Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
Развитие логического мышления
Программа для обучающихся 2 класса
Составитель: Снегирева Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов,
г. Ленинск – Кузнецкий
2016
Пояснительная записка
В начальной школе происходят радикальные изменения. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличать верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать логическое мышление, которое предполагает наличие у детей умения решать нестандартные задачи, имеющие несколько способов нахождения ответа.
Для того, чтобы ученики среднего звена школы начали серьезную научную деятельность, необходимо, чтобы в начальных классах они почувствовали, что размышления над трудными нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Всем известно, что часть ребят обучается легко. Другие встречаются с целым рядом трудностей, многие из которых связаны с недостаточным развитием логического мышления. Хорошее логическое мышление необходимо каждому ребенку. Ведь и в учебе, и в жизни устойчивого успеха добиваются те, кто действует логично, последовательно, непротиворечиво.
Основными принципами построения курса являются связь с жизнью, доступность. Наиболее распространенные формы работы с детьми – работа в парах, группах. Разработанные упражнения позволяют, регулярно занимаясь с детьми, развивать у них логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в курсе математики можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Ежегодно в учебных заведениях проводятся предметные олимпиады, поэтому остро встал вопрос о подготовке детей к олимпиадам, что побудило к созданию данной программы.
Цель данной программы «Развитие логического мышления» определяется формированием высокого уровня элементарных мыслительных операций, активности, раскованности мышления, организованности и целенаправленности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Научить ребенка понимать предложенный текст, мысленно составлять план рассуждений, проводить рефлексию, контроль, искать несколько ответов на поставленный вопрос.
Развивать способности к нахождению аналогии.
Развивать словесно-логическое мышление.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов.
Принципы строения анаграмм, слоговиц, шарад.
Принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
Принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность.
Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам.
Решать комбинаторные и алгоритмические задачи.
Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы.
Выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал восприятия.
Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий.
Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Обучающиеся, овладевшие перечисленными умениями в полном объеме, смогут составить конкуренцию в олимпиадах и стать призерами и победителями.
Программа составлена для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Содержание программы
Способность выделять существенное (6 часов).
Выделяем признаки предметов. Узнаем предмет по его признакам. Описываем предмет. Поиск общих свойств.
Сравнение (6 часов).
Учимся сравнивать предметы, находить их общие признаки. Находим отличительные признаки. Поиск предметов с противоположными свойствами.
Обобщение (5 часов).
Учимся обобщать. Что лишнее. Формирование умения устанавливать последовательность.
Классификация (8 часов).
Учимся классифицировать. Род – вид. Учимся выбирать основное. Словесная характеристика классов в готовой классификации.
Нестандартные задания, упражнения, игры (9 часов).
Логические цепочки. Зашифрованные слова. Ошибки – невидимки. Логические задачи. Занимательные лесенки. Вырази мысли другими словами.
Тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Количество часов |
| Способность выделять существенное | 6 |
1. | Учимся описывать различные свойства окружающих нас предметов. | 1 |
2. | Выделяем признаки предметов. | 1 |
3. | Узнаем предмет по его признакам. | 1 |
4. | Загадки. | 1 |
5. | Поиск способов применения. | 1 |
6. | Поиск общих свойств. | 1 |
| Сравнение | 6 |
7. | Учимся сравнивать предметы. | 1 |
8. | Находим общие признаки. | 1 |
9. | Находим отличительные признаки. | 1 |
10. | Поиск предметов с противоположными свойствами. | 1 |
11. | Что лишнее? | 1 |
12. | Поиск предметов со сходными признаками. | 1 |
| Обобщение | 5 |
13. | Учимся обобщать. | 1 |
14. | Учимся выбирать основное. | 1 |
15. | Устанавливаем последовательность. | 1 |
16 - 17 | Учимся составлять определения. | 2 |
| Классификация | 8 |
18. | Учимся классифицировать предметы. | 1 |
19. | Игра «Я знаю» | 1 |
20. | Род – вид. | 1 |
21. | Шире или уже. | 1 |
22. | Короче – длиннее. | 1 |
23 - 24 | Учимся давать словесную характеристику классов в готовой классификации. | 2 |
25. | Делим на классы по заданному основанию. | 1 |
| Нестандартные задания, упражнения, игры | 9 |
26. | Логические цепочки. | 1 |
27. | Ошибки – невидимки. | 1 |
28. | Зашифрованное слово. | 1 |
29 - 32 | Логические задачи. | 4 |
33. | Занимательные лесенки. | 1 |
34. | Вырази мысли другими словами. | 1 |
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Создание проблемной ситуации.
Техника поэтапного формирования умственных способностей.
Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Методы групповой работы.
Методы индивидуальной работы.
Список используемой литературы:
1. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1 – 4 классы. – М.: - ВАКО, 2006. – 240 с. – (Мастерская учителя).
2. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с. – (Мастерская учителя).
3. Олимпиады в начальной школе. Русский язык. Литература. Математика. Природоведение. 4 класс [Текст] : учебно-методическое пособие / авт-сост.: Н.С.Банникова, О.Ю.Ельцова, Л.П.Закирова и др.; под общей ред. М.В.Корниловой, Т.П.Трушкиной, Л.И.Соловьёва. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. – 79 с.
4.Олимпиадные задания. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 3 - 4 классы. – Вып. 2 / авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
5. Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. 219с.: ил. – (Здравствуй, школа!)