опроса учащихся, учителей, анкет, просмотра читательских формуляров в школьной библиотеке, научной и методической литературы, выявить умения школьников работать с книгой, относиться к чтению как труду и кропотливой работе.
Для достижения целей и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования. Виды чтения ( просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее)
2. Определить понятия: «навыка чтения», «беглости», «осознанности», «выразительности» и «правильности».
3. Определить роль книги в жизни человека.
Объект исследования – Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 7. В исследовании принимали участие учащиеся 7, 10-11 классов.
Также нами было проведено анкетирование учителей . Всего было опрошено 15 учителей. Анкетирование проводилось с целью изучения проблемы формирования навыков чтения как основного средства обучения развития школьника и отношения к чтению наших учащихся.
Предмет исследования – благодаря книге, можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Гипотеза исследования – навык быстрого чтения у школьников будет развиваться успешно при условии, если:
- если учащиеся постоянно будут пополнять свой словарный запас, развивать свою речь посредством систематической работы с книгой;
- сами учащиеся должны воспитывать в себе « умение читать», потому что чтение – это тоже искусство, т.к. писатель вложил в свое произведение глубину своих мыслей и чувств.
- будут учтены возрастные и индивидуальные различия школьников.
Новизна - современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку не только наш сегодняшний помощник – компьютер, но и книга. « Наше Завтра»– это информационное общество. Мы извлекаем нужную информацию не только посредством компьютера, но и через книгу.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирические:, наблюдение, анкетирование учителей и учащихся
Основная часть. Название работы.
1. В нашей школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтение имеет для развития речи детей. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.
Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.
Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема.
Анализ читательских формуляров нашей библиотеки показал, что ученики начальной школы больше посещают библиотеку, а значит – больше читают. Из 378 человек начальной школы активными читателями библиотеки являются 108 человек. В классах среднего звена уже нет такой активности. В средней школе активными читателями являются 107 человек. 10,11 классы читают только по программе.
Проверка техники чтения среди 2-4 классов показала, что из 238 учащихся не справились 65 человек, что составляет 27 %.
Всё вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших школьников.
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам литературы.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Из беседы, анкет учащихся, можно было услышать такое: « Зачем тратить несколько дней, чтобы прочитать одну книгу?». Компьютерные игры намного интереснее. Лучше свободное время провести за компьютером, заняться спортом, погулять или, если нужно, посмотреть фильм, поставленный по произведению.
Действительно, компьютер – это то, без чего мы не можем представить свое будущее. Так же, к примеру, нам трудно понять, как люди раньше жили без мобильных телефонов. Почти у каждого из нас есть компьютер. Он помогает нам сэкономить время, дает возможность быстро найти необходимую информацию, отвлечься от повседневных проблем. Можно еще много говорить о пользе компьютера. Но нельзя всю жизнь посвятить компьютеру, нельзя утверждать, что думать за нас будет только машина, что компьютерные игры заменят чтение. Думать и решать способен только человек. Читать или не читать – это вопрос, на который каждый отвечает по своему. А компьютер только поможет нам в этом. Можно утверждать, что сейчас формируется новая модель чтения. Была эпоха рукописной книги, затем печатной. Сейчас популярностью пользуется аудиокнига, чтение с компьютера.
Конечно, может, проще посмотреть фильм, снятый по мотивам книги, чем эту книгу прочитать. Но в фильме может не оказаться запомнившегося нам смешного и остроумного выражения, интересного эпизода, который заставил бы поразмышлять. Книга – источник знаний. Она дает нам колоссальный опыт. Она помогает стать человеку культурным, воспитанным. Книга учит жить. Читая книги В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского, мы учимся видеть красоту природы, любить животных и птиц, познавать великую тайну окружающего нас мира. Книги о Великой Отечественной войне В.Быкова, Б.Васильева, Ю.Бондарева, В.Кондратьева – это книги о славе, гуманизме и подвиге русского солдата, это бесценный урок для нас читателей. Но большая часть художественной литературы посвящена человеку, она помогает нам понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в своих друзьях, какими мы должны быть, какими не должны, поможет найти свое место среди людей. Поэтому чтение – это труд, кропотливая работа и результат ее виден не сразу.
Из опроса учителей следует вывод, что на уроках учителями русского языка и литературы, истории и обществознания, биологии, географии используются все виды чтения ( просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее). Больше на уроках, конечно, используется ознакомительное чтение, когда нужно найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу, охватить содержание в самом общем виде. Темп ознакомительного чтения по норме не должен быть ниже 180 слов в минуту. А наши учащиеся не справляются с этой нормой и читают ниже этого темпа.
