Н.Л.Иловайская
Развивающие задания по химии
Задание «Кто быстрее»
Просмотрите таблицу и сосчитайте, сколько раз в ней встречаются записи, обозначающие:
а) простые вещества;
б) сложные вещества;
в) свободные атомы
Cl
| O2
| SO2
| PH3
| H2
| O
|
H2
| CuO
| N
| N2
| O
| P
|
BaS
| Cl2
| Cl
| CO
| Cl2
| Na2O
|
Br
| CuSO4
| N2
| O
| H2CO3
| H2O
|
O
| Cl2
| NaOH
| H3PO4
| H
| Cl2
|
N2
| N
| O
| PCl3
| O3
| O
|
Примечание. Необходимо фиксировать время, затраченное на выполнение каждого задания, и количество сделанных ошибок
Задание
Сформулируйте тему урока, разгадав ребусы


Задание «Стрельба глазами»
Посчитайте, сколько раз в предложенной таблице встречаются:
1) определенный химический элемент;
2) простое вещество;
3) сложное вещество;
4) кислота;
5) растворимая соль;
6) оксид?
(конкретизировать задание)
HNO3 | Zn | FeO | KNO3 | Мg | Р | КOH | SO2 | Н2 | CaO |
Р | Н2 | HNO3 | КOH | FeO | Zn | HNO3 | Мg | KNO3 | AgCl |
CaO | CO2 | Zn | Н2 | KNO3 | SO2 | КOH | HNO3 | FeO | Р |
Mg | HNO3 | КOH | Мg | HCl | FeO | KNO3 | SO2 | Zn | Н2 |
AgCl | Н2 | KNO3 | Zn | Р | Мg | HNO3 | КOH | CaO | HNO3 |
FeO | SO2 | HNO3 | Мg | Н2 | CaO | Zn | KNO3 | Р | Н2 |
KNO3 | КOH | AgCl | FeO | SO2 | HNO3 | CaO | Мg | КOH | AgCl |
КOH | HNO3 | Р | Zn | Н2 | KNO3 | AgCl | FeO | Н2 | SO2 |
CaO | O2 | Мg | КOH | FeO | SO2 | HNO3 | Р | KNO3 | AgCl |
Zn | KNO3 | Р | HNO3 | FeO | Н2 | Zn | КOH | HNO3 | Мg |
Задание «Искатели»
Внимательно просмотрите таблицу и сосчитайте, сколько раз в ней встречаются записи, обозначающие:
а) два атома любого химического элемента;
б) две молекулы простого вещества;
в) одну молекулу сложного вещества.
2H
| 2O2
| CO2
| 2NH3
| 2Cl
| O2
|
N2
| 2CO2
| N2
| 2O2
| O
| 2O
|
2SO2
| Cl2
| CO
| Cl2
| 2Cl
| 4N
|
2N
| H2SO4
| 4H2
| 4O
| HNO3
| H2O
|
O2
| 2Cl2
| H3PO4
| H3PO4
| H2
| 2O2
|
4N2
| 4N2
| Cl2
| 2H
| 4O2
| 2O2
|
Задание «Наведи порядок»
Упорядочьте приведенный перечень символов химических элементов:
Al, K, Cl, Na, Mg, Li, S, Si, Rb, Ag, P, Ar, Cs, Cu, Fr, Fe, H, Au, Ca, Zn
1) Расположите химические элементы в алфавитном порядке;
2) выберите химические элементы с постоянной валентностью;
3) выберите химические элементы с переменной валентностью.
Задание «Выбери меня!»
