Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77 «Зоренька» общеразвивающего вида» г.Северодвинск Развивающая предметно-пространственная среда по функциональному модулю «ИЗО творчество» «Озорные кляксы» Асташева Марина Анатольевна, воспитатель I кв. категории Вельямидова Оксана Михайловна , воспитатель I кв. категории
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2 младшая группа
Основная задача – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Основные направления в работе с детьми в данной образовательной области:
«Художественное творчество».
Основная цель – обучение детей созданию творческих работ.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме и цвете.
Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию.
Предметно –пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течении дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Создание условий для самовыражения средствами искусства
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств – линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
- Планировать время в течении дня, когда дети могут создавать свои произведения;
- Создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
- Оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
- Предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
- Поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
- Организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда должна обеспечить наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, различными видами ремёсел, поделками по дереву, из глины и пр.
Красивый, уютный, удобный, многофункциональный уголок изобразительного творчества для детей, созданный во 2 младшей группе, отвечает всем возрастным особенностям наших воспитанников. В уголке ИЗО имеются столы для рисования, лепки, аппликации, дидактические игры, иллюстрации из книг и репродукции картин, портреты художников. Яркие кляксы привлекают внимание детей и они с большим интересом и удовольствием проводят здесь свободное время.
Всё умеем делать сами –
Клеить, рисовать, лепить!
Ведь с умелыми руками
Веселей на свете жить!
Одним из любимых занятий в младшем возрасте является рисование, которое способствует творческому развитию дошкольников. И именно в изоуголке ребёнок может найти себе занятие по душе.
Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование этического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-
треножник,
Потому что я художник.
На полочке в свободном доступе находятся краски, кисти, карандаши, гуашь, фломастеры, цветные восковые мелки, баночки для воды и кисти разных размеров.
Я дрессирую карандаш
Пытаюсь рисовать пейзаж.
А он не слушает меня.
Но что то выйдет у
меня!
Для рисования есть бумага различной текстуры и формата, теплых и холодных тонов. Для рассматривания детей имеются репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры(пейзаж, портрет, натюрморт), иллюстрации известных художников-иллюстраторов, портреты живописцев и художников иллюстраторов.
Альбомы со схемами рисования, лепки, формы для декоративного рисования, фигуры животных, предметы декоративно-прикладного искусства, раскраски. Все это доступно для пользования детей. По мере прохождения нового материала выставляется пособия для закрепления.
Нету кисточке – пропала
Может с полочки упала?
Только я грустить не стала,
Обмакну я штампик в
краску
Нарисую им я сказку!
Для творчества детей на полочке расположены приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (ватные палочки, штампы, зубные щётки, вилочки, поролон, салфетки)
Для лепки можно взять пластилин, глину. В уголке есть схемы лепки, стеки, фигурные ножички, формочки, штампы. Детям очень нравится игры с пластилином – скатывать шарики из цветного пластилина и закрывать ими белые точки на рисунке. .
Использование трафаретов для формирования интереса у детей к изобразительной деятельности.
Рисунки трёхлетнего ребёнка представляют набор хаотичных мазков и линий. А с помощью трафаретов ребенок может быстро нарисовать зверя, машину или целую картину. Работа с трафаретами благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребёнка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. Освоив работу с трафаретами , дети смело переносят свои умения и навыки на пустой лист.
Дидактические игры – неотъемлемая часть уголка ИЗО. Для младшего возраста это игры для закрепления основных цветов, оттенков, форм, углубления знаний основных элементов росписи, построения композиций на листе
И в десять, лет и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем
Были б краски!
Список литературы
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- ДОУ: от ФГТ к ФГОС «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции»;
- С.Л. Киселёва «Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности»;
- Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;
- Л.М. Ковалицкая «Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ»;
Спасибо за внимание !