Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Сысертская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
школьным методическим объединением учителей Директор ГКОУ СО «Сысертская школа- интернат»
Протокол №____ от «__» ____________2018 г. _____________ В.Д. Фрик
Приказ № ______ от « _____» _______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5класс
на 2018-2019 учебный год
Разработчик программы: учитель
Яковлева Елена Евгеньевна
г. Сысерть, п. Школьный
2018 год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности
В школе для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Курс русского языка в 5 классе расчитан на 5 часов в неделю, 170 часов за год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Минимальный уровень:
-знание отличительных грамматических признаков имени существительного;
-разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
-представления о грамматических разрядах слов;
-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма;
-составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
-установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
-нахождение в тексте однородных членов предложения;
-различение предложений, разных по интонации;
-нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной
мысли;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
-письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами
описания (20 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
-составление и письмо небольших по объему сочинений (до 20слов) повествовательного характера (с элементами
описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
-знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
-разбор слова по составу с использованием опорных схем;
-образование слов с новым значением с использованием приставок и
суффиксов с опорой на схему;
-дифференцировка слов, относящихся к имени существительному;
-определение некоторых грамматических признаков имени существительного речи по опорной схеме или вопросам учителя;
-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-построение простых распространенных предложений по образцу;
-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по
вопросам учителя, опорной схеме;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
-составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
-составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
-различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
-письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после
предварительного разбора (до 30 слов);
-письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы,
основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (30-35 слов).
Результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи, музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи, музыки.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия;
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получить возможность научиться:
- вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия;
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи выполнения типовых практических упражнений, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций и алгоритмов для выполнения практических упражнений и грамматических заданий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Обучающий получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цели и задачи выполнения типовых практических упражнений, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций и алгоритмов для выполнения практических упражнений и грамматических заданий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-дифференцировать главные и второстепенные члены предложения;
- дифференцировать часть речи-имя существительное;
- применять на практике наиболее распространенные правила написания слов;
-писать под диктовку текст, применять правила написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-писать изложение и сочинение;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся получать возможность научиться:
-дифференцировать главные и второстепенные члены предложения;
- дифференцировать часть речи- имя существительное;
- применять на практике наиболее распространенные правила написания слов;
-писать под диктовку текст, применять правила написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-писать изложение и сочинение;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Развитие жизненной компетенции:
-Связно высказываться устно и письменно.
-Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.
-Пользоваться словарем.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Обучение русскому языку представлено разделами:
№ | Тема раздела | четверти | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Повторение: Предложение Звуки и буквы | 10ч. 11ч. | | | | 21ч. |
2 | Слово: | 18ч. | 15ч. | | | 33ч. |
3 | Части речи: | | 19ч. | 47ч. | 24ч. | 90ч. |
4 | Предложение | | | | 10ч. | 10ч. |
5 | Повторение | | | | 5ч. | 5ч. |
6 | Словарный диктант | | 2ч. | | 1ч. | 3ч. |
7 | Контрольный диктант | 2ч. | 2ч. | 2ч. | 2ч. | 8ч. |
| Итого: | 41ч. | 38ч. | 49ч. | 42ч. | 170ч. |
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Учебно-методическое обеспечение | Дата |
1 | 2 | Предложение. Распространение предложений. | 3-8 | |
2 | 2 | Связь слов в предложении. | 9-10 | |
3 | 3 | Главные и второстепенные члены предложения. | 10-14 | |
4 | 3 | Различение предложений по интонации. | 14-20 | |
1 | 2 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 20-22 | |
2 | 3 | Согласные твёрдые и мягкие. | 23-28 | |
3 | 2 | Правописание звонких и глухих согласных. | 29-30 | |
4 | 2 | Гласные ударные и безударные. | 31-33 | |
5 | 1 | Упражнения на закрепление. | 34-37 | |
6 | 2 | Диктант. Работа над ошибками. | 86 | |
1 | 2 | Состав слова. Корень и однокоренные слова. | 38-42 | |
2 | 2 | Окончание. | 43-46 | |
3 | 2 | Приставка. Правописание приставок. | 47-51 | |
4 | 2 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. | 52-56 | |
5 | 2 | Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными. | 57-59 | |
6 | 2 | Проверка безударных гласных путём изменения формы слова. | 60-61 | |
7 | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 62-63 | |
8 | 1 | Работа с текстом. Ответы на вопросы. | 64-65 | |
9 | 2 | Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных. | 66-67 | |
