Сапожников А. А.
Учитель технологии
МАОУ Багдаринская СОШ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА КРУЖКЕ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА»
Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. Наша страна богата лесами, поэтому дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.
Современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками.
На занятиях кружка «Художественная резьба» ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать руками, ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке.И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем.
Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям.
Одним из центральных новообразований в личности ребёнка в возрасте 13-14 лет является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым –это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников.В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда.
Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских. Формы организации занятий – экскурсии в лес в музей, аукционы и виртуальные путешествия.
Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, заготовку ивого прута, где происходит знакомство с растительным миром нашего района.
Посещение музея, способствует приобщению учащихся к культуре эвенкийского народа. Ребята выполняют художественную резьбу, отражающую жизнь и быт эвенков: это природа местного края, оленеводство – резьба оленей, животный мир нашего района – волки, медведи, птиц и рыб.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.
Содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивого прута. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие.
Мной разработана система оценки работ учащихся. Она заключается в формировании своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона.В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков(1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. Критерии оценки: красота, сложность выполненной работы, соответствие тематике.