Методическая разработка
«Развитие интонационно–мелодического мышления
начинающего скрипача»
преподаватель по классу скрипки
МБОУДО «Кирсановская детская школа искусств»
Чуфистова Надежда Анатольевна
Развитие интонационно-мелодического мышления начинающего скрипача.
Цель: Комплексное развитие культуры интонирования и исполнительских навыков.
Задачи: - активизация и развитие ладового слуха; формирование навыков интонирования мелодии
- познание единства метроритмической и звуковысотной сторон мелодии;
- формирование основ художественного мышления.
Начальный период обучения скрипача является очень важным в становлении юного музыканта и общеизвестны трудности первоначального этапа обучения игре на скрипке. Вопросы интонирования – из числа самых сложных в скрипичном искусстве, т.к. связаны с тончайшими механизмами художественной выразительности, слуховыми представлениями и музыкальными ощущениями исполнителя. Специфические условия приспособления к инструменту, овладения звукоизвлечением и чистотой интонации часто вынуждают педагогов уделять этим проблемам максимум внимания, оставляя до поры до времени в стороне вопросы разностороннего музыкального воспитания начинающего, формирования основ его художественного мышления. Это не проходит бесследно для последующего музыкально- исполнительского развития юных скрипачей. Успешно справляясь с технической стороной, они нередко обнаруживают беспомощность в главном — плохо чувствуют и не умеют передать образно - эмоциональное содержание мелодий, проявляют безразличие к их ладоритмическому строению, не понимают особенностей формы, стиля и т.д. В таких случаях педагоги обычно сетуют на ограниченность музыкальных способностей ученика, в то время как истинная причина часто коренится в том стереотипе мышления, который складывается у него с первых шагов обучения.
Чтобы преодолеть подобные недостатки, необходимо во всех видах и формах работы с начинающими исходить из того, что одна из основных задач этого периода обучения скрипача состоит в формировании предпосылок развития культуры интонирования мелодии. При воспитании скрипача это особенно существенно, потому что мелодия как основа музыки неразрывно связана с мелодической природой инструмента.
В начальном обучении скрипача очень важно исходить из того, что выразительное интонирование мелодии зависит от наличия не одного какого-либо качества (эмоциональности, слуха и т. д.), а широкого спектра взаимосвязанных способностей, развития многих умений и навыков. Культура интонирования в широком смысле этого понятия носит системный характер и отличается весьма сложными структурными связями. Поэтому подход к ее воспитанию должен быть комплексным.
В системе интонирования можно выделить несколько стержневых компонентов, развитие которых постоянно должно быть в поле зрения педагога при работе с начинающими. Это, во-первых, неустанная забота о качестве звука, «строительного материала» музыкальной интонации, требующая соответствующего сосредоточения слухового внимания ребенка. Важным подспорьем здесь может стать раннее использование динамических градаций и тембровых красок.
Во-вторых, способность чувствовать выразительность высотно-ладовых и метроритмических соотношений звуков в их взаимосвязи. Развитие этой способности служит необходимой предпосылкой эмоционального переживания и осмысления образно-художественной стороны мелодии.
В практической работе следует постоянно учитывать взаимозависимость отдельных компонентов системы интонирования. Между ними существуют не только прямые, но и обратные связи. Так развитие ладового слуха, чувства функциональных тяготений в большой мере зависит от свободы и гибкости пальцев играющего, следовательно, и от правильной постановки, от его общей мышечной «раскрепощенности». В свою очередь, активизация слухового сознания оказывает благотворное влияние на формирование двигательных игровых навыков, на техническое развитие ученика в целом.
Изучение основ звукоизвлечения надо с самого начала связывать с развитием музыкально-ритмического чувства. Важно, чтобы ученик активно познавал метроритмическую и звуковысотную стороны мелодии в их единстве, овладевая координацией этих компонентов звучания как основополагающим свойством музыкальной речи.
Основные моменты, необходимые для чистого интонирования – это, во-первых, активизация музыкального слуха учащегося, развитие внутреннего слуха, возможность так называемого предслышания. Это значит, что ученик должен уметь активно вслушиваться в своё исполнение и не только уметь обнаружить и исправить неточную интонацию, но и заранее представлять себе – «предслышать», - как должна звучать каждая нота, и «нацеливать» пальцы на чистую интонацию. Регулярные занятия сольфеджированием очень помогают активизировать и развивать музыкальный слух. Во–вторых, это двигательная ловкость пальцев, хорошее владение грифом в любых сочетаниях интервалов, хроматизмов, позиций. Итак, хорошая интонация зависит от двух основных факторов: музыкального слуха и «мышечной» (пальцевой) памяти.
