Жабина Нина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ «Жердевской СОШ»
Тема урока. Изложение текста по вопросам к каждому предложению.
«Как Митя спас воробышка»
Цель урока: развивать устную и письменную речь учащихся.
Задачи:
формирование умения составлять ответ на вопрос;
формирование умения определять тему текста и соотносить её с заголовком;
формирование умения избегать повторения одинаковых слов в тексте.
Ход урока.
Ознакомление с текстом.
- Прочитайте на доске тему нашего урока.
Изложение текста по вопросам.
- Вспомните, что такое изложение. Как мы пишем изложение?
- Прочитайте рассказ. Он записан на доске. (Презентация Слайд 3)
Митя гулял во дворе. Вдруг прибежал кот. В зубах у него был воробышек. Мальчик отнял у кота птичку и выпустил её на волю.
- Какой случай описан в тексте?
- Как Мите удалось спасти птичку?
- Почему он так поступил?
2.Определение темы текста. Выбор заголовка.
Постановка учебной задачи. На доске сделана запись: (слайд 4)
В тексте говорится о коте.
В тексте говорится о Мите и птичке.
В тексте говорится о том, как Митя спас воробышка.
- Прочитайте предложения. Какое из них наиболее полно и точно отвечает на вопрос: о чём говорится в тексте? Докажите.
( Предложение под № 3, так как из него понятно, что именно рассказывается о Мите и птичке.)
- Выберите самый подходящий заголовок к этому тексту. Объясните свой выбор.
На доске записаны четыре заголовка: слайд 5.
Митя и кот.
Кот.
Воробышек.
Как Митя спас воробышка.
- Какой заголовок будем считать самым подходящим?
(Заголовок, который наиболее точно и полно отражает содержание текста.)
3.Наблюдение за использованием местоимений и текстовых синонимов.
- Найдите и подчеркните в тексте слова, называющие героев рассказа.
Почему используются разные слова?
(Чтобы не было повторений одних и тех же слов.)
- Почему в тексте следует избегать повторения одних и тех же слов?
( Повторение одних и тех же слов делает текст невыразительным, неинтересным.)
4.Составление ответов на вопросы.
Они могут быть записаны на доске: слайд 6.
Где гулял Митя? во дворе
Кто вдруг прибежал? кот
Что было у него в зубах? воробышек
Как мальчик спас птичку? отнял, выпустил на волю
- Для чего даны вопросы? (Они помогут написать изложение.)Как вы будете работать с вопросами? (Прочитаем вопрос и слова, записанные рядом с вопросом. Составим ответ.)
- Прочитайте первый вопрос. Какое слово помогает составить ответ? Составьте первое предложение текста. Проверьте по тексту правильность ответа.
- С какого слова начнём ответ на второй вопрос? (Вдруг.) Почему важно использовать это слово?
- Прочитай про себя третий вопрос и составьте ответ. Каким словом в ответе заменили слово кот?
- Найдите в тексте ответ на последний вопрос. Прочитайте. Какие слова подскажут при записи ответ на этот вопрос?
5. Пересказ текста по вопросам и словам для ответа (текст закрыт).
6. Запись текста.
Варианты работы: самостоятельная запись текста по вопросам;
запись первых двух предложений под руководством учителя,
запись текста под руководством учителя.
7.Проверка.
- Прочитайте текст. Проверьте, получился ли рассказ.
- Найдите слова. Которыми вы в своём тексте заменили слова
Митя, воробышек, кот. У него, её
8.Итог урока. Слайд 7.
- Расскажите, как в тексте избежать повторения одних и тех же слов.