10 | 2 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 88 | |
11 | 3 | Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант. | 68-69 | |
12 | 2 | Способы проверки парных согласных в корне слов. | 70-72 | |
13 | 3 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 73-78 | |
14 | 2 | Приставка и предлог. Правописание приставок. | 79-80 | |
15 | 2 | Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ. | 81-83 | |
16 | 3 | Упражнения на закрепление. Деление текста на части. | 83-88 | |
17 | 2 | Диктант. Работа над ошибками. | 91 | |
1 | 4 | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи. | 89-100 | |
2 | 3 | Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 101-105 | |
3 | 3 | Имена собственные и нарицательные. | 106-110 | |
4 | 3 | Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число. | 111-115 | |
5 | 3 | Мужской, женский, средний род имён существительных. | 116-121 | |
6 | 3 | Упражнения в определении рода существительных. Словарный диктант. | 122-123 | |
7 | 2 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 101 | |
8 | 2 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце. | 124-126 | |
9 | 2 | Закрепление правописания имён существительных. | 127-131 | |
10 | 3 | Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных. | 132-135 | |
11 | 2 | Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 135-136 | |
12 | 2 | Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 137-138 | |
13 | 2 | Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 139-140 | |
14 | 2 | Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 140-142 | |
15 | 2 | Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 143-144 | |
16 | 2 | Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 145-146 | |
17 | 2 | Упражнения в определении падежа имени существительного. | 147-149 | |
18 | 2 | Диктант. Работа над ошибками. | 107 | |
19 | 2 | Первое склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 150-152 | |
20 | 2 | Второе склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 152-154 | |
21 | 2 | Третье склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 154-156 | |
22 | 2 | Упражнения в определении склонения существительных. | 157-159 | |
23 | 2 | Первое склонение имён существительных в единственном числе. | 160-162 | |
24 | 2 | Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 163-164 | |
25 | 2 | Родительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 164-167 | |
26 | 2 | Дательный падеж имён существительных 1-го склонения. | 168-170 | |
27 | 2 | Винительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 171-172 | |
28 | 2 | Творительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 172-176 | |
29 | 2 | Предложный падеж имён существительных 1-го склонения. | 176-178 | |
30 | 2 | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го склонения. | 179-180 | |
31 | 2 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 106 | |
32 | 1 | Составление рассказа по опорным словам. | 182-183 | |
33 | 2 | Закрепление изученного. Словарный диктант. | 180-181 | |
34 | 1 | Второе склонение имён существительных в ед.ч. | 186-187 | |
35 | 1 | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 187-188 | |
36 | 2 | Родительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 189-192 | |
37 | 2 | Дательный падеж имён существительных 2-го склонения. | 193-196 | |
38 | 2 | Винительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 196-198 | |
39 | 2 | Творительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 199-202 | |
40 | 2 | Предложный падеж имён существительных 2-го склонения. | 203-205 | |
41 | 2 | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 2-го склонения. | 206-212 | |
42 | 1 | Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж. | 213-215 | |
43 | 2 | Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения. | 215-218 | |
44 | 2 | Винительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 219-222 | |
45 | 2 | Творительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 222-225 | |
46 | 2 | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 225-232 | |
1 | 2 | Диктант. Работа над ошибками. | 119 | |
2 | 2 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 233-237 | |
3 | 2 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 238-240 | |
4 | 3 | Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания. | 241-247 | |
5 | 2 | Годовой контрольный диктант. Работа над ошибками. | 122 | |
1 | 5 | Повторение пройденного за год | 251-260 | |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
Книгопечатная продукция:
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. –М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011
-Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М., «Просвещение».2010
Методические пособия:
-И.М. Стронская «Орфография русского языка в таблицах и схемах»СПб.: Издательский дом Литера, 2008.
-И.К. Новиченок «Грамматика русского языка в таблицах и схемах» СПб.: Издательский дом Литера, 2009.
-О.Д. Ушакова « 65 упражнений на все правила русского языка» СПб.: Издательский дом Литера, 2008.
-И.М. Стронская « Все части речи русского язвка в таблицах и схемах» СПб.: Издательский дом Литера 2009.
Таблицы и наглядные пособия:
1) Главные члены предложения;
2) Второстепенные члены предложения;
3) Бессоюзное сложное предложение;
4) Знаки препинания в предложениях с обращением;
5) Второстепенные члены предложения;
6) Сказуемое;
7) Подлежащее.
8) Виды предложений по цели высказывания;
9) Сложные предложения;
10) Знаки препинания в предложениях с однородными членами;
11) Виды простого предложения;
12Дидактический и раздаточный материал. Русский язык 5-7 классы;
Цифровые образовательные ресурсы:
1) ФРАЗА. Обучающая программа-тренажер по русскому языку;
2) Русский язык. 5 -11 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
3) Русский язык. Грамматика 5 -11 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
4) Русский язык. Основные правила орфографии и пунктуации 5 -9 классы (наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями);
5) Презентации «Имя существительное»;
6) Презентации «Имя прилагательное»;
7) Презентации «Местоимение»;
8) Презентации «Глагол»;
9) Презентации «Прямая речь. Диалог»;
10) Презентации «Стили речи»;
11) Презентации «Текст»;
12) Презентации «Сложные предложения и обращения».
Технические средства:
-ноутбук;
-интерактивная доска.