Была проверена техника чтения во 2-4ых классах. Из двухсот девяти человек не справились с техникой чтения – 44 человека.
Из-за плохой техники чтения ребята не всегда понимают смысл прочитанного, не могут определить главную мысль. Отсюда не могут пересказать текст учебника, оформить монологический ответ. Хотя из опроса учителей было выявлено, что преподаватели применяют различные приемы чтения:
- по цепочке
- жужжащие
- парами – друг другу
- выразительные
- по ролям
- комментированное
- выборочное
Как сами ребята относятся к чтению показали их анкеты:
Всего в анкетировании принимали участие 102 человека. ( 7,10- 11 классы).
Первый вопрос анкеты был 1. «Любишь ли ты читать?». Да – 61 человек, нет – 40, редко и смотря что – 1.
На вопрос 2. «Устраивает ли тебя скорость чтения и твои речевые умения», большинство ответили «да»
3. «Записан ли в библиотеку? Какую? Сколько раз в месяц посещаешь библиотеку?» 23 человека ответили, что записаны в школьную библиотеку, 5 человек записаны в городские библиотеки.
1 раз в месяц посещают – 2 человека
Редко – 4 человека
3 раза – 2
2 раза – 3
Остальные ходят в библиотеку по мере надобности
4. « О чем любишь читать?» ( фантастика – 53 человека, ужасы-36 приключения – 35, детективы – 31, о животных – 5, по школьной программе – читают старшие классы, о сверстниках- 10 человек, философские – 10 человек, энциклопедии – 4 человека, о природе – 1 человек,
5. « Как называется последняя прочитанная тобою книга?». На этот вопрос ребята многие затруднились ответить. Или ничего не ответили, или не помнят, некоторые ребята написали названия сказок, только несколько человек отметили книги, которые надо читать в их возрасте. ( « Остров сокровищ» Стивенсена, « Приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо,
« Приключения Шерлока Холмса» )
6. « Твоя любимая книга?» поставил в тупик. У 10 человек нет вообще любимых книг, некоторые ребята ответили « Гарри Поттер», « Сумерки», «Рассвет», «Властелин колец», « Шерлок Холмс», « Тарас Бульба».
Некоторые учащиеся в качестве любимых книг написали детские сказки: « Кот в сапогах», «Волк и семеро козлят», « Три поросенка», «Красная шапочка».
7. « Есть ли в семье домашняя библиотека?» 41 учащихся ответили – да, 42 человек- нет, 32 учащихся воздержались.
Заключение
Из всего сказанного можно сделать вывод, что ребята читают мало, в библиотеки не записаны, ходят только по принуждению. Уровень чтения для их возраста оставляет желать лучшего.
Чтение всегда занимало и будет занимать в жизни человека важное место. Особенно, если он заинтересован в успешной работе и в дальнейшем – в интересной и хорошо оплачиваемой работе. Большинство школьников все- таки читают, просто нам читать приходиться не только книги и справочную литературу, но и электронные книги. Из-за большого объема информации, которая поступает из разных источников, чтение по неволе становится поверхностным, быстрым. Этот тип чтения нередко переносится и на чтение художественной литературы. Именно это и беспокоит наших родителей и учителей. Школьники сегодня относятся к книге не как к учебнику жизни, а как к одному из средств информации. Вернувшись к формулировке гипотезы моей работы был сделан вывод:
Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:
ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;
выставки детской книги;
читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков;
программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;
совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводится родителям и учащимся. Ребята должны сами работать над формированием навыков чтения и организовывать свое домашнее чтение, развивать внимание к слову и ее частям, развивать гибкость и скорость своего чтения, про себя и вслух.
Пополнение фондов школьной библиотеки и современной литературы.
Список используемой литературы:
1. Бирюкова, Л. Г. Грамотность в меняющемся мире/ Л. Г. Бирюкова //Читающая Россия: мифы и реальность: сборник статей по проблемам чтения. – М.: Либерея, 1997.
2. Вин, М. Ленивые читатели/ М. Вин //Первое сентября. - 1995. - №99
3. Плотников, С.Н. Чтение и экология культуры/ С. Н. Плотников //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
4. Ринг, К. Чтение в информационном обществе/ К. Ринг //Читающая Россия: мифы и реальность: сборник статей по проблемам чтения. – М.: Либерея, 1997.
5. Через чтение в мировое образовательное пространство/ ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
6. Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран/ В. П. Чудинова //Социологические исследования. - 1994. - № 3.
7. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать?, М.: Советская Россия,1963.
Тема: Развитие чтения как эффективное средство обучения школьника.
Актуальность исследования
Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является развитие чтения учащихся на уроках и во внеурочное время.
«Чтение – вот лучшее учение», – гласит русская пословица. Человек, любящий читать, – это счастливый человек. Благодаря книге человек духовно обогащается. Чтение – это окошко, через которое мы знакомимся с миром, через которое мы познаем себя. Читая книги, мы открываем для себя что то новое, ищем ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь. Вместе с литературными героями отправляемся в неизведанные миры, переживаем, любим, порой огорчаемся, порой радуемся и не перестаем удивляться. Книги сопровождают нас всю жизнь. Они расширяют наш кругозор, учат мудрости, доброте, помогают найти выход из трудной ситуации и сделать правильный выбор, от которого может зависеть наша дальнейшая жизнь.
«Любите книгу – источник знаний», – писал М. Горький еще в начале XX века. Можем ли мы, живущие в начале XXI века, утверждать, что все любят читать? Действительно, Но почему то в наше время не все любят читать. Родители постоянно жалуются, что дети перестали учиться, не хотят читать, в голове у них одни компьютерные игры. Даже те, которые хорошо учатся, читают только произведения из школьной программы, да и то чаще в сокращении. Взрослые постоянно говорят: «Читайте, читайте, читайте! Расширяйте свой кругозор». Но многие подростки, молодые люди считают, что не нужно тратить время на чтение книг. Лучше свободное время провести за компьютером, заняться спортом, погулять или, если нужно, посмотреть фильм, поставленный по произведению. Многие рассуждают примерно так: «Зачем тратить несколько дней, чтобы прочитать одну книжку? Компьютерные игры намного интереснее».
. И результат виден не сразу. Научившись читать, человек берется за разные книги. И постепенно среди бесконечного разнообразия книг останавливается на тех, которые нравятся. Кто то любит читать исторические романы, кто то – детективы и фантастику, некоторые не могут жить без любовных историй. По разному читатели относятся к популярным книгам и авторам. Так, к примеру, одни восхищаются романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», у других вообще нет желания его читать даже после последней экранизации. Многим нравится Д. Донцова, некоторым – А. Кристи. Людям, которые выросли на компьютерных играх, интересны книги о параллельных мирах. К примеру, истории о Гарри Поттере любят читать и взрослые, и дети, хотя сейчас эти книги уже не так популярны, как несколько лет назад.
Можно много говорить о литературных вкусах людей, о том, кто какие книги любит читать. Главное все таки в другом. Настоящий читатель – это человек, который умеет использовать в своей жизни то, что почерпнул из книги. Чтение должно быть радостью, открытием, иначе оно теряет смысл. Чтение – это тропинка, которая ведет человека к вершине его духовного развития.
Цель исследования: на основе анализа научной и методической литературы, выявить пути развития навыков быстрого осознанного чтения чтения.
4. Подобрать необходимые тексты для развития навыка быстрого чтения у школьников.
Основными методами данного исследования являются:
База исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 4. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов.
Также нами было проведено анкетирование учителей . Всего было опрошено 5 учителей. Анкетирование проводилось с целью изучения проблемы формирования навыков чтения как основного средства обучения развития человека. Эффективность анкетирования заключается в том, что можно за короткое время провести опрос нескольких человек.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Но сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. Начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России. Особенно значительно меняется чтение детей и юношества.
Организация детского чтения – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей, как считает Л. Г. Бирюкова – это ключ к жизни в информационном обществе (1).
Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах в 80-е гг. интенсивно обсуждали проблемы так называемого «кризиса чтения», и особенно - чтения детей и юношества. В этот период были отмечены общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению на досуге, значительные различия в чтении мальчиков и девочек, юношей и девушек. В 90-е гг. развитие этих процессов продолжается во многих странах. Так, например, значительный спад интереса к чтению отмечается у групп школьников и молодежи в Швеции. В Германии сегодня у детей СМИ (и особенно телевидение) на первом, а чтение на втором месте. И в этих странах около трети подростков недостаточно умеет читать и писать, т.е. потенциально являются функционально неграмотными взрослыми (2).
Если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными (например, в последнее десятилетие его изучают ведущие социологи ВЦИОМа), то чтение детей остается, можно сказать, вне поля зрения социологов. В результате возникшей острой потребности получить новые знания о происходящих процессах исследованиями его занимаются те, которого по роду работы больше всего волнуют эти проблемы: учителя, психологи, издатели и другие специалисты. Основные же исследователи детского чтения в последнее десятилетие – это детские библиотекари (3).
