СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развлечение «Наум, наведи нас на ум»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развлечение «Наум, наведи нас на ум» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: создание условий для воспитания духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.

Задачи:

Познакомить детей с историческим праздником грамоты.Прививать любовь к русскому языку и гордость за него. Развивать любознательность, речевые умения.

Просмотр содержимого документа
«Развлечение «Наум, наведи нас на ум»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Тальменская СОШ №3»

Тальменского района Алтайского края





Развлечение «Наум, наведи нас на ум»

(для детей старшего дошкольного возраста)












Цель: создание условий для воспитания духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.

Задачи:

Познакомить детей с историческим праздником грамоты.

Прививать любовь к русскому языку и гордость за него.

 Развивать любознательность, речевые умения.

Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой детей.

Материалы и оборудование:  Древо Грамоты, гусиное перо, значки членам команд, презентация, музыка, веревочка, дипломы победителей, грамоты за участие, лабиринты (по количеству детей).

Предварительная работа: знакомство с традиционной праздничной культурой русского народа, народным земледельческим, праздничным крестьянским календарем на Руси, беседа о  Науме Грамотнике,   разучивание  пословиц и поговорок.          

Рассматривание иллюстраций: книга с названием «Грамота», гусиное перо и перочинный ножик, чернильница.

Действующие лица (персонажи):

Наум (логопед) ,буквы (дети).  






















Ход развлечения

Дети сидят на стульчиках.

слайд 1 Аудио файл-на начало

Входит Наум

Наум Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.

Собрались мы не случайно, сегодня отмечаем День Наума Грамотника, который празднуется 14 декабря.Он очень похож по своему значению на современный День Знаний.

-Ребята, а когда мы с вами отмечаем день знаний? 1 сентября.

-Какое это время года? Осень

-Как вы думаете, почему давным-давно этот праздник отмечали зимой и почему дети так поздно отправлялись в школу??(ответы детей)

Слайд 2 Аудио файл

Наши предки не могли себе позволить в сентябре , в самый разгар осенних работ в поле, оставить семью без лишних рабочих рук, дети всегда помогали взрослым собирать урожай. Именно поэтому дети начинали учиться в такое время, когда домашних хлопот становилось меньше. К этому времени урожай был уже собран , теперь самое время им учиться. Именно с 14 декабря и начинали учить детей грамоте.

Слайд 3

Я пророк Наум, покровитель всех ребят – учеников, в народе меня называли Наум –Грамотник.

-Как вы думаете, а почему именно НАУМА народ выбрал покровителем грамотеев?

А назвали его так из-за похожих слов ум и наум : эй, Наум, наведи меня на ум, кричали раньше.

 А хотите узнать, как раньше учились ребята ? Какие у них были школы?

как начинались и проходили их занятия?

Я вам сейчас покажу и расскажу.

Слайд 4 Аудио файл на слайде

День начинался с того, что в дом приглашали учителя, которого встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и дарили подарки. Работу его считали важной и трудной. Отец обращался с просьбой к учителю не жалеть ученика, а научить уму-разуму.

Слайд 5

На следующий день с утра ученика отправляли к учителю с азбукой.

Слайд 6

Занятия в школе проходили так.

В небольшой комнате стоял длинный стол, вдоль него - лавки. На стене висела полка с книгами. На лавке сидели ученики. Во главе стола - учитель. А перед ним на коленях стояли ученики, которые отвечали урок.

Слайд 7 Аудио файл

В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель.

Ученье шло с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики могли пообедать.

Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.

Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слово, третий уже вслух читает. Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – могли оставить и без обеда…

Слайд 8

В далекие времена учили ребят  Грамоте по такой книге.

Грамота - это умение читать и писать.

(Логопед достает и показывает детям гусиное перо и перочинный ножик. Дети рассматривают эти вещи, трогают).

Наум Вот таким пером писали — Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины Назывался перочинным.

Очиняли им перо. Если не было остро.

-Ребята, как вы думаете трудное ли это дело – грамотой заниматься?

-Скажите, а для чего нам учиться читать и писать?

Предлагаю показать свои знания и умения в соревновании.

У нас сегодня соревнуются две команды. «Умники» и «Знайки». Рассаживайтесь за столы в соответствии со своими значками.