Самое первое условие в воспитании у ребёнка требовательности к интонации – хорошо настроенный инструмент. Первое время, пока ученик не владеет даже элементарными двигательными навыками, педагог должен помочь ученику настроить скрипку. Профессор Б.Струве считал, что затем обучение настройке должно быть частью урока, являясь педагогической функцией.
При развитии музыкального слуха в начальный период основной формой занятий является слушание и пение мелодий (сначала с текстом, потом — сольфеджируя). Вслушиваясь в звучание мелодии, ученик с помощью наводящих вопросов учителя выясняет: её общий характер, настроение, образность; строение — количество фраз, их повторность, контрастность; особенности метроритмики — быстрый или медленный темп, движение мелодии «шагом» или «бегом»; звуковысотную сторону мелодики — направленность линии вниз или вверх, поступенность или скачкообразность ее шагов. Для слушания и анализа подбираются такие мелодии, в которых преобладают ладовые интонации, избранные в качестве отправной точки развития интонационного мышления. С этой целью можно использовать интонацию нисходящей малой терции (с которой начинаются многие детские песни и народные мелодии), сопоставляя ее с самого начала с интонацией нисходящей чистой квинты. Мелодии не должны быть длинными — не более трех-четырех тактов (более продолжительные надо разучивать по частям). Желательно при этом разнообразить их жанровую структуру — использовать песенные, танцевальные, а затем и маршеобразные мелодии.
Наиболее благоприятный материал для целостного музыкально-технического развития ученика, доступный по музыкальному языку и форме, - это обработки детских песен. Такие обработки доступны восприятию ребёнка. Благодаря яркой образности, относительной лёгкости воспроизведения они вызывают у маленьких скрипачей большой интерес, который педагог может умело направить на решение различных задач: от музыки к технике и снова к музыке. Перед исполнением на инструменте пьеса пропевается, уточняется её ладоинтонационная и ритмическая структура. Стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями позволяет уяснить образный и эмоциональный строй пьесы, поэтому она лучше укладывается в сознании ученика, чем чисто инструментальное произведение. Конечно, такой подход к подбору реперту-ара актуален только на самой ранней стадии обучения скрипача. По мере профессионального развития учащегося его репертуар обогащается чисто инструментальными произведениями. Особое внимание следует уделить работе над певучими мелодиями. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, приобщают к искусству «пения» на скрипке, являются лучшими образцами для развития чистоты интонации и приёма legato. Необходимо выявить причины, вызывающие нечистую интонацию. Работа над чистотой интонации также связана с работой над нюансами, качеством звука. Интонация является средством художественной выразительности. «Чистить» интонацию рекомендуется в нюансе p, поскольку при этом активизируется слух, пальцы мягче ставятся и двигаются по струне, снимается излишнее напряжение в руках, не искажается качество и высота звука.
Уже в начальном обучении нужно способствовать активизации музыкального слуха учащихся. Поэтому не следует подсказывать – «выше» или «ниже» исправить звук. Если ученик прошёл мимо фальшивой ноты, то нужно остановить его, попросить вслушаться, проверить и самостоятельно исправить интонацию. А исправить её следует не путём «нащупывания» пальцем правильного звучания. Нужно выработать точное попадание пальца, ведь в быстрых пассажах нет возможности поправлять интонацию. Поэтому при обнаружении неточности нужно, убедившись в характере неточности (высоко или низко), поднять палец и опустить его с новым «прицелом», чтобы палец привык к правильному месту, повторить правильное попадание. Так вырабатывается пальцевая память. Требовательность самого ученика к хорошей интонации нужно воспитывать не только «придирчивым» отношением к этому педагога, но и необходимостью самоконтроля со стороны ученика. Если интонация чистая, то звук получается ясный, «звенящий», т.к. откликаются обертоны. При неточной интонации – звук тусклый.