Библиотекари – те, кто особенно волнуется о детском чтении. В последнее десятилетие они остро нуждались в получении новых и многоаспектных знаний о том, как меняется ребенок-читатель, как обновлять фонды библиотек и т. д. Не получая таких данных, библиотекари стали изучать детское чтение в контексте библиотечного обслуживания детей. Сегодня детскими библиотекарями проведен не один десяток таких исследований, однако проблема остается. Крайне необходимо фундаментальное исследование детского чтения в рамках всей страны (проведенное с учетом методик, использованных в международном исследовании PISA) (1). В. П. Чудинова считает, что мы остро нуждаемся в мониторинге процесса детского чтения в России (6).
Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое (1).
Кто любит читать - это преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Чем старше школьник, тем больше чтение по школьной программе теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие - спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики - подростки читают их больше, чем девочки (1).
Комиксы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, также как и журналы о животных и о природе. В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки гораздо предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.
Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне.
Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Неслучайны прокатившиеся по всей стране акции и конгрессы в поддержку чтения. Прошли многочисленные конференции, посвященные этой теме.Создано в России Межрегиональное отделение Международной Ассоциации Чтения с отделениями в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Екатеринбурге.
По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и чтению. Разработчики Программы выходят с призывом — мобилизовать участников движения "Молодая Россия читает!". Чтение как ядро культуры может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса.
Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.
Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов (3).
Сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов.
Объявляя десятилетие грамотности (2003-2012г.), ООН поставило перед всеми странами задачу предоставления подрастающему поколению возможности получать бесплатное, всеобщее и качественное начальное и среднее образование с тем, чтобы искоренить неграмотность (R. M. Torres “Education for all”).
Одной из первых частных проблем, которую надо решить сегодня является проблема резкого падения детского чтения в период перехода из начальной в среднюю школы. (5-6 классы, 10-12 лет) (6)
В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.
Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:
ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;
национальные и международные выставки детской книги;
выставки работ художников детской книги;
читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков;
программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;
программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан. Например, оригинальный проект Ростовской областной детской библиотеки «Волонтёры книжной культуры» (5).
Крупнейшие детские библиотеки сотрудничают с писательскими объединениями, местными отделениями Российского детского фонда, проводят много совместных акций с издательствами, редакциями профессиональных и детских периодических изданий и, конечно, со школами, органами управления образованием. Они вносят значительный вклад в решение вопросов привлечения к чтению подрастающего поколения, просвещения родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению в семье, экспертной оценки изданий для детей. Библиотеки становятся проводниками нового взгляда на чтение как национальную ценность и на распространение чтения как на общественную задачу.
Библиотеки ведут исследования в области детского чтения. Исследуются такие, например, проблемы, как активизация детского чтения в условиях развития новейших информационных технологий, современные тенденции распространения чтения среди детей и подростков, проблемы семейной грамотности, профилактика вторичной неграмотности и другие. Среди исследовательских проектов Российской государственной детской библиотеки можно назвать издание сборников статей "ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА: по материалам региональных исследований библиотек", «Юный читатель и книжная культура России», «Читали! Читают. Будут читать?»; «Изучение читательских предпочтений детей и подростков» в масштабе России; разработку и апробацию авторских программ "Воспитание будущих читателей" (для детей с 2-х лет); "Специфика библиотечной работы с одаренными детьми"; "Приобщение к чтению детей с нарушениями развития" и др.; развитие теории и практики библиотерапевтической деятельности в детской библиотеке; организацию и проведение Международной научной конференции "Детское чтение на рубеже веков: Исследования. Проблемы. Прогнозы" и Международного проблемного семинара "Библиотерапия в детской библиотеке» (6).
Именно библиотеки в последние годы стали инициаторами и организаторами профессиональных форумов по детскому чтению. Крупные детские библиотеки часто совместно с вузами продолжают развитие новых подходов в области теории и практики организации и поддержки детского чтения. В сегодняшней ситуации, когда особенно необходима интеграция знаний в этой сфере, на базе библиотек проводятся Всероссийские, зональные и региональные научные и научно-практические конференции, семинары, дискуссионные столы, которые привлекают внимание общества и властных структур к проблемам детского чтения.
Список литературы:
1. Бирюкова, Л. Г. Грамотность в меняющемся мире/ Л. Г. Бирюкова //Читающая Россия: мифы и реальность: сборник статей по проблемам чтения. – М.: Либерея, 1997.