Из данного теска выберите и выпишите слова
Врашокьсульфатвагокисоксидегуколбатосолькуборцйод
Задание «Дешифровщик»
Разгадайте шифр и прочтите стихотворение :
At-3,Mn-3,Ru-2,Ra-3,Ne-4,Os-1 Mg-4,W-7,Br-4
Re-1,Cu-2,As-3,Ba-2,Hg-2,Ni-6 Au-1,K-2,Rn-3,Al-1,Ku-4,Ir-1
Se-1,Ga-4,Sn-5,Fe-1,Nd-1,Po-4 Co-2,Pt-1,As-2,Ta-4
Np-3,Cl-4,Mo-2,Pb-2,Fe-6,Rb-5,Be-4,F-2,As-4
Si-5,P-2 Se-5,Pb-5 Am-2,Rh-2,Fe-1,Xe-3,Os-3 Cd-4,As-2
Ac-4,Na-1Pr-3,Ku-4,Mn-7
Sr-5,Ga-2,Md-1 B-1,Cu-2,Dy-7 Tc-3,He-4,Bi-4,Ca-6,Li-2 In-2,Be-2
Fe-1,Nb-2,Ru-3,Hg-5
Задание
Используя только 11 букв, которые входят в название элемента №91 (протактиний) в периодической системе Д.И.Менделеева, составьте как можно больше названий других химических элементов.
Задание « Склеенное предложение»
Отделите слова в «тексте» друг от друга черточками.
Аргоназотоксидбориттриймедьпробиркасолькадмий
Задание «Найди меня!»
Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти и назвать кислоты.
H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2SP2O5CaHNO3CO2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2HNO2OSNH2K3NH2SiO3NaClN2O5BaH2HBrC
Задание «Угадай словечко»
1…………… лихорадка 2……………солдатик 3……………лампа
4……………коктейль 5……………блондинка 6……………леди
(1.золотая; 2.оловянный; 3.неоновая; 4.кислородный; 5.платиновая; 6.железная)
Задание «Раздели нас»
Учащиеся по сигналу должны в строке химических знаков элементов – металлов определить и вычеркнуть знаки элементов – неметаллов, а среди химических знаков элементов – неметаллов соответственно – знаки элементов – металлов. Победителем является тот участник игры, который за самый короткий срок и безошибочно справиться с заданием.
МЕТАЛЛЫ
| H
| Ag
| Hg
| Mg
| Cu
| P
| Br
|
НЕМЕТАЛЛЫ
| Zn
| Ba
| H
| Fe
| I
| Hg
| Ne
|
МЕТАЛЛЫ
| Na
| Cl
| Pb
| Cr
| K
| Cu
| Ar
|
НЕМЕТАЛЛЫ
| F
| Ca
| Na
| Si
| Ba
| B
| Mg
|
МЕТАЛЛЫ
| Cl
| N
| Na
| Cu
| Ca
| P
| Br
|
НЕМЕТАЛЛЫ
| I
| F
| Fe
| F
| Au
| Ag
| He
|
Задание «Компьютер»
(работа в парах)
Паре учащихся предлагается «напечатать» (прочитать) химические формулы или уравнения реакций в полученных карточках следующим образом: один читает только буквы - химические знаки, другой – цифры - индексы и коэффициенты.
Задание «Склеенное слово»
Среди буквенного «текста» вставлены слова. Найдите и подчеркните спрятавшиеся слова:
БХИМИЯИТРАНВАТОМРЮДЖЫМЕТМЕТАЛЛГГЩАТПРОТОНПСТЫВАЮРОЗАЕВНЦИНЕЙТРОНДЖАРАМЫЛРКВТСУМКААЙЭЛЕКТРОНВ
Задание «Внимание и память»
(задание в парах)
Учащимся демонстрируются 10 карточек с изображениями химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, ионов и т.д.
Необходимо по памяти воспроизвести в тетради те формулы, которые ученики запомнили.
Задание «Шифровка»
Восполни недостающие буквы в следующих словах:
х - м - я с - е - ь
о - ыт - о - о - о
о - о - о св - й - - в -
в - - ен - н - с - ь и - д - - с
Задание «Исправь ошибки»
Учащийся получает 2 карточки, на одной из них химические знаки, формулы, названия веществ написаны правильно, а на другой - с ошибками.
Необходимо найти ошибки и исправить.