СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация НРЭО на уроках русского языка с использованием регионального материала

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   История Южного Урала  издавна являющегося неотъемлемой частью русской земли, органично связана с историей страны, богата событиями и памятными датами. Наши земляки внесли большой вклад в российскую науку и культуру, храбро защищали Отечество в военные годы, трудились на мирных стройках, поэтому материал по этим темам можно подобрать. Предлагаю методические материалы по НРЭО на уроках русского языка из моей методической копилки для работы на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Реализация НРЭО на уроках русского языка с использованием регионального материала»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»












Рогожникова Елена Владимировна

Копейский городской округ








Методические материалы

по реализации НРЭО на уроках русского языка

с использованием регионального материала.

Статья из опыта работы


























2022г.

Реализация НРЭО на уроках русского языка с использованием регионального материала.

Возрождение духовности и национального самосознания - одна из проблем современного общества и школьного воспитания. На это ориентирует процесс обучения и воспитания в школе, где приоритетным направлением обозначено воспитание гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру.
Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка и литературы чувство патриотизма и национальной гордости за свой край, родину, родной язык?
В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка и литературы. Однако в школьной практике материалы культурно-национального и краеведческого характера практически не используется или мало используются.
Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Учитель-словесник тщательно отбирает интересные тексты для изложений, диктантов, фактические тексты для комплексного анализа, для связи с биографическими данными изучаемого творчества поэта или писателя, отражающие региональный и этнокультурный компонент.
Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
русского языка и литературы вызывает у школьника
желание узнать больше о своей малой родине и чувство гордости за свою страну.

Таким образом, умело подобранные педагогом для урока тексты,
являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится
важнейшим средством не только обучения, но и воспитания обучающихся.
Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Это, во-первых, словарная работа, в ходе которой выполняется задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово по его описанию; подобрать синонимы, антонимы к данному слову; составить «тематические словарики» и т.д.
Вторая форма работы - работа с «малыми текстами», т.е. выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Почему мы так говорим?»
 Третьей формой работы является комплексный анализ текста, содержащего краеведческий материал, а так же работа с «текстами – информаторами», используется для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов, текстов - «вырезок» из газетной статьи, для использования на уроках развития речи, для стилистического анализа текста.
Наиболее значимая форма работы по лингвистическому краеведению - продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения различных жанров; реферат или проект на краеведческую тематику.

Подбор текстов осуществляется не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами в русском языке, связи с программным произведением, изучаемом на данный момент, но и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою родину.
Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный этнокультурный компонент, можно выполнять такие задания, модели которых можно использовать на уроках в любом регионе.
История Южного Урала издавна являющегося неотъемлемой частью русской земли, органично связана с историей страны, богата событиями и памятными датами. Наши земляки внесли большой вклад в российскую науку и культуру, храбро защищали Отечество в военные годы, трудились на мирных стройках, поэтому материал по этим темам можно подобрать.

Предлагаю методические материалы по НРЭО на уроках русского языка из моей методической копилки для работы на уроках русского языка.

Тексты - описания природы родного края для диктантов, изложений, КАТ

Текст №1

В Уральских горах

Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы. Мы вдвоем преодолеваем подъем. Немало мешает нам молодая поросль, что так буйно разрослась. Чаще и чаще преграждают нам путь глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако чья-то заботливая рука уложила в трудных местах стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, словно по мосткам. Наконец, взято последнее препятствие, и мы на вершине горы. От самого подножия горы на восток уходит равнина. Возле хребта еще заметны холмы. Но чем дальше, тем больше они сглаживаются. Равнина простирается до горизонта. На слегка холмистой поверхности среди зелени сверкают озера. Какое их множество! Синие, серо - голубые, зеленоватые, зелено - желтые, коричневые. Одни молодо сверкают под лучами солнца, радуясь своему существованию, но немного таких веселых синих глаз. Вот спокойно блестит зеленый глаз. Нет уже в нем молодого задорного сияния.