В своей книге «Интонация на скрипке» К.Мострас говорил о подготовке музыкального слуха перед исполнением и необходимости «настроить» себя, а не только скрипку, и этим вызвать определённые слуховые предощущения тональности, мотива, высоты отдельного звука, величины интервала. Перед изучением этюда или пьесы полезно проиграть в этой тональности гамму и основное трезвучие. Для подготовки слуха имеет значение даже то, как ученик настраивает скрипку. Желательно строить на выдержанных звуках, а не на беспорядочных движениях правой рукой. Развитию музыкального слуха способствуют и упражнения в транспонировании в различные тональности отдельного отрывка, мелодии. Это развивает также и приспособляемость пальцев к овладению интервалами на разных струнах. Расстояния между струнами также влияют на интонацию. Неравномерные нарезки на подставке дают неодинаковые расстояния между струнами и затрудняют интонирование, так как одни и те же интервалы на разных струнах вынуждают пальцы приспосабливаться по разному. Например, для исполнения чистой квинты на широко расставленных струнах узкие, тонкие пальцы приходится не ставить, а класть, что отрицательно сказывается на интонации и на звучании интервала. Также важным положением в работе над интонацией является темп в изучении музыкального материала и подготовка группового расположения пальцев над струнами и их взаимосвязь. Часто погрешностей интонации бывает больше в пьесах медленного темпа, чем быстрого. Это происходит не всегда потому, что в медленном темпе ученик успевает контролировать интонацию, а в быстром – нет. В медленном движении пальцы в разобщённом состоянии, а в быстром – невольно готовятся к групповому действию. Поэтому в быстром темпе они более собраны, «наготове». Часто мы рекомендуем ученикам технические места учить в медленном темпе. Но надо помнить, что длитель-ные занятия в медленном темпе вызывают отягощение и торможение аппарата и, следовательно, утомление его, а главное – ученик усваивает не те движения, которые нужны в настоящем подвижном темпе. Таким образом, целесообразно использовать принцип постепенного замедления темпа, но характер движения рук оставить тот, который необходим для работы в подвижном темпе. Вместе с тем временной вспомогательной мерой изучения медленных произведений может явиться способ прохождения их в более подвижном темпе, в котором ученик сможет объединить, собрать разрозненные движения пальцев, сделать движения более связанными, согласованными. Проверка интонации с открытыми струнами – это временная мера, нельзя дать ей перерасти в привычку, т.к. это вселило бы недоверие к своему слуху и снизило бы его активность. Для верного интонирования важно и рулевое движение левого локтя при смене струн и позиций, благодаря которому пальцы находятся в каждый момент над нужной струной. Также для хорошего интонирования важен правильный подбор аппликатуры. Это далеко не полный перечень важных положений в работе над интонацией.
И. Войку в книге «Построение естественной системы скрипичной игры» пишет: «Чистота интонации должна быть результатом правильно развитой техники»… «ощущение чистоты данного тона находится не только в слухе, но также и в пальце, который оказывается в состоянии ощущать чистоту».
Ответственная задача начального обучения состоит не только в создании фундамента для развития отдельных сторон скрипичного исполнительства (качества звука, чистоты интонации, беглости пальцев и т.д.), но, главное, в обеспечении условий воспитания целостной системы музыкально-игровых навыков как базы перспективного развития мастерства скрипача в целом. Это, с одной стороны, требует широкой воспитательной работы с начинающим — формирования у него разностороннего эстетического вкуса, ознакомления с другими искусствами, развития многих психических качеств личности — внимания, воли, памяти. С другой стороны, сама музыкально- воспитательная работа должна носить системный характер, то есть быть направленной на развитие сложных, комплексных по своей природе исполнительских навыков.
Различные формы и методы занятий с начинающими должны быть направлены на активизацию ритмовысотных слуховых представлений в их единстве. В процессе творческой деятельности активизируется развитие и другой основы мастерства скрипача – неразрывная связь слуха с моторикой. При соответствующем накоплении слуховых впечатлений, разностороннем развитии музыкального слуха и чувства ритма в связи с освоением основных двигательно-игровых приёмов возможно последовательное формирование культуры интонирования мелодии, начиная с первых шагов обучения игре на скрипке.
Используемая литература:
Б. Струве «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов»
М. Берлянчик «Пути активизации интонационно-мелодического мышления начинающего скрипача»
С. Пальмова, В. Лазнева «О развитии музыкального слуха как основы интонирования на смычковом инструменте»
В. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке»
К. Мострас «Интонация на скрипке»
И. Войку «Построение естественной системы скрипичной игры»