(Дети проходят за столы) Аудио файл на 8 слайде

Наум  Оценивать Вас будет жюри..

Готовы?

Дети. Да.

Логопед Это Древо Грамоты.(показывает) На нем растут буквы нашего алфавита. Но раньше буквы назывались немного по-другому. А вот как они назывались, вы сегодня узнаете из той самой книги. Внимание, на слайд. Итак, страница первая.

Слайд 9 Аудио файл

Я - буква А, раньше меня называли-АЗ

АЗЪ есть начало всего и конец.

Азбук славянских крылатый певец.

Азбука русская — очень старинная,
Азбука славная — реченька длинная…

Наум А сможете ли вы проявить смекалку и показать свои знания в конкурсе РАЗМИНКА.

Жюри считайте правильные ответы.

Сейчас мы с вами проведем общую разминку для обеих команд. Нужно быстро ответить на вопрос, но только после сигнала.

- Сколько дней в неделе? Назовите их

-  Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

-  Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)

- Самая большая ягода.(Арбуз)

 - Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

- Где живут морские звезды? (На дне моря)

- Самая большая птица (страус)

-Можно ли в зимнем лесу встретить ежа? Почему? (Нельзя, потому что зимой ежи спят.)

-Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? (Цыпленок плавать не умеет)

-Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)

Наум Молодцы. Ответили на все вопросы. Жюри подводит итоги.

А мы перелистываем страницу.

Слайд 10 Аудио файл

Я - буква Б, давным - давно меня называли – Буки

Бояться не надо, детишки,
Буки — не зверь, а буква в книжке.

Наум Будем загадки отгадывать.

Каждой команде по очереди буду загадывать загадку. Как команда готова, дайте сигнал , после этого определите, кто будет отвечать.

  1. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю – где была пустота,

Там, глядишь, красота! (карандаш)

  1. Свою косичку без опаски
    Она обмакивает в краски.
    Потом окрашенной косичкой
    В альбоме водит по страничке.  (Кисточка)

  2. Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. (Книга.).

4. Терпеливая подружка,

А над ней порхает ручка,

Её рвут, её теряют,

Буквы пишут,

Цифры ставят!.(тетрадь)

5. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

6.На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(алфавит)

7. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
А живут в доме том
Ручка, книжка и альбом. (Портфель)

8. У сосны и елки

Листики-иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки (на тетрадных)

Наум Молодцы, справились с заданием. Жюри подсчитывает правильные ответы. А мы переворачиваем еще одну страницу.

Слайд 11 Аудио файл на 11 слайде

Меня зовут Веди. Я всё знаю и про всё ведаю.

Ведать что-то, значит, знать.

То есть, мудрость обретать.

Я слышала, что и у вас дети много знают и ведают.

Наум

Это, действительно, так. Наши дети знают, как нужно беречь свое здоровье. И сейчас мы это покажем. (дети встают )

Физминутка Аудио файл на 11 слайде

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо раз, два, три.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Прыгать , бегать , Прыгать , бегать и дышать.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Наум Молодцы, ребята, проходите за столы (дети садятся на стульчики)

Открываем страницу четвертую, знакомимся с буквой.

Слайд 12 Аудио файл на слайде

Я буква Г, когда то меня называли Глаголь. У меня красивое имя!

Глаголить - значит говорить.

Словно речка слог течет

Правду светлую несет.

Наум Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. Итак, страница четвертая, на которой вас будут ждать Герои сказок.

Ребята, прежде чем ответить хорошенько подумайте, о каком сказочном герое идёт речь? Каждой команде свое задание.

1. Его придумал Шарль Перро.

Есть шпага, шляпа и усы.

На шляпе у него перо,

Усы невиданной красы.

Одет в роскошнейший кафтан,

Прошёл он тысячи дорог.

Да, он известный «хитрован»,

И великана слопать смог.

Он оказался очень крут.

Скажите: как его зовут? (Кот в сапогах)

2.Разбойники белые!

Вот беды наделали: В деревню прилетали И мальчика украли.

Только смелая сестра Всё равно его нашла.

Помогли ей печка, Яблонька и речка. (Гуси-лебеди).

3. Девочкой родилась прекрасной,

Хоть очень, маленькой была,

Но появилась не напрасно,

Творила добрые дела!

Ей трудный путь пришлось пройти,

Чтоб счастье в жизни повстречать.