2. Вин, М. Ленивые читатели/ М. Вин //Первое сентября. - 1995. - №99
3. Плотников, С.Н. Чтение и экология культуры/ С. Н. Плотников //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
4. Ринг, К. Чтение в информационном обществе/ К. Ринг //Читающая Россия: мифы и реальность: сборник статей по проблемам чтения. – М.: Либерея, 1997.
5. Через чтение в мировое образовательное пространство/ ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
6. Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран/ В. П. Чудинова //Социологические исследования. - 1994. - № 3.
Многообразие различных видов чтения как эффективное средство развития личности
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют следующие виды чтения: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное [23,28].
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра, с целью развития личности учащихся. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием [21,15].
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Задача преподавателя состоит в том, чтобы подобрать текстовой материал, который будет способствовать повышению базовой культуры учащихся [15,23].
Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Данный вид чтения является наиболее эффективным средством развития личности учащихся, так как предполагает наиболее глубокое осмысление текста и самостоятельную работу над ним [22,31].
Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения [18,10].
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/ предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
Текстовой этап включают в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, например: заполнение таблицы, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, верные/неверные утверждения, соотнесение картинок с предложениями из текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д. Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного [12,108].
Цель послетекстового этапа - интеграция чтения с коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним [18,16].
Из выше изложенного следует, что суть процесса чтения состоит в декодировании графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления прочитанного. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений. Использование всех трёх этапов позволяет детям в должной мере овладеть навыками эффективного чтения на иностранном языке, а также способствует формированию основных базовых технологий работы с текстом, с дальнейшим формированием и развитием личности.
Глава II. Опытно-практическая работа по обучению чтению
2.1 Приемы работы с текстами по обучению различным видам чтения
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению[12,120].
Текстовый этап
прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
найдите главные факты текста;
расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
составьте список вопросов к тексту;
подготовьте план пересказа текста;
подтвердите достоверность суждений о …;
поясните главную мысль текста своими словами[12,121].
Послетекстовый этап
прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
ответьте на вопросы по тексту;
перескажите текст на родном языке;
выразите свое отношение к прочитанному;
скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте[12,128].
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап
просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап
зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута[12,131].
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда;
Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Назовите исходную форму данных слов [12,135].
Текстовый этап
прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Послетекстовый этап
используя материал текста, ответьте на вопросы;
расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
используя факты из текста, расскажите о …;
перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
выразите свое отношение к прочитанному;
прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
составьте аннотацию к тексту [12,142].
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
Прочтите заглавие и скажите, о чём пойдёт речь в тексте.
По какому слову в заглавии Вы определили, что это информация о …?
Прочтите заглавия текстов и предположите, о каких фактах может идти в них речь.
Текстовый этап
Определите, какая проблема обсуждается в тексте.
Распределите заглавия по указанным темам.
Назовите вопросы, которые рассматриваются в статьях данного номера газеты [12,153].
Послетекстовый этап
Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, приведя собственный пример.
Где и как Вы можете использовать информацию из текста?
Анкетирование
Любишь ли ты читать?
Устраивает ли тебя твоя скорость чтения, речевые умения?
Записан(а) ли в библиотеку? Какую? Сколько раз в месяц посещаешь библиотеку?
О чем любишь читать?
Как называется последняя прочитанная тобой книга?
Есть ли дома домашняя библиотека?
Твоя любимая книга?
Анкетирование
Любишь ли ты читать?
Устраивает ли тебя твоя скорость чтения, речевые умения?
Записан(а) ли в библиотеку? Какую? Сколько раз в месяц посещаешь библиотеку?
О чем любишь читать?
Как называется последняя прочитанная тобой книга?
Есть ли дома домашняя библиотека?
Твоя любимая книга?
Анкетирование
Любишь ли ты читать?
Устраивает ли тебя твоя скорость чтения, речевые умения?
Записан(а) ли в библиотеку? Какую? Сколько раз в месяц посещаешь библиотеку?
О чем любишь читать?
Как называется последняя прочитанная тобой книга?
Есть ли дома домашняя библиотека?
Твоя любимая книга?
Анкетирование
Любишь ли ты читать?
Устраивает ли тебя твоя скорость чтения, речевые умения?
Записан(а) ли в библиотеку? Какую? Сколько раз в месяц посещаешь библиотеку?
О чем любишь читать?
Как называется последняя прочитанная тобой книга?
Есть ли дома домашняя библиотека?
Твоя любимая книга?