СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развиваем у ребёнка фонематический слух

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные звуки в слове. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения...                                                                                 

Просмотр содержимого документа
«Развиваем у ребёнка фонематический слух»

Консультация для родителей

Развиваем у ребёнка фонематический слух

Учитель-логопед:

Орленко Н.А.


Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные звуки в слове. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения.

Фонематический слух не нужно путать с физиологическим слухом, который может быть прекрасно развит у ребёнка. К пятилетнему возрасту у детей фонематический слух обычно уже достаточно развит. Но если у ребёнка были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития или в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. Часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шуба» – «фуба», «печенье» – «петенье», «зайчик» – «сяйцик» и т. п. Если не исправить эту проблему, то ребенок будет неправильно произносить слова, а в школе будет неправильно писать под диктовку.

Как лучше развивать фонематический слух у детей? Самым интересным и эффективным способом будет игра. Уже с 1,5 лет можно учить ребёнка прислушиваться к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов. Детям старшего возраста определять, есть ли звук в слове, учиться различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

«Барабанщик»: (неречевые звуки)

Отстукивать ритм по образцу.

1.По поверхности стола карандашом показать, сколько раз стукнуть. 2.Попросить малыша закрыть глаза или отвернуться, в этот момент стукнуть 1 или 2 раза. Ребенок открывает глаза и стучит столько раз, сколько услышал. 3.Потом можно добавить игрушки, мелкие предметы. Стукнуть на каждый предмет. Получится определенный ритмический рисунок. 4. Можно хлопать, топать по образцу. Или по речевой инструкции: хлопни 1 раз, топни 2 раза, хлопни много раз.

«Где колокольчик?»

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Ребёнок, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

«Назови лишнее»: (речевые звуки)

Взрослый произносит слоговые цепочки: «ба – ба – ба – па – ба, са – са – са – ша – са». Ребёнок должен топнуть или хлопнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).

«Попугай»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Скажите ребёнку, что к вам прилетел в гости попугай, который учится говорить по-человечески. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Гу-гу-го... да-до-ду... ка-та-ва... на-на-ма... » Сначала роль попугая берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.

«Не ошибись»

Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ракета». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.

Взрослый произносит: «Лакета – ракета – якета - ратета». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным.

«Верно – неверно»

Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шанки, занки, санки, тянки, фанки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

 «Лови звук».

Взрослый произносит слова, а ребёнок хлопает в ладоши, когда в слове слышится заданный звук. «Лодка, собака, машина, лук, диван, лошадь, ласточка…»

«Какой звук?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.

Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

«Назови лишнее слово»

Вы повторяете какое-то слово, например, «гора», несколько раз, и иногда вместо него называете другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово.

Например, говорите: «Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора». Как только ребёнок услышит лишнее слово, он об этом говорит. Ещё примеры: «Голос, голос, колос, голос, волос» и т.д.

«Цепочка»

Взрослый называет любое слово, например, кукла, а ребёнок должен назвать слово, которое начинается на последний звук из слова взрослого, например, апельсин. В игре победит тот, кто «не разорвёт» цепочку.

«Телеграфисты»

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: м, а, ш, и, н, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком. Затем, игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

«Раздели слово»

Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Два хлопка: му-ха, три хлопка: со-ба-ка и т.д.

«Светофор».

Рисуем светофор: красный кружок – это начало слова, жёлтый – середина, зелёный – конец слова. Взрослый называет слово и просит определить, где находится заданный звук. «Солнце, каска, нос». Ребёнок определяет позицию звука и показывает на нужный кружок светофора.

«Скажи правильно»

Скажите ребёнку, что нужно послушать внимательно и исправить ошибку.

Кожа побежалав огород.

Колова жуёт траву.

Коська лакает молочко.

Собаха грызёт кость.

Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.