(135 слов)

Для КАТ смотрите план комплексной работы с текстом.

Вариант: диктант с продолжением.

Текст №2

Осень на Урале

Как прекрасна и своеобразна осенью природа Урала! Листья берез уже пожелтели, но кое - где еще остались желто - зеленые пряди. Землю покрыл ковер иголок и листьев. На маленьких сосеночках висят, зацепившись за иголки, тоненькие паутинки, оставленные паучками. За паутинки зацепились кусочки коры. Хвоя маленьких сосеночек стала мягче, а у старых погрубела и еще больше потемнела. Сосны-великаны и белоствольные березки щедро раздают свои дары. Березка осыпает золотыми монетками сырую землю и молодые сосеночки. Тронь их за веточки, и посыплются на землю дождем листья и сухие иголки. Очень яркими стали листья осины, шиповника и рябины.

Вечером, когда нет ветра, вся природа как будто замирает. Ни одна веточка, ни один листочек не шелохнется. На фоне золотой листвы резко выделяются старые сосны. Вечером воздух чистый, легкий, прозрачный. Очень легко дышится.

Интересно наблюдать за природой ночью. Ночи уже холодные и темные. Луна какая-то голубая, а не желтая, как летом, со своими спутницами - звездами молча, смотрит на землю, излучая холодный голубоватый свет. Когда они выходят из-за облаков, все кругом преображается. Деревья кажутся сказочно – таинственными, и, когда идешь ночью по лесу, кажется, что попал в сказку.

Особенно красив лес утром. Луна из голубой превращается в матово – белую. Трава поседела от инея. На золотых листьях берез и красных шиповника иней застыл причудливыми узорами и на солнце сверкает красивее драгоценных камней. Трава стала мохнатой. На красных ягодах рябины иней застыл иголочками, и, если потрясти ветку, то можно услышать, как очень - очень тихо звенят застывшие ягоды.

Грамматическое задание учитель составляет по своему усмотрению по теме.

Текст № 3

Зима на Урале

В лесу торжественная тишина. Он очарован волшебным сном. Волшебница – зима одела кусты в пушистые полушубки, березки нарядила в серебряные платья с белоснежной каймой. На ярком солнце лес блестит и переливается ослепительной красой.

Везде заглянула красавица – зима. Суровые стражники – сосны в искрящихся снежных шлемах возвышаются среди берез. Рябинки тоже принарядились, они надели белые платья, вытканные нитями алмазов. Алмазы горят под лучами холодного солнца. Молодые сосенки она с головой накрыла теплым пушистым одеялом.

Гордый красавец – лес молчаливо раскачивается, словно хозяин, встречает нас поклонами. На ветках ели лежит свежий утренний снежок, а сама она, словно княгиня, одета в белую мантию. Все кругом занесло снегом. Зимушка – зима радует нас на Урале своими чудесами!

Данный текст можно использовать для работы над изобразительно – выразительными средствами языка.

Задания: дайте свои варианты заглавий текста; подчеркните все прилагательные, объясните Л. З. слова «мантия».

Тексты № 4,5. Весна и лето на Урале ученики составляют сами по заданию учителя. В слабом классе можно использовать слова – опоры на тему «Любимый уголок природы летом», «Весна на моей улице» или коллективный рассказ с комментарием учителя на подобные темы.

Текст№6

Велики просторы уральской земли. Как огромный каменный пояс протянулся горный хребет на две тысячи километров от холодного Карского моря до теплых степей Казахстана, разделяя два материка: Европа и Азия. Разнообразен уральский пейзаж: то высокие скалистые горы, то мягкие, пологие склоны, то озера с родниковой водой, то бурные, каменистые речушки. То дикостью и суровостью поражает он путешественников, то нежностью голубых озер и вольностью степей. «Камень», «Пояс», «Урал – батюшка», так из века в век называл народ Уральские горы.

Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств и героической истории, сыграл в жизни Российского государства роль большую и важную.