Мышь и жаба, крот и жук

Тоже в сказке той живут. (Дюймовочка)

  1. Дедка с бабушкой грустили —

деток нету, вот беда.

Дочку снежную слепили

раз зимою в холода.

Белым-бела до пояса

Роскошная коса

И теплые-претеплые

Лучистые глаза.(Снегурочка)

  1. Парень слез с любимой печки, За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал. И с тех пор забот не знал.

По первому морозцу, По первому снежку. Кто на печке едет, Лёжа на боку? (Емеля).

6. Старый Джузеппе и Сизый нос

Полено как-то в дом принёс,

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

мальчик был он странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Искал он ключик золотой. (Буратино)

Наум Здорово. Хорошо вы знаете и сказкиПока жюри подсчитывает количество угаданных героев, мы переворачиваем еще одну страницу.

Слайд 13 Аудио файл на слайде

буква Д. Когда то имя мое было - Добро.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Наум Что одному не под силу, то легко коллективу.

У вас на столе будут лежать несколько пазлов, вам необходимо соединить две части, первая – это картинка, вторая-буква, с которой начинается это слово. Выберете по одному пазлу и по очереди проговорите ответ, с какого звука начинается слово. обратите внимание, совпадает ли буква со звуком в данном слове.

Задание «Собери пазл», Аудио файл на 13 слайде

Команды отвечают.

Наум Молодцы ребята, хорошие знания показали. Жюри подводит итоги соревнования.

Предлагаю вспомнить пословицы о грамоте, о русском языке, учении. Я буду

начинать пословицу, а вы — дружно продолжать.

Ученье — свет... (а не ученье — тьма).

Не спеши языком... (торопись делом).

Труд человека кормит... (а лень портит).

Грамоте учиться... (всегда пригодится).

Что написано пером... (не вырубить топором).

Возьми книгу в руки….. - не будет скуки

«Тяжело в ученье…… – легко в бою»

«Чтение – …..лучшее учение».

Воля и труд ……дивные всходы дают.

«Век живи,…… век учись»

Наум Молодцы, ребята, порадовали вы нас, хорошие знания показали. А хорошие знания – лучший подарок учителю.

Ученый человек – дело хорошее, не зря говорят «За одного грамотного двух неграмотных дают».

А как выдумаете, что могло бы произойти, если бы все школы исчезли или их не было бы вовсе???

Ответы детей

Наум Выходите из-за столов,

Давайте с вами посмотрим видео и подпоем песню, которая так и называется Видео «Если б не было школ...» из интернета

Дети смотрят видео и поют вместе песню

Если б не было школ,

До чего, Человек бы дошёл?

До того б человек докатился —

В дикаря бы опять превратился!

 

Если б не было школ,

До чего, Человек бы дошёл?

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

 

Если б не было школ,

До чего, Человек бы дошёл?

Весь лохматый и в шкуре звериной

Он бы в гости являлся с дубиной.

 

Кто не будет дружить с букварём,……

Дети продолжают

Станет неучем и дикарём!

Наум Слайд 14 Аудио-файл на слайде

Напоследок я хочу вам сказать, раньше, чтобы не забыть, что-то сделать, завязывали узелок на память. Я хочу дать вам эту веревочку и завязать узелки на память.(Достает верёвочку).

Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное».

Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть или всё позабудешь».

Третий узелок гласит: Книгу, по которой учишься, нужно беречь.

Четвертый: Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не обижай.

Помните: не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

Я вручаю вам верёвочку с узелками, чтоб вы наказ не забывали.

И не забудьте, что 14 декабря - день Наума Грамотника. Будьте грамотными.

Итак, жюри готовы огласить и наградить участников и победителей.

Слайд 15 (награждение ) Аудио-файл на 15 слайде

Наум Хочу вас поблагодарить и интересные лабиринты вам подарить. До свидания! раздает детям лабиринты. Дети благодарят его, прощаются и уходят.















Литература:

1.А. Г. Арушанова. Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика – синтез, 2005.

2.В. Волина. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

3.М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2005.

4.А. И. Максакова., Г. А. Тумакова. Учите, иурая. – М., 1983.

4.«Русские народные сказки». – М., 1990.

5.Сборник  загадок. / Сост. М.Т. Карпенко. – М., 1988.