«Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ОВЗ на музыкальных занятиях»
Подготовила: Шостаковская
Ольга Владимировна
музыкальный руководитель, учитель музыки
Принципы воспитательного процесса - это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы.
Педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными нозологиями создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка;
-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей;
- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) ;
- тип темперамента.
Этапы работы:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, психологических и личностных.
- Выделение отдельных групп (т.е. дифференциация) учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление и подбор такого музыкального материала , который будет актуален для каждого ученика.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться преподавателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.
Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное обучение, усиление связей «ученик-ученик», большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Музыкальное воспитание направляется непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций, то есть зрительного и слухового восприятия, а также речевой деятельности.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем что с каждым годом детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании этих детей становиться актуальным, а также тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения и воспитания.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!»