Слюсарь Кристина Сергеевна
ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
[email protected]
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий, предложенных в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д. Особенности этой технологии заключаются в следующем:
учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
1 стадия – вызов
На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у обучающихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами и т.д.
Эта стадия имеет две задачи: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Обучающийся активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Вторая задача – активизация обучаемого. Слишком часто ученики пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как дети просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучающиеся сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения. На этой фазе работы с информацией обучающийся определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.
2 стадия – осмысление новой информации
Учитель предлагает новую информацию, которую обучающиеся должны отработать. Это та стадия, на которой ученик вступает в контакт с новой информацией. Контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Именно во время этой стадии обучающийся должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.
Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.
3 стадия – размышление (рефлексия)
Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в его дальнейшем изучении.
Во время этой стадии закрепляются новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии рефлексии обучающиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано решение нескольких задач. В первую очередь обучающиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй задачей этой стадии является живой обмен идеями между обучающимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Роль учителя в технологии развития критического мышления сводится к следующему:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами этой технологии, которые я использую на уроках химии.
Стадия вызова
Прием “Ассоциация”
Обучающимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите это словосочетание?
Прием “Перепутанные логические цепочки”
Обучающиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.
На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно.
Стадия осмысления
Прием “Лист решения проблем”
Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
ПРОБЛЕМА | ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ | ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ | РЕШЕНИЕ |
| | | |
Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах
Прием “Таблица аргументов”
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а обучающиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.
АРГУМЕНТ | Почему “ДА” | Почему “НЕТ” |
| | |
Стадия размышления (рефлексии)
Прием “Шесть шляп критического мышления”
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” - АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Желтая шляпа” - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа” - НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые разнообразные идеи и предположения);
“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Приём “Взаимообучение”
Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль учителя - роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:
1) “учитель” суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту и просит других обучающихся на него ответить;
3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.
Литература:
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5- С. 145- 152.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос" - 2002 - 23апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: «Академия», 2002.- 458 с.