Урал знали древние ученые Греции и Рима, слышавшие о его богатствах и давшие ему имя Рифеи. Дорогу за Камень – за Урал проложил Ермак со своей дружиной в 16 веке. С тех пор пошла слава о богатствах гор.

Задание: Обозначьте грамматические основы, союзы, найдите причастный оборот, однородные члены предложения, выполните все виды разбора.

Следующие задания с опорой на региональный материал можно использовать на уроках развития речи

Задание№1
Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и

систематизируйте материал для устного выступления или домашнего

сочинения о родном крае (городе, селе, посёлке). Учитывайте формулировку вашей темы!

  1. Что тебе известно из истории возникновения родного города (села,
    посёлка, деревни)? Как возникло его название? Менялось ли оно?

  2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство
    гордости и почему?

  3. Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были
    созданы? Чем особенно интересны?

  4. Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края?
    Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

  5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём
    могут рассказать названия улиц и площадей родного края? Что та знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

  6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

  7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

  8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для
    него? Чем ты поможешь ему?

Задание№2

Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

1.Героические страницы истории уральского края.

2.Мои замечательные земляки.

3. Их именами названы улицы нашего города.

4.Археологические памятники Южного Урала.

5. Достопримечательности нашего города.

6. О чём рассказал памятник?

7. Музеи Челябинска и Копейска

8. Челябинск литературный.

9.Челябинск театральный.

10. Известные меценаты края.
11. О чём рассказывают географические названия?
12.Этнография уральского края.

13.Тема края в творчестве наших земляков.

14. Слово о моем крае (городе).

15. Мой поселок.

16.Старый и новый Челябинск или Копейск.

17. О чём могут рассказать старые дома?

18. Прошлое и настоящее моего города.

19. Завтрашний день моего города.

20. Я - экскурсовод.

21. Знакомьтесь, Челябинск.

22. Удивительное рядом.

Задание№3.
Представьте, что вы экскурсовод, и вам необходимо обратиться к
экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно
определив тему высказывания.
Мне хочется обратить ваше внимание на ...

Прошу вас обратить внимание ...

Обязательно обратите внимание на ...

Привлекаю ваше внимание ...

Хотелось бы привлечь внимание...

Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните их грамматическую основу.


Задание№4
Продолжите сочинение по его началу


1. С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один
представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит
бескрайнюю степь, третий - таежный лес Урала. А что представляется мне при слове «Родина»?

1. Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя
родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого
мне...

2. Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй,
просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья...

Задание№5

Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте—рассуждении.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.


Текст для слухового диктанта для 8-9 классов.
Прочитайте. Какая общая тема объединяет данные предложения? Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя попущенные буквы.

Озаглавьте текст. |

Челябинск (?) один из крупнейших российских городов. История его

тесно переплетается с историей Российского государства
Челябинск - «музей под открытым небом» (?) сохранивший в своей старой части общий стиль застройки рубежа XIX - XX веков.

В прошлом и настоящем города - имена извес…ных писателей (?) художников (?) музыкантов (?) актеров.

Челябинск (?) город активной политической жизни: арена многих вос…таний и революций, Танкоград страны во время Великой Отечественной войны.

Окрестности Челябинска (?) самые живописные места Южного Урала, с уникальным растительным и живописным миром.

Текст для словарного диктанта с грамматическим заданием.

Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной

связи.

Площадь Революции, Сугомакская пещера, уральские жители, река Миасс, парк Победы, театр имени Наума Орлова, Свято - Троицкий собор, памятники старины, Вечный огонь, старинный особняк для Литературного музея, бережно сохранять, подлинное искусство, сквер и парк Победы, свернуть направо на улицу Пушкина, заметить издалека, Художественный музей, спортивная арена «Трактор», парк имени Пушкина, экскурсия по Кировке.

Задание для индивидуального письменного опроса.

Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте.

«Какой красивый, интересный народ в уральской глубинке! И как к ним идут старинные казачьи костюмы! И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре? И это осанка, полная достоинства? Как ни станет казак - все красиво. И крестьянки, их бабы, им так подходят: рослые, красивые, смелые. Настоящие литературные герои исторических романов и живописных полотен.

Диктант для 9 класса

«Отчийкрай»

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненные предложения», приобщить к тайнам познания родного края; выполнить задания (1в. - синтаксический разбор, 2в.- поиск союзов, определение групп союзов и их значений).

Урал... Милый отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, твои друзья. Этот край мы не только любим, но и гордимся им.

Землю нашу называют самоцветной. В ней столько самоцветных камней, сколько нет его во всей Европе. Также зовут землю уральскую железной. Под толстым слоем различных пород запрятан в её недрах клад богатой железом руды.

Просторная нива кормит нас, а заповедные дубравы, березовые рощи,

речные долины и синие дали пленяют душевной красотой4.

Край уральский - родниковый край. Из живых его ключей берут исток известные всей стране реки: Урал, Юрюзань, Миасс, Ай.

На крутых берегах рек предки наши ставили крепости, преграждая путь в Европу, Сибирь и Азию кочевникам.

Уральский край гордится своей героической историей.

Немало наших земляков храбро сражалось за лучшую долю как в войсках Салавата Юлаева, так и Пугачева. Край уральский был объят пламенем первой русской революции. Когда на нашу Родину обрушился вновь военный смерч, герои земли уральской, пронесли победу на своих штыках сквозь огонь и дым, заслужив благодарность современников и потомков.

Ежегодно рассекают мирное небо над площадью Революции огненные
зарницы да торжественно гремят залпы орудий, и пышным дождем
рассыпаются звезды победного салюта над старинным и очень
помолодевшим Челябинском.

Тема: Творческий диктант с заданием: определить в отмеченных предложениях (*) грамматическую основу предложения, дать обоснование способа выражения грамматической основы: подлежащего и сказуемого; синтаксический разбор предложения.

 Цель: проверить знания учащихся по усвоению темы "Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения".

Наш замечательный земляк. Ученики получают задания подобрать тексты из художественной литературы, газет из журналов о земляках, прославивших Южный Урал. Актеры, поэты, режиссеры, музыканты, космонавты, спортсмены, писатели, герои России (С. Герасимов, О. Митяев, Л. Скобликова и др.) Текст редактируется учителем и далее выбирается вариант для работы.

7 класс. Итоговый контрольный диктант (за год).

 Мы и природа
.

Первое, что мы увидели, выйдя из чащи лесной посадки, были и речка, и лес вдали, и небольшая полянка, ограждённая почти со всех сторон камышами.

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце местность - всё же мы решили остановиться поближе к высоким деревьям, отдающим от своей высоты тень.

В течение дня всё было так интересно. Берёза по-детски встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя нас. Молодые листья лепетали, да вторили им необычные звуки тишины. Вокруг радостно кивали синенькими головами первые весенние цветы. Птичьи голоса тревожили наше уединение. Освещенная лучами солнца, речка так и манила своей обманчивой прохладой и негромким шепотом. 

Увы, и даже эта красота природного мира не успокоила нашу грусть от
вида брошенных то там, то здесь пустых бутылок, бумаг, консервных банок,
остатков продуктов питания.

Мы не могли уйти, не убрав полянки. Так хорошо чувствовать себя полезными природе.


Диктант составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по жизненным экскурсионным впечатлениям.

Задание: продолжите текст, напишите об отношении человека к окружающей природе.

 Объяснительный диктант по теме «Местоимения»

Цель: определить знания учащихся по заданной теме. Развивать умения находить местоимения в тексте,
указывая их разряд; производить морфологический
разбор указанных частей речи, синтаксический разбор
указанных предложений; обозначать графически
орфограммы в подчеркнутых словах.

 Миллионы лет назад на месте нашего Урала бушевал Мировой океан.

Через тысячелетия море ушло, оставив нам древние горы, холмы и впадины.

Столетия спустя в золотом веке русской литературы А. С. Пушкин, словно о крае уральском напишет: « Пригорки, рощи и долины весны огнем оживле­ны...».
А знаменитый В. А. Жуковский, проезжая по Южному Уралу, расскажет о своих впечатлениях в путевом дневнике: «Что за прелесть Уральские горы! Приятная природа; ровные места, рассеянные березовые рощи… не нашел я места прекраснее и живописнее сего»

Минут годы, и каждый уралец узнает о славных земляках: о гордости русской булатной стали Аносове, о знаменитых сказах Павла Петровича Бажова и Серафимы Власовой, о поэтах Людмиле Татьяничевой, Борисе Ручьеве и драматурге Константине Скворцове, об известном современном музыканте – песеннике Олеге Митяеве.

Любой уралец знает, что наш край богат: музей под открытым небом – Аркаим, дом Демидовых, Ильменский заповедник, озера – Увильды и Тургояк,- все это достояние не только Урала, но и всей России.

Не только на уроках русского языка, но и во внеурочной деятельности важно не только решать образовательные задачи, развивать речь учащихся, фонематический слух, но и расширять кругозор живыми впечатлениями от окружающей действительности. Происходит воспитание у учащихся чувства доброты, любви к малой Родине через стихотворения уральских поэтов, знакомство с географическими названиями и природными богатствами Южного Урала.

Предлагаю вам занимательные материалы по разным разделам программы для кружковых занятий, которые можно использовать и при планировании предметных недель, можно использовать и блоками на уроках.

Тема: Фонетика

1.Назвать озеро (реку), в названии которого звуков больше, чем букв; звуков меньше, чем букв.

2.Назвать озеро (реку), в названии которого 2 (3) слога.

3.Назвать озеро (реку), имеющее несколько способов переноса с одной строчки на другую.

(Даются названия озёр: Тургояк, Увильды, Кисегач, Первое; названия рек: Урал, Миасс, Уфа, Уй, Юрюзань)

Выделите корень, суффикс, найдите безударную гласную.

Ходил человек по земле уральской, камешек узорчатый найдет – в сумку походную спрячет. Словцо меткое услышит – в книжечку запишет.

(Уральский, камешек, узорчатый, походную, словцо, услышит, книжечку, запишет)

Тема: Звуки и слоги.

1.Определить количество слогов, букв, звуков, общую орфограмму.

Даются названия городов: Златоуст, Копейск, Миасс, Коркино, Кыштым, Магнитогорск.

2.Найти лишнее слово: Златоуст, Сатка, Кыштым, Увильды.

Тема: Прописная буква (в названии рек и озёр).

1.Что общего в названии озёр: Чебаркуль, Дуванкуль, Сарыкуль, Теренкуль?

2.Сгруппировать названия рек: Урал, Миасс, Уй, Увелька, Теча, Уфа, Увильды (озеро)

3.Творческое задание. Собрать названия водоёмов:

  

Тема: Алфавит 1. Расположите названия рек в алфавитном порядке: Урал, Миасс, Теча, Ай, Юрюзань, Багаряк.

2. Расположите названия озер в алфавитном порядке: Касарги, Увильды, Чебаркуль, Дуванкуль, Еловое, Шелюгино,, Курлады, Курочкино.

На занятиях по топонимике можно использовать карту географических названий области, а на уроках записывать соответствующие стихотворения для языкового разбора.

«А» - Ай, Аша, Аргази, Алакуль.

Река Ай в переводе с башкирского «луна», «лунная». У древних башкир луна считалась божеством, дарившем радость и красоту.

«Б» - Бирюза, Бакал.

Про Москву поется много песен,

Меньше песен слышно про Урал

Свет на свете неизвестен

Город моей Родины – Бакал.

Р. Дышаленкова

«В» - Второе, Волчье

«Г» - Горькое

Горькое – целебные свойства воды и озерного ила способствуют очищению и залечиванию ран.

«Д» - Дуванкуль, Дубравное.

«Е» - Еланчик, Еловое.

«Ж» - Желтое озеро, Журавлиное.

«З» - Зюраткуль

По тропинкам, по лесам

Поднимитесь к небесам

И на озере Зюраткуль

Подивитесь чудесам.

Н. Кондратковская

«И» - Инышко, Иткуль, Иртяш.

На Инышке – то, в темном озере,

А во стальной воде, да под стеклышком

Спрятан, скрыт, лежит пугачевский клад…

К. Копысова

«К» - Коркино, Копейск, Куса, Кыштым, Карабаш, Касли, Коелга.

«Л» - Лазурное

«М» - Миасс, Мисяш, малахит, озеро Мартышье

…В тяжелых каменных породах

Волной играет малахит

Л. Татьяничева

В прошлом на озере Мартышье обитало большое количество чаек и крачек. Их народное прозвание «Мартышки» закрепилось в названии озера.

«Н» - налим

Какая рыба размножается не весной и не летом, а в январе. В летнее время она обитает на глубине, в норах или под камнями (налим)

«О» - Окунево, Окункуль.

«П» - Первое, Пахомово, Подборное.

«Р» - Резервное, Рамгуль.

На берегу озера Резервное находились резервы сторожевой охраны пограничной линии.

«С» - сим, Синара, Селезян, Смолино.

«Т» - Тургояк. Теренкуль, Теча.

Озер немало на Урале,

Но лучше всех, пожалуй, то,

Которое Тургояком назвали,

Красивей всех озер оно!

А. Мещерякова

«У» - Урал, Увильды, Утяганка, Увелка.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Л. Татьяничева

В древности реку Урал называли Яик. На ее берегах жили яицкие казаки. В 16 веке (1775г.) по указу Екатерины 2 реку переименовали в Урал.

«Ф» - фенакит (драгоценный камень)

«Х» - Хиолит (драгоценный камень, открыт в 1845г.)

Название произошло от греческого слова «Хион» - снег и «литос» - камень. Хиолит – снежный камень.

«Ц» - Циркон (драгоценный камень)

Название произошло от персидского слова «царгун» - золотой цвет, хотя минералы бывают и коричневыми, и бурыми, и голубыми.

«Ч» - Чусовая, Чебаркуль, Челябинск.

Челябинск основан 2(13) сентября1736 г. как военное поселение – крепость на правом берегу Миасса. В татарском языке – «Челяби», в башкирском - «Селяби» – мужское имя. В турецком языке «Челяби» – означает «божественный», «образованный», «господин».

«Ш» - река Шумиха, озеро Шантропай, гора Шаманка, озеро Шелюгино.

Лосенка пасет лосиха.

Тишь. А в той тиши

Моет река Шумиха

Камешки – кругляши.

Л. Татьяничева

«Ю» - Юрюзань

Возле скал из-под скал

Возникает река Юрюзань.

Л. Татьяничева

Юрюзань – ныряющая река. Она собирает подземные воды и выходит на поверхность земли более сильной и многоводной.

«Я» - озеро Яичное, Яланское

Яичное – озеро овальной формы.

Яланское – в переводе с башкирского «озеро в безлесной местности»

Уроки и внеурочные занятия, где использован материал по краеведению, проходят на удивление интересно, увлеченно, с большим эмоциональным подъемом. Учащиеся просят рассказать дополнительно об интересующем их материале, работают с информационными источниками, в которых об этом можно прочитать. Особенно радует, когда ученики сами приносят интересный дополнительный лингвистический материал о родном крае.

Работа с данным материалом позволяет формировать универсальные учебные действия по программе изучения предмета и одновременно приобщать учеников к истории, культуре и литературе родного региона.

Представленные задания способствуют развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, анализировать, работать с текстом и словарем.

Ученики работают не только над орфографическими задачами, но и получают возможность почувствовать красоту родной земли, края, где они родились и живут.

Тема: Морфемный разбор.

Задание: Обозначить приставки. Подчеркнуть имена известных уральцев.

1. Нашел первую россыпь на Урале Лев Иванович Брусницын.

2. Уральцы называют Михаила Львова поэтом танкистов.

3. Космонавт №4 – Павел Романович Попович – учился в Магнитогорске.

4. В Москве проходил турнир силачей «Самый сильный». Победителем стал челябинский богатырь Эльбрус Нигматуллин.

Тема: Непроизносимые согласные.

Задание: Выписать слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

Над высоким Таганаем

В небе плавает луна.

Здравствуй, родина лесная,

Золотая сторона

Н. Куштум.

Тема: Безударные падежные окончания имен существительных.

Задание: Вставить окончания, определить падеж.

Был в Миасс.., жил в Златоуст.., плыл по Юрюзан.., музей в Челябинск.., санаторий в Чебаркул.., Вечный огонь в Копейск…

Тема: Правописание числительных.

Задание: Запишите предложения и числительные словами, определите их разряд.

Свое начало река Миасс берет в Азии, вблизи деревни Орловка. Затем река преодолевает 658 километров. На реке 77 островов.

Большими возможностями в реализации регионального материала располагают уроки русского языка. На каждом уроки можно отводить 7-10 минут для «языковой разминки», которая обеспечивает регулярное повторение основных учебно - языковых и правописных умений и навыков. Ученикам предлагаются предложения по темам программы русского языка с привлечением регионального материала для языкового разбора (фонетического, морфемного, словообразовательного, синтаксического).

Простое предложение

Золотой осенью удалось мне побывать в лесной полосе Урала.

Взгляните на карту Челябинской области!

Слава об уральских самоцветах широко разнеслась по стране.

Солнце лилось с Таганая ослепительными потоками.

На ветках рябин горели крупные гроздья ягод.

С давних времен люди ценили целебные свойства сосны.

Ночную тишь прорезал свист крыльев птицы.

Осенью переменила белка рыжее пальто на шубку.

Богата природа Южного Урала.

Предложения с однородными членами

Ветер переметает снег с места на место, разрушает кору деревьев.

Утренний туман замер и лег инеем на землю.

Светятся, искрятся на солнце сосульки.

Крупные капли ночной росы на траве и листьях деревьев отливают всеми цветами радуги.

Историки, литераторы, краеведы Урала продолжают изучение нашего края.

Предложения для синтаксического разбора

Наши Уральские горы самые чудесные и живописные. В любое время года они привлекают и очаровывают туристов, художников, поэтов.

Центр Челябинска – это площадь Революции, одна из самых просторных и красивейших на Урале.

Озеро Тургояк за чистоту воды занесено в список редчайших водоемов мира.

Урал-это сокровищница России, это природная крепость, жемчужина будущего.

Почти полтора века назад русский горный инженер Иван Редикорцев нашел на берегу реки Миасс, у села Миасское, уголь.

Использование регионального материала на уроках русского языка способствуют обогащению словарного запаса учеников, расширяет знания об истории и культуре края, обычаях и традициях народов, с древних времен живущих на Южном Урале. Задача учителя – словесника привлечь интересный социокультурный материал: информационный, аналитико – проблемный, краеведческие находки, факты рекламы, новинки публицистики и другие для своей методической копилки.

Как сказал методист 19 века Н. Лавровский: «Надо привести учащимся примеры, когда одно, хорошо и уместно употребленное выражение охватит всю душу ребенка, так как оно ближе всех к его сердцу, звучит доверчивее для его уха». Тогда успех будет сопутствовать ученику и учителю.





Заявка

на участие в конкурсе ««Проектирование образовательного процесса с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области. Образовательная область «Филология»



Фамилия Имя Отчество (полностью)

Название материалов

Ученая степень, ученое звание, почетное звание

Город

Представляемая организация

Руководитель организации

Контактный телефон участника

E-mail

1.

Рогожникова

Елена Владимировна

Методические материалы по реализации НРЭО языкового образования на уроках русского языка с использованием регионального материала. Статья из опыта работы.

нет

Копейский городской округ

МОУ СОШ № 24

Андреева Ольга Петровна

89507269124

rusil24.